Ответ на этот вопрос кроется в том, как должны подготовиться к тренингу сам коучи — то есть клиент. Известные американские консультанты в области лидерства Дон Грейсон и Керри Ларсон выделяют 7 основных барьеров, которые мешают руководителям получить максимальные результаты от коучинга. По моим наблюдениям, эти фобии, предубеждения и ожидания в полной мере присущи топ-менеджерам российских компаний.
Завышенные ожидания
Я никогда не забуду потенциального клиента, который требовал, чтобы через месяц коучинга он перешел от модели управления «царь и тысяча слуг» к модели «партнерство». Человек искренне верил в возможность такого преображения и обижался, когда я отказывался браться за работу.
Поведенческие изменения, особенно у зрелых успешных людей, проходят сложно и требуют упорной кропотливой работы над собой. В качестве практического совета хочу предложить следующее. Когда вы, хорошо подумав, сформируете свои ожидания в отношении своей первой коучинговой программы, разделите их на 2 – получится очень напряженная, но все-таки реалистическая программа.
Еще один аспект – правильные ожидания в отношении ролей участников. Помните, что коуч – инструмент, организатор, помощник, специалист по процессу, но главное действующее лицо – вы, готовьтесь именно к этому – действию.
Отсутствие «коммитмента»
Приношу свои извинения за использование еще не вошедшего в русский язык слова, однако у него нет полновесного эквивалента. «Коммитмент» – это принятие коучинга всерьез, готовность соблюдать взятые на себе обязательства, вкладывать в коучинг интеллект, эмоции, время.
Некоторое время назад я работал с одним талантливым и успешным менеджером, у которого были серьезные проблемы во взаимодействии с подчиненными - особенно в общении - что существенно снижало его эффективность и огорчало сотрудников. Казалось, что эти вещи можно поправить с помощью коучинга, и мы начали работу. Однако очень скоро я почувствовал, что у коучи нет «коммитмента». Есть любопытство, интерес к процессу и ко мне лично, желание узнать какие-то новые вещи - но нет готовности напрягаться, преодолевать себя, быть последовательным. Программа не достигла своих результатов, хотя мы оба приятно и небесполезно провели время.
Боязнь раскрыться
Похожая на предыдущую проблема, связанная с желанием избежать неудачи любым способом. Пусть даже ценой отсутствия прогресса в собственном развитии. Тем, кто не готов рисковать, не следует обращаться к коучингу.
Коучинг является как раз той формой развития, которая дает возможность экспериментировать с новыми стилями поведения в безопасной обстановке. Один из моих клиентов никак не мог перейти в общении со своими подчиненными-ровесниками на «ты», чем создавал дополнительную властную дистанцию. Он пребывал самой вершине организации, иерархия которой и без того была жестко выстроена.
Для того, чтобы помочь ему, мы в ходе группового коучинга ввели правило обращения друг к другу на «ты», которое действовало только в течение закрытых для внешнего мира сессий. Из этих сессий обращение на «ты» перекочевало на неформальные встречи и постепенно утвердилось в рабочей среде.
Пассивная роль
«Ну, говорите мне, что делать!» – клиент растянулся в кресле, улыбнулся и внимательно посмотрел на коуча. К сожалению, такие ситуации не редки. Некоторые руководители ожидают, что коуч сделает за них львиную долю работы – ведь он же получает за это деньги.
Иногда причиной такой позиции является искреннее непонимание коучинга. Но чаще всего это пассивность. Вернее, механизм защиты от каких-то внутренних страхов коучи – выглядеть смешным, потерпеть неудачу, продемонстрировать слабость. Понимание истинной причины, как правило, позволяет преодолеть сопротивление. Если же это не удается, не стоит тратить время на такой коучинг.
Страх перед вовлечением третьих лиц
Работая с СЕО крупной индустриальной компании, мы пришли к совместному выводу, что его эффективность снижается из-за чрезмерной централизации процесса принятия решений и контроля их исполнения. Чтобы изменить ситуацию, требовалось включить в процесс ближайших сотрудников директора – его прямых заместителей. Первоначально несколько замкнутый и не всегда уверенный в себе руководитель не хотел расширять участников того, что он считал своей коучинговой программой. Однако под влиянием моих аргументов согласился поэкспериментировать.
Результаты превзошли все ожидания. Повысились не только эффективность руководителя и его уверенность в себе, но и результативность всей команды. В компании возник новый институт – периодические сессии высшего руководства.
Изменения в поведении руководителя, находящегося в центре сложной социальной сети, редко возможны без определенных изменений в поведении других людей. И тем более - без их поддержки. Поэтому планируя коучинг, руководитель должен планировать вовлечение других людей в процесс и настраиваться на сотрудничество с ними.
Технические проблемы
В основном они касаются целей коучинга. К сожалению, часто цели программы недостаточно четки и измеримы. Например - «повысить уровень доверия в команде руководителей», «стать более эффективным генеральным директором» или «научиться лучше делегировать». Столь размытые цели не позволяют сфокусировать программу и усилия ее участников и снижают ее эффективность.
Еще одна проблема – отсутствие промежуточных целей, особенно в продолжительных (более 3 месяцев) программах. Не имея таких целей, участники программы могут сбиться с курса, потерять ориентиры и даже прекратить программу. Хороший коуч не допустит появления размытых целей или отсутствия промежуточных показателей. Однако, и его подопечному не следует забывать о своей ответственности и не допускать простых, но дорогих ошибок.
Синдром Распутина
В коучинге есть еще одно потенциальное «узкое место», о котором необходимо помнить руководителю. Это опасность чрезмерного влияния коуча. Худшим его следствием может стать утрата клиентом самостоятельности. Да, случаи появления Распутиных и Томасов Кромвелей в бизнесе редки, но будьте начеку - особенно если у вас есть предрасположенность к передаче ответственности. Первыми симптомами зависимости является постоянно появляющееся желание поговорить с коучем перед принятием решения (даже второстепенного), откладывание решений до следующей встречи с коучем, стремление увеличить количество коучинговых сессий и их продолжительность, расширение согласованной коучинговой программы.
Хороший коуч должен заметить появление зависимости клиента и помочь ее преодолеть. Если же коуч не поднимает этого вопроса, но вы чувствуете актуальность этой темы, скажите ему об этом – часто одного обсуждения этой темы бывает достаточно для того, чтобы ее закрыть раз и навсегда.
Итак, еще раз об основе эффективности коучинга. Это - регулярная обратная связь. Какими бы ни были планы вашего коуча, сделайте так, чтобы у вас была возможность поделиться своими соображениями о программе и о каждой конкретной сессии. Ваша обратная связь не должна претендовать на всеохватность – достаточно поделиться несколькими мыслями и ощущениями.
Не стесняйтесь рассказывать коучу не только о том, в чем вы твердо уверены («Я не очень хорошо понял вашу фразу о моей неэффективности в роли стратега»), но и о своих сомнениях («Иногда мне кажется, что мы слишком быстро достигаем согласия, вы подавляете меня своей убежденностью»), а также эмоциях («У меня свело спину, когда вы рассказывали о моем выступлении на конференции, и я думал только о том, как бы поскорее прошла боль»).
Не переживайте по поводу формы обратной связи, вы работаете с профессионалом. Любая информация будет полезна коучу – ведь на ее основе сможет внести коррективы в собственное поведение, дизайн программы, формат вашего общения. Помните и о том, что кроме корректирующего эффекта, откровенная обратная связь укрепляет отношения доверия и сотрудничества. Именно на них и базируется эффективный коучинг.
Автор - профессор бизнес-школы INSEAD