К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Это равносильно локдауну, смерти и закрытию»: рестораторы Москвы о запрете впускать «не защищенных» от COVID-19

Фото Александра Щербака / ТАСС
Фото Александра Щербака / ТАСС
«Давайте называть вещи своими именами. Это локдаун», — заявил Forbes владелец московских ресторанов Barbosco и «Ребро Адама» Тахир Холикбердиев. Новый указ мэра об очередном ужесточении антиковидных требований застал предпринимателей врасплох

«Ковид есть только в ресторанах, получается?»

Мэр Москвы Сергей Собянин 22 июня подписал указ, который ужесточает антиковидные ограничения для бизнеса. В частности, с 28 июня посещать городские заведения общепита смогут только те, кто привился, недавно переболел или имеет свежий отрицательный ПЦР-тест на коронавирус. «Для всех рестораторов это стало большой неожиданностью. Мы не знаем, как дальше работать, как платить аренду, заработную плату сотрудникам», — сокрушается в разговоре с Forbes основатель сети ресторанов «Мясо&Рыба», омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса столицы Сергей Миронов.

Возможность введения такого ограничения не обсуждалась на встрече рестораторов с мэром 17 июня, рассказывает Forbes владелец группы компаний «Шоколадница» Александр Колобов. «Мы тогда обсудили потребность абсолютного вакцинирования, провели работу с сотрудниками и многие были готовы сделать прививку. Но эта новость неожиданная. Не знаем пока как реагировать и ждем разъяснений», — говорит он.

Привет возможному локдауну: что московский бизнес узнал о своем будущем на встрече с Собяниным

 

В ресторанном холдинге Ginza Project Moscow тоже ждут разъяснений от властей, рассказывает Forbes управляющий партнер и гендиректор холдинга Максим Ползиков: «Сейчас мы уточняем детали новой схемы работы, и как только разъяснения будут получены — будем выполнять новые правила во всех столичных проектах». Ползиков отнесся к ужесточению антиковидных мер спокойно: «Требование ограничить посещение ресторанов для тех, у кого нет защиты от COVID-19, — наша новая реальность».

Владелец «Шоколадницы» Александр Колобов сетует на то, что мэрия не предусмотрела необходимость организовать более продолжительный переходный период. «Обидно, что к рестораторам такое отношение. Не думаю, что общепит — главный источник заразы», — сетует он. «Ужасно, что сейчас 22 июня, а меры вводятся 28 июня. Дали бы хотя бы пару недель на подготовку. Ничего критичного, но и мало приятного», — говорит сооснователь бара «Сюр» и кафе «Интеллигенция» Никита Фомкин.

 

Сооснователь гастропаба «Сойка напела» Станислав Коротецкий утверждает, что ожидал нового ужесточения антиковидных мер. «И с одной стороны, мы понимаем необходимость этого. С другой стороны, мы понимаем, что это на нас однозначно как-то отразится», — рассуждает он. Впрочем, и он не ожидал, что «все будет так быстро».

«Самое ужасное во всей этой истории то, что только неделю назад были озвучены определенные правила работы. Озвучили эксперимент с ресторанами и барами, которые будут пускать только вакцинированных. Нашлись готовые участвовать в этом эксперименте. Получается, люди неделю готовились, и снова правила игры поменялись, — сокрушается Тахир Холикбердиев. — Я задаю себе вопрос: почему это все распространяется только на рестораны? Почему пляжи и кинотеатры забиты? Ковид есть только в ресторанах, получается? Для нас это звучит так: ребят, это локдаун, который мы не называем локдауном».