К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Каким должен быть главный юрист крупной компании

Каким должен быть главный юрист крупной компании
Краткий путеводитель по лабиринту правового департамента

Как известно, способности подчиненных не зависят от начальника — от начальника зависят их возможности. Если спросить любого недо-, полу- или просто олигарха, что такое главный юрист компании, то его лицо моментально начинает изображать сложнейший мыслительный процесс. Потом следует пара пассов руками и, как правило, слова: «Ну… в общем… эээ… он… должен…» Через полчаса мягкого перекрестного допроса он в конце концов выдает суть: «Должен он, чтобы зад у меня был полностью юридически прикрыт аж до самых ушей!» Понятно, в этом определении не сыскать четкого юридического понятия. Попробуем взглянуть на ситуацию с долей юридического цинизма и юмора.

Уметь лавировать

Главное и первейшее — риски. Главный юрист крупной компании — должность, несомненно, хлебная, но практически расстрельная. Начнем с малого. На кого работает главный юрист компании? На компанию или на того, кто деньги платит? Если кто-то думает, что это одно и то же, то глубоко заблуждается. Все крупные компании, как правило, это холдинги, имеющие нескольких крупных владельцев. Но рулит всегда кто-то один, даже если другие считают, что тоже в теме. Так что будешь работать на компанию (читай, на всех акционеров), можешь особо ничего не получить и работу потеряешь. А будешь работать на товарища в длинном «майбахе», то можешь сесть, когда премьер снова обнаружит у Следственного комитета непорядок в отчетности по экономической преступности. Да и иностранные члены совета директоров и так называемые «независимые директора» (оксюморон, факт!) начинают на тебя косо смотреть, к завизированным тобой бумажкам принюхиваться и мягко обсуждать вопрос, а не нанять ли Совету директоров независимого юридического консультанта — на всякий случай.

Работать на компанию, не имея понятной административной «крыши», не менее ужасно. Процедура управления крупной современной корпорацией — это, прежде всего, процесс переплетения и взаимодействия эго ее топ-менеджеров, находящихся в такой степени близости с владельцами, в какой те им позволяют. Таким образом, понятие «внутренняя воля публичной компании» весьма относительно. Сегодня вице-президент по безопасности одолел в подковерной борьбе вице-президента по кадрам и обязал всю договорную документацию до трех рублей включительно согласовывать с Управлением безопасности, а каждого юриста — ходить на встречу с куратором-безопасником дважды в месяц. Завтра вице-президент по кадрам доложил наверх, что главный безопасник нанял секретаршей топ-модель, рейтинг УБ резко упал, драконовские регламенты отменили, зато обязали писать еженедельные отчеты в кадровую службу. Начальник юридической службы должен чутко прислушиваться к колебаниям менеджерских эго, четко понимая их связь с «волей» владельца. Не будешь дружить с кадровой службой — бонус срежут, не будешь дружить с УБ — замучают докладными о непотребствах сотрудников. Вы скажете, что это у всех есть? Есть, но понемногу. Какое дело бурильщикам до всех этих маневров УБ и кадровой службы, они знай себе бурят или не бурят. А юристы трутся во всех административных жерновах, и начальник туда попадает первый. Начальник правового управления с административной точки зрения должен быть легким, ловким и независимым. Это, конечно, трудно, но возможно.

 

Уметь делегировать

«Хватит меня кормить корпоративными баснями, — конечно, скажет мудрейший читатель. — А что начальник юридической службы должен уметь? За что он деньги получает?»

