К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Как правильно выбрать персонального коуча

Как правильно выбрать персонального коуча
Пошаговая инструкция от профессора INSEAD

Отсеиваем некомпетентных тренеров

Первый вопрос — как отсеять обманщиков, которые выдают себя за квалифицированного коуча? Для начала определитесь, что выбираете тренера сами, не делегируя эту роль специалисту по развитию или директору по персоналу. Примите как факт, что в России и СНГ достаточно много людей и организаций предоставляют коучинговые услуги, не имея профессиональных  стандартов, традиций, устойчивой репутации.

Исследования коучинговой практики показывают, что важнейшими критериями выбора бизнес-коуча являются (в порядке убывания значимости):

  • объективно подтверждаемое наличие опыта коучинговой работы;
  • личные качества и опыт работы в бизнесе;
  • гибкость коуча с точки зрения используемых методов работы и готовности взаимодействовать с другими методами;
  • нацеленность коуча на достижение значимых для бизнеса результатов;
  • рыночная, «конкурентная» цена;
  • формальная квалификация (дипломы, членство в профессиональных организациях).

На Западе большинство компаний при выборе коуча оценивает его бизнес-опыт, получает рекомендации от его клиентов и проводит детальное интервью. В российских условиях я бы рекомендовал использовать несколько фильтров при выборе коуча.

 

Формальный фильтр — наличие опыта проведения коучинговых программ подобного уровня сложности в недавнем прошлом и разумный уровень цен. Попросите список клиентов и описание программ, а также поинтересуйтесь ставками потенциального коуча. Если они ниже $1000 за день, едва ли это то, что вам нужно. Если выше $15 000 за день — вы напали на признанную звезду или на нахала.

Поскольку коучинг — это диалог, никакой другой инструмент отбора не сможет заменить беседу с глаза на глаз между потенциальными коучи и коучем. Приготовьтесь потратить на разговор не менее часа, продумайте, какие вещи вам интересно узнать, и подготовьте конкретные вопросы. Помните, что вы будете встречаться с профессионалом в области коммуникации, выстраивания отношений и влияния: на встречу надо приходить во всеоружии.

 

Составляем портрет идеального коуча

Продумайте, как должен выглядеть идеальный (для вас) коуч. Подспорьем могут служить следующие характеристики, которые я называю атрибутами эффективного коуча:

  • интерес к людям и понимание того, как функционирует и развивается человек;
  • интерес к бизнесу и понимание его основных закономерностей;
  • вера в развитие;
  • системное мышление;
  • навыки слушания и предоставления обратной связи;
  • цельность (делает то, что проповедует);
  • скромность.

При этом помните, что это мое частное мнение. А вам нужен собственный портрет того, с кем вам было бы комфортно работать. Каким бы этот портрет в конечном итоге ни стал, настоятельно рекомендую оценить следующие аспекты личности и стиля потенциального коуча. Вот вопросы, которые помогут вам это сделать.

Проверяем личную совместимость

Наличие методологии коучинга    

 

«Расскажите о методологии вашей работы. Не могли бы вы кратко изложить свой подход к коучингу? В какой коучинговой парадигме вы работаете?» (Отсутствие ясного ответа на эти вопросы говорит о недостаточной профессиональной подготовке кандидата.)

Наличие схожего опыта     

«Приходилось ли вам работать с похожими на меня клиентами? Не могли бы вы рассказать о нескольких конкретных кейсах? Можете не называть имен, но меня интересуют подробности — возраст, биография, характер клиента, характеристики его бизнеса, проблемы, с которыми он сталкивался, цели коучинга, содержание и продолжительность программы. Что для вас было самым интересным при работе с этим клиентом? Что было наиболее трудным?»

Умение слушать    

«Для меня очень важно, чтобы мы полностью понимали друг друга, поэтому я бы хотел попросить вас изложить мою ситуацию — какой вы ее услышали из моего рассказа?»

 

Умение предоставлять обратную связь    

«Я бы хотел попросить вас поделиться своими первыми впечатлениями обо мне. Каким я вам показался сегодня? На что мне следует обратить внимание? Для меня это очень важно».

Наличие собственной позиции, умение ее доносить и защищать     

«Мне трудно с вами согласиться. Я всегда был убежден в обратном. Другой коуч говорил мне прямо противоположное», — вот ваши слова в ответ на содержательное заявление кандидата. Зрелый коуч попытается убедить вас в правильности своего взгляда, приводя новые аргументы и примеры, в которых используются ваши собственные слова и действия. Недостаточно профессиональный коуч проявит себя одной из трех тактик — давление (использование старых аргументов и повышение эмоциональной составляющей), пристраивание (принятие вашей позиции и отказ от своей), избегание (переход на другую тему). Замечу, что третья тактика в данных обстоятельствах наименее порочна.

 

Заинтересованность в успехе клиента

«Почему вы занимаетесь коучингом? Что вас больше всего привлекает в вашей профессии? Кому бы вы посоветовали стать коучем? Что отличает хорошего коуча от плохого? Какими своими коучинговыми программами вы гордитесь?» (В ответах на эти вопросы и в разговоре в целом должна отчетливо прозвучать тема успеха клиента — его достижений, развития, удовлетворенности и т. д.)

Умение сохранять конфиденциальность  

«Насколько я понимаю, коучинг требует высокой степени открытости со стороны клиента — значит, я буду вам рассказывать какие-то вещи, не предназначенные для чужих ушей. Как мне быть уверенным в том, что, кроме вас, их никто не услышит?» (Ответ на этот вопрос не должен вызывать затруднений у хорошего коуча. Однако более точный индикатор, насколько он умеет сохранять конфиденциальность, — его рассказ о других контрактах. Если в ходе этого рассказа вы слышите много подробностей — имен, названий организаций, специальных проблем, высказываний конкретных лиц — у кандидата могут быть проблемы с сохранением профессиональной тайны.)

 

Совместимость

«Насколько вам будет комфортно работать со мной? Сможем ли мы выстроить эффективные рабочие отношения? После нашей беседы вам по-прежнему интересно попробовать начать работать со мной?» (Разумеется, большинство кандидатов в коучи ответят на эти вопросы утвердительно, поэтому надо внимательно вслушиваться в их интонации, попытаться отличить дежурный ответ от содержательного. Также стоит задать эти вопросы самому себе. Вспомнить не было ли в поведении потенциального коуча моментов, которые бы вызывали у вас раздражение или другие неприятные эмоции. Помните, что несовместимость — частая причина разрыва коучинговых контрактов.)

Наличие достаточного временного ресурса  

«Сколько у вас сейчас коучинговых контрактов? В каких городах находятся ваши клиенты? Как часто вы проводите коучинговые сессии?» (Если у коуча больше 5 клиентов, на вас не останется времени и, самое главное, внимания.)

 

Если разочаровались, своевременно отказываемся

Итак, если вы выбрали коуча, перейдите к обсуждению контракта. Коучинг — это по сути интимный разговор между двумя людьми, и поэтому не стоит переоценивать значение юридических договоренностей. Тем не менее контракт важен — особенно в той его части, которая предусматривает возможность досрочного прекращения отношений. Такая опция должна быть непременно оговорена. При этом я бы не рекомендовал оставлять открытыми все возможности для отступления — в таком случае первая не совсем удачная сессия может оказаться последней, что будет совсем неправильно для человека, решившего заняться своим развитием. Я бы посоветовал установить порог отсечения на рубеже третьей коучинговой сессии — если после нее у вас пропал энтузиазм в отношении программы, ее нужно прекращать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+