Как известно, способности подчиненных не зависят от начальника — от начальника зависят их возможности. Если спросить любого недо-, полу- или просто олигарха, что такое главный юрист компании, то его лицо моментально начинает изображать сложнейший мыслительный процесс. Потом следует пара пассов руками и, как правило, слова: «Ну… в общем… эээ… он… должен…» Через полчаса мягкого перекрестного допроса он в конце концов выдает суть: «Должен он, чтобы зад у меня был полностью юридически прикрыт аж до самых ушей!» Понятно, в этом определении не сыскать четкого юридического понятия. Попробуем взглянуть на ситуацию с долей юридического цинизма и юмора.
Уметь лавировать
Главное и первейшее — риски. Главный юрист крупной компании — должность, несомненно, хлебная, но практически расстрельная. Начнем с малого. На кого работает главный юрист компании? На компанию или на того, кто деньги платит? Если кто-то думает, что это одно и то же, то глубоко заблуждается. Все крупные компании, как правило, это холдинги, имеющие нескольких крупных владельцев. Но рулит всегда кто-то один, даже если другие считают, что тоже в теме. Так что будешь работать на компанию (читай, на всех акционеров), можешь особо ничего не получить и работу потеряешь. А будешь работать на товарища в длинном «майбахе», то можешь сесть, когда премьер снова обнаружит у Следственного комитета непорядок в отчетности по экономической преступности. Да и иностранные члены совета директоров и так называемые «независимые директора» (оксюморон, факт!) начинают на тебя косо смотреть, к завизированным тобой бумажкам принюхиваться и мягко обсуждать вопрос, а не нанять ли Совету директоров независимого юридического консультанта — на всякий случай.
Работать на компанию, не имея понятной административной «крыши», не менее ужасно. Процедура управления крупной современной корпорацией — это, прежде всего, процесс переплетения и взаимодействия эго ее топ-менеджеров, находящихся в такой степени близости с владельцами, в какой те им позволяют. Таким образом, понятие «внутренняя воля публичной компании» весьма относительно. Сегодня вице-президент по безопасности одолел в подковерной борьбе вице-президента по кадрам и обязал всю договорную документацию до трех рублей включительно согласовывать с Управлением безопасности, а каждого юриста — ходить на встречу с куратором-безопасником дважды в месяц. Завтра вице-президент по кадрам доложил наверх, что главный безопасник нанял секретаршей топ-модель, рейтинг УБ резко упал, драконовские регламенты отменили, зато обязали писать еженедельные отчеты в кадровую службу. Начальник юридической службы должен чутко прислушиваться к колебаниям менеджерских эго, четко понимая их связь с «волей» владельца. Не будешь дружить с кадровой службой — бонус срежут, не будешь дружить с УБ — замучают докладными о непотребствах сотрудников. Вы скажете, что это у всех есть? Есть, но понемногу. Какое дело бурильщикам до всех этих маневров УБ и кадровой службы, они знай себе бурят или не бурят. А юристы трутся во всех административных жерновах, и начальник туда попадает первый. Начальник правового управления с административной точки зрения должен быть легким, ловким и независимым. Это, конечно, трудно, но возможно.
Уметь делегировать
«Хватит меня кормить корпоративными баснями, — конечно, скажет мудрейший читатель. — А что начальник юридической службы должен уметь? За что он деньги получает?»
Тут наша позиция едина, как никогда: начальник должен не мешать исполнителям исполнять то, что им по должностным инструкциям положено. Начальник не должен забывать, что он не специалист, а именно начальник, и объем знаний, который втиснут в его голову, ограничен. А то бывает, вызовет начальник рядового сотрудника, который занимается, скажем, антимонопольным правом, грозно посмотрит на него насупленным глазом и скажет: «Хм, а что это ты тут понаписал, любезный? Почему тут на третьей страничке у тебя получается, что мы заводик в Урюпинске без спецразрешения купить не можем? Ты куда смотрел, дуб мореный?» — «Да у меня же тут все по инструкции, вот активы, вот сделка — нужно согласовывать, — заволнуется тут, забьет крыльями жертва начальственного сглазу. — Я тут вон закон прочитал! Там ссылочка, ссылочка в пятидесятой статье есть». — «Ты меня еще поучи, — мрачно цедит начальник, посматривая на сотрудника, — плохо ты, видать, в университете учился, коли не знаешь, что закон у нас выше любой инструкции и подлежит прямому применению. Иди и срочно переделай».
И несчастная жертва глубоких теоретических познаний начальника за двадцать девять минут на дымящейся клавиатуре ваяет некий юридический Бармаглот — источник последующего неиссякаемого зубоскальства авторов запроса из Совета директоров («Ты только глянь, какие у нас орлы в правовом управлении, у них еще на на прошлой неделе все наоборот было. Неужели законодательство так быстро меняется?»).
Итак, уважаемые юридические начальники, помните: вы не самые великие и кроме общих принципов в законах все уже позабыли. Поэтому уважайте ваших специалистов! Иначе зачем вы их нанимали? Уважение, делегирование и любовь к подчиненному в ежесекундном режиме с утра до вечера — 50% успеха юридического босса.
Уметь уважать
Кадровая политика, то есть чистка рядов, проверка на прыгучесть, верность, яйценоскость и укупорку является также первейшей функцией лица, возглавляющего юридическую службу. Это, разумеется, сокровенное знание: кто, где, с кем и почем. Начальник, не имеющий собственных «верных» людей в управлении, обречен на быструю и болезненную административную смерть. Не надо только напоминать о вреде и бесчестности стукачества: между прямой «сдачей» выпившего лишку сотрудника и аккуратным информированием начальника о том, что у Иванова ребенок болеет и ему нужно матпомошь выписать и отпуск дать, а сам он жутко стесняется просить, дистанция огромного размера. Короче, начальник должен быть просто «в курсе», а иначе он не начальник, а тварь жалкокорпоративная и заслуженная пожива для службы безопасности.
Взаимоотношения с сотрудниками — особая статья. Тут, извините, как на зоне: дашь слабину — уважать не будут. Начнут болеть, прогуливать, уходить в долговременные отпуска. Хотя общение с сотрудниками в манере «Ей ты, сколопендра, ползи сюда!» никогда еще до добра не доводило. «Злой ты, начальник», — начинают скрипеть за спиной зубами свежеотстроенные сотрудники. И начинается: сам заболел на момент сдачи отчета, теща родила на момент отъезда в командировку, деду шкаф прищемил палец на момент переговоров с иностранными юристами. Плюс, конечно, всеми обожаемая «итальянская забастовка», когда все управление похоже на советскую машинку для стрижки волос в носу: шипит, скрипит, жужжит, но в нос не лезет. То есть по факту не работает.
Так что резюме: начальник смертен и корпоративно, и по жизни. А сотрудник — тварь нежная, от начальственной злобы сохнет и думает о побеге в лучшие структуры. Короче, совет начальнику почти суворовский (а он был эффективный менеджер, получше нынешних): люби простого сотрудника, но держи его в строгости.
Ценность начальника правового управления или юридической службы заключается не в образовании (бывают и совсем без образования, но умные, как Маркс, Кони и Падва вместе взятые), не в опыте (у нас сам председатель Высшего арбитражного суда был без такового — и ничего) и не в корпоративно-волосатой лапе (лапы не вечны). А в том, что такой начальник ни на минуту не может забыть о том, что он — именно начальник, что за ним не компания, активы и прочая ерунда, а люди. Осознание этого мешает и жить, и спать, и деньги не в радость. Но большие юридические начальники сами выбрали свою судьбу.