Сегодня на актуальную летнюю тему отпусков рассуждают два профессора IMD. Престон Боттгер преподает лидерство и общее управление в рамках программы «Создание предприятия-победителя» (есть в IMD и такая). Профессор Ананд Нарасимхан читает в рамках той же программы лекции о поведении на работе. Их мнения насчет отпусков диаметрально противоположны — иначе было бы неинтересно.
Профессор Боттгер: надо уметь «потянуться и расслабиться»
Только немногим работающим людям удается достичь здорового равновесия между службой и частной жизнью. Это действительно нелегко, особенно если речь идет об ответственном посте. При известном умении и на основе накопленного опыта со временем можно прийти к такому равновесию, но в начале карьеры это мало кому удается.
Дело в том, что интенсивные физические, интеллектуальные и эмоциональные нагрузки, связанные с ответственной работой, делают абсолютно невозможным плавный переход от профессиональной деятельности к расслаблению и отдыху. Пытаясь совместить рабочие отношения с общением вне профессиональной сферы, многие страдают от различия требований, предъявляемых этими сферами. Поэтому отпуск, даже недолгий, — это как раз то, что нужно, чтобы набраться новых сил и переосмыслить приоритеты.
Наблюдая за теми, кто несет большую ответственность за чужие деньги или даже жизни, мы часто встречаемся с синдромом хронической усталости — так переводят на русский лаконичное английское burnout. Понижается способность сосредотачиваться, растет раздражительность, порой наблюдается странный выбор приоритетов. Если отпуск может исправить ситуацию, почему бы им не воспользоваться?
Однако есть немало людей, занимающих высокие посты, но никогда не показывающих признаков усталости, не раздражающихся (по крайней мере на публике), не отвлекающихся от дела и не подверженных синдрому хронической усталости. Как им это удается?
Наверное, суть обсуждаемого вопроса и состоит в разнице между теми, кто «сгорает на работе» и теми, кто просто хорошо и с удовольствием работает.
Ко второй категории чаще всего относятся люди, добившиеся профессионального успеха и сумевшие правильно организовать свою работу. Иными словами, они добились от работодателя такого контракта, на основе которого выполняемая ими работа, получаемое за нее материальное вознаграждение и связанные с ней возможности профессиональной самореализации превращают труд в дело, приносящее удовлетворение.
Такие люди разработали собственную формулу жизненного успеха, которую можно использовать в качестве типовой. Она очень проста: биографии счастливых, энергичных, преуспевших бизнесменов, живущих полной жизнью и приносящих пользу в 70 лет, показывают, что все они выработали собственный ритм, в котором заложено время для того, чтобы «потянуться и расслабиться», и этот принцип свято соблюдается.
Что делать? Я рекомендую каждому работнику выработать собственную формулу, позволяющую отвлекаться от работы каждый день (как минимум на десять минут утром и вечером), каждую неделю (минимум час покоя для созерцания и размышления), и каждый год (хотя бы две недели полного отключения от работы). Без регулярного отдыха ваш мозг может просто отключиться от перегрузки в самый неподходящий момент.
Профессор Нарасимхан: отдых утомляет больше работы
Все разговоры о необходимости отпуска — просто набор мифов. Приведу в качестве примера три из них.
Первый миф связан с фразой, которую часто говорят начальники: «Отпуск полезен для зарядки батареек». Хорошая метафора, только где вы видели 9-вольтную батарейку, загорающую около бассейна? Конечно, если вы заняты физическим трудом, отпуск поможет вам восстановить силы, дать отдых мускулам. Но если ваша работа состоит в выработке мнения о том, как переоценка китайского юаня отразится на прибылях компании Arcelor индийского магната Митталя, или в размышлении на тему влияния последнего бразильского телесериала на рынок телерекламы в Бело Горизонте, то не факт, что две недели на пляже сделают вас умнее, чем просто уик-энд вдали от офиса. Я не верю, что долгие каникулы способствуют перезарядке мозга.
Второй миф «подпитывается» различными рекламными постерами вроде тех, что выпускает Club Med, — на них каникулы представляются оазисом тишины и спокойствия. Но вот что говорит гарвардский психолог Даниэль Гилберт о поездке в Диснейленд с детьми: на месте мы возмущаемся дороговизной отелей, длиннющими очередями на каждый аттракцион и ужасной едой. Однако потом в памяти всплывают лишь умиленные воспоминания о прекрасно проведенном времени. Вы напрочь забываете о непрекращающемся стрессе, в который превратились семейные каникулы. Часто бывает так, что единственный день, когда вы можете расслабиться, — это день возвращения на работу.
И наконец, третий миф — о том, что работодатели крайне озабочены производительностью. Конечно, она им небезразлична, но преданность делу для них важнее. Иными словами, им важно знать, что вы думаете о работе независимо от того, где находитесь — в офисе или на пляже. Все зависит от того, как посмотреть. Картинку, изображающую женщину, которая печатает на компьютере, сидя в пляжном шезлонге, можно назвать по-разному: «В офисе будущего не будет офиса» или «В каникулах будущего не будет каникул».
А что думаете по этому поводу вы, дорогие читатели?