В 2008 году Сэмюел Кулберт, профессор Университета Калифорнии и бизнес-консультант, опубликовал в The Wall Street Journal колонку, озаглавленную «Избавьтесь от аттестации сотрудников!». Колонка вызвала живой отклик у читателей, и в результате он написал книгу с тем же названием. Ее идея заключается в том, что регулярная аттестация сотрудников «разрушает мораль, убивает командную работу и снижает прибыль». Процесс оценки подчиненного начальником, по мнению Кулберта, это «односторонняя, субъективная оценка начальника, пустая претензия».
Тем не менее аттестация — неизбежная реальность для большинства сотрудников крупных корпораций, работающих в России. Проходит она очень просто: периодически, обычно раз в год, начальник вызывает к себе подчиненного и, стараясь отстраниться от его подвигов и поражений, оценивает, как выросли за отчетный срок его навыки, над чем ему следует поработать, что подучить и, наконец, светит ли ему карьерный рост.
Такие процедуры существуют не только в транснациональных корпорациях вроде Procter & Gamble и Google, но и в российских компаниях. «Балтика», «Билайн», «Евросеть», бизнес-школа «Сколково» — все они проводят аттестацию. Причем процедуры схожи друг с другом, потому что по большей части позаимствованы у транснационалов. Компания «Эфко» пошла еще дальше и создала специальный отдел администрирования карьерного роста, который призван строго следить за тем, чтобы начальники не были пристрастны при оценке подчиненных. Таким образом, начальник знает, что перспективный сотрудник в какой-то момент может перерасти его самого (и ему придется это констатировать), и это дисциплинирует обоих.
Что делать сотрудникам, чтобы выжать из аттестации максимум и ничего не потерять? «Надо следовать трезвому расчету, — говорит Кулберт. — И не поддаваться эмоциям. Помните, что вы имеете дело с субъективной оценкой».
Пол Фалконе, вице-президент Time Warner, автор книги «2600 фраз, которые помогут пройти аттестацию», рекомендует начать подготовку за два месяца до аттестации. Напишите список всех своих достижений. Что вы сделали для увеличения выручки, сокращения издержек, экономии времени и модернизации своего отдела? Убедитесь, что вы включили в список все, что сделали за год — с прошлой аттестации. «Начальник уже не помнит, чем вы занимались 11 месяцев назад», — говорит Фалконе. Кроме того, советует он, сформулируйте, какая вам потребуется поддержка от начальства. И распишите свои планы на следующие 12 месяцев.
Заполняя форму оценки своих достижений (стандартный этап аттестации), выражайтесь ясно. Как и на самом собеседовании. «Указывайте конкретные достижения, а не общие. Только на родном языке, пожалуйста!» — предостерегает Фалконе. Не пользуйтесь ужасающим менеджерским сленгом.
Что делать, если босс неожиданно начинает вас критиковать? У Фалконе и на этот случай есть действенный рецепт.