Тут наша позиция едина, как никогда: начальник должен не мешать исполнителям исполнять то, что им по должностным инструкциям положено. Начальник не должен забывать, что он не специалист, а именно начальник, и объем знаний, который втиснут в его голову, ограничен. А то бывает, вызовет начальник рядового сотрудника, который занимается, скажем, антимонопольным правом, грозно посмотрит на него насупленным глазом и скажет: «Хм, а что это ты тут понаписал, любезный? Почему тут на третьей страничке у тебя получается, что мы заводик в Урюпинске без спецразрешения купить не можем? Ты куда смотрел, дуб мореный?» — «Да у меня же тут все по инструкции, вот активы, вот сделка — нужно согласовывать, — заволнуется тут, забьет крыльями жертва начальственного сглазу. — Я тут вон закон прочитал! Там ссылочка, ссылочка в пятидесятой статье есть». — «Ты меня еще поучи, — мрачно цедит начальник, посматривая на сотрудника, — плохо ты, видать, в университете учился, коли не знаешь, что закон у нас выше любой инструкции и подлежит прямому применению. Иди и срочно переделай».

 

И несчастная жертва глубоких теоретических познаний начальника за двадцать девять минут на дымящейся клавиатуре ваяет некий юридический Бармаглот — источник последующего неиссякаемого зубоскальства авторов запроса из Совета директоров («Ты только глянь, какие у нас орлы в правовом управлении, у них еще на на прошлой неделе все наоборот было. Неужели законодательство так быстро меняется?»).

Итак, уважаемые юридические начальники, помните: вы не самые великие и кроме общих принципов в законах все уже позабыли. Поэтому уважайте ваших специалистов! Иначе зачем вы их нанимали? Уважение, делегирование и любовь к подчиненному в ежесекундном режиме с утра до вечера — 50% успеха юридического босса.

Уметь уважать

Кадровая политика, то есть чистка рядов, проверка на прыгучесть, верность, яйценоскость и укупорку является также первейшей функцией лица, возглавляющего юридическую службу. Это, разумеется, сокровенное знание: кто, где, с кем и почем. Начальник, не имеющий собственных «верных» людей в управлении, обречен на быструю и болезненную административную смерть. Не надо только напоминать о вреде и бесчестности стукачества: между прямой «сдачей» выпившего лишку сотрудника и аккуратным информированием начальника о том, что у Иванова ребенок болеет и ему нужно матпомошь выписать и отпуск дать, а сам он жутко стесняется просить, дистанция огромного размера. Короче, начальник должен быть просто «в курсе», а иначе он не начальник, а тварь жалкокорпоративная и заслуженная пожива для службы безопасности.

 

Взаимоотношения с сотрудниками — особая статья. Тут, извините, как на зоне: дашь слабину — уважать не будут. Начнут болеть, прогуливать, уходить в долговременные отпуска. Хотя общение с сотрудниками в манере «Ей ты, сколопендра, ползи сюда!» никогда еще до добра не доводило. «Злой ты, начальник», — начинают скрипеть за спиной зубами свежеотстроенные сотрудники. И начинается: сам заболел на момент сдачи отчета, теща родила на момент отъезда в командировку, деду шкаф прищемил палец на момент переговоров с иностранными юристами. Плюс, конечно, всеми обожаемая «итальянская забастовка», когда все управление похоже на советскую машинку для стрижки волос в носу: шипит, скрипит, жужжит, но в нос не лезет. То есть по факту не работает.

Так что резюме: начальник смертен и корпоративно, и по жизни. А сотрудник — тварь нежная, от начальственной злобы сохнет и думает о побеге в лучшие структуры. Короче, совет начальнику почти суворовский (а он был эффективный менеджер, получше нынешних): люби простого сотрудника, но держи его в строгости.

Ценность начальника правового управления или юридической службы заключается не в образовании (бывают и совсем без образования, но умные, как Маркс, Кони и Падва вместе взятые), не в опыте (у нас сам председатель Высшего арбитражного суда был без такового — и ничего) и не в корпоративно-волосатой лапе (лапы не вечны). А в том, что такой начальник ни на минуту не может забыть о том, что он — именно начальник, что за ним не компания, активы и прочая ерунда, а люди. Осознание этого мешает и жить, и спать, и деньги не в радость. Но большие юридические начальники сами выбрали свою судьбу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+