Полковник внешней разведки Валентин Братерский, мой отец, рассказывал, как в конце 1980-х председатель КГБ Владимир Крючков рекомендовал чекистам книгу Эммануила Казакевича «Звезда». Крючков считал, что повесть о фронтовых разведчиках содержит полезный опыт, но подчиненные недоумевали - диверсии в тылу фашистов имели мало общего с работой Первого главного управления. Схожие чувства испытывают сотрудники компаний, топ-менеджеры которых рассылают списки книг, необходимых для прочтения. Еще хуже тем, чьи руководители принимают по книгам экзамены и строят корпоративную культуру, опираясь на литературные сюжеты. Forbes нашел таких библиофилов и выяснил, что ими движет.
Алексей Добашин («Крост») и «Нюрнбергский набат»
«В нашей фирме стыдно не читать, — говорит владелец строительной компании «Крост» Алексей Добашин, и в его голосе звучит укоризна. — На совещаниях обсуждаются в том числе и общекультурные вопросы». Деятельность «Кроста» имеет нетривиальную связь с литературой. Компания строит жилые комплексы в Москве и Подмосковье более чем на $100 млн в год и рекламирует их через любимых писателей Добашина. Так, например, Эдуард Успенский написал книжку «Дом на 40 этажей в окружении стрижей», восхваляющую жилой квартал «Вилланж», а Григорий Остер — «Мифы и легенды Велтон Парка» об одноименном комплексе.
Привычка к чтению прививается всему персоналу «Кроста» — руководители в обязательном порядке штудируют газеты «Коммерсантъ» и «Известия», журналы Cosmopolitan и Elle, «чтобы найти общий язык с потребителем». Для среднего звена у Добашина есть список литературы.
Например, сотрудникам следует ознакомиться с историческим трудом «Нюрнбергский набат», который написал заместитель генпрокурора России Александр Звягинцев. «Это вечная книга, правда о первоисточниках трагедии, которую надо знать русскому человеку», — чеканит Добашин.
Менеджеры не сдают экзаменов по книгам, но большую роль играет «общественное мнение», подчеркивает хозяин компании. Трудившийся в «Кросте» прорабом Сергей Владимиров вспоминает, как после работы коллеги послушно шли в снятый конференц-зал и вели там диспуты о романах. Отказаться было сложно, так как о страсти хозяина компании знали все.
Александр Кравцов («Экспедиция») и «Люди с чистой совестью»
«Пишу сам, как случится свободное время: по ночам, когда бессонница, в самолете, — говорил в интервью Forbes Александр Кравцов, владелец компании «Экспедиция». — Мемуары, художественное произведение, компиляция всего. Несколько страниц уже написал». «Экспедиция» продает товары для туризма через профильные магазины и интернет-портал. Кравцов регулярно пополняет корпоративную библиотеку и рекомендует подчиненным читать самые разные книги. Например, одно время хитом была повесть Петра Вершигоры «Люди с чистой совестью» о партизане Сидоре Ковпаке. Кравцов считал историю борца с фашистами моделью для захвата рынка товарами под брендом «Экспедиция». «Книга помогает достичь навыков управления маленькими группами и показать, что главное — выиграть первый бой, — разъясняет Василь Газизулин, директор экспертной группы «Экспедиции». — Мы достигаем большого оборота малыми группами, отвечающими за конкретный продукт».
Что говорят нижестоящие сотрудники? Бывший подчиненный Кравцова, отвечавший за внешние связи, рассказывает, что из-за стремления владельца навязать свои вкусы и стереть границу между корпоративным и личным персонал компании разделился на бунтовщиков и лоялистов. Первые уходили, вторые «были сильно замотивированы и шарашили, как работяги».
Николай Цветков («Уралсиб») и «Одноэтажная Америка»
Если продавцам турснаряжения полезен опыт партизан, то на каких примерах воспитывать инвестбанкиров? В банке «Уралсиб», конечно, знакомы с «Покером лжецов» Майкла Льюиса, но для изучения выбрали другую книгу. Владелец «Уралсиба» Николай Цветков считает поучительной «Одноэтажную Америку» — историю путешествия Ильи Ильфа и Евгения Петрова по США в эпоху Великой депрессии. Роман настоятельно рекомендовали всему персоналу, вспоминает Валерий Чумаченко, бывший директор по маркетингу Уралсиб Банка 121. «Читать никто не заставлял, зачет не проводился, — оговариваетcя Чумаченко, — Но люди, заинтересованные в росте, волей-неволей начинали читать».
После ознакомления с «Одноэтажной Америкой» сотрудники горячо обсуждали тему потребительских кредитов у среднего класса. «Пришло понимание, что перманентное потребление — гонка непонятно за чем, крысиные бега», — вспоминает Чумаченко.
Инициативу Николая Цветкова подхватили другие топ-менеджеры. Обсуждали книги в курилке и перед планерками. Диапазон чтения простирался от биржевого детектива «Фиаско» Фрэнка Портного до опуса йога Нисаргадатты Махараджи «Я есть то». Чумаченко благодарен Цветкову за то, что тот повлиял на его судьбу. После работы с шефом, сторонником здорового питания, и чтения соответствующих книг директор по маркетингу уволился и создал интернет-магазин экологически чистых продуктов Bidonchik.ru.
Евгений Черняк («Хортица») и «Война и мир»
«Когда менеджеры не могут договориться о принципах дистрибуции, я запираю их в своем кабинете и заставляю смотреть фильм Рогожкина «Кукушка», — откровенничает владелец компании «Хортица» Евгений Черняк. — Тот эпизод, где герои не могут договориться между собой, потому что общаются на разных языках». Основатель «Хортицы», чья водка занимает 2% российского рынка, следит на новыми фильмами, но кино — не главное его увлечение. Его любовь — книги. Черняк пристрастился к чтению в армии, долго не засыпал после отбоя.
Для подчиненных водочный магнат составил список из 30 книг, среди которых «Война и мир», «Мастер и Маргарита» и путеводитель «Феодосия — душа Крыма» (в этом городе у «Хортицы» завод марочных вин). «Я всерьез уверен, что человек с высоким культурным уровнем дает лучшие финансовые результаты, — утверждает Черняк в интервью Forbes. — В каждой из рекомендуемых книг есть свой месседж».
Например, сцена из «Войны и мира», когда Кутузов дремлет на совете в Филях, — иллюстрация того, что войну выиграл не полководец, а солдаты. По словам Черняка, сцена легла в основу догмата «Хортицы» о том, насколько важны для компании сейлзы, сбывающие водку. «Они ведут войну за рынок, они самые главные люди, и именно они приносят в компанию деньги», — уверен Черняк.
Хозяин «Хортицы» ищет источники для подпитки корпоративной культуры не только в русской классике. «В этой книге я вижу, что Бог никогда не перестает замечать сверхусилий», — рассказывает бизнесмен о «Старике и море» Эрнеста Хэмингуэя. Сверхусилия его сотрудников тоже не остаются без внимания. Если человек сдал экзамен по прочитанной книге и показывал отличный результат в работе, его зарплата увеличивается на 20%. «Об этом заговорили на рынке, и к нам начали устраиваться на работу вменяемые люди», — резюмирует Черняк.
Консультанты: осторожно, обязаловка ведет к бунту
Какой эффект можно получить, воодушевляя людей книгами? «Художественная литература метафорична, примеры из нее хорошо откладываются в голове и помогут решить этически сложную задачу, не нарушая корпоративной политики», — комментирует бизнес-тренер Евгений Овчинников. Однако этот инструмент требует тонкой настройки и умелого применения.
«Нельзя допускать приказов «всем посмотреть фильм про партизан», — предостерегает Наталья Шааб, консультант центра бизнес-мастерства «Харизма». — Восприятие у всех разное. Не обсудив книгу, можно нарваться на какую угодно реакцию, вплоть до бунта». Члена ГКЧП Крючкова, наказывавшего разведке читать «Звезду», в августе 1991 года поддержала лишь часть чекистов. Остальные давно называли председателя КГБ «бухгалтером» и считали, что, если он рекомендует профессионалам бесполезную книгу — значит, оторван от реальной оперативной работы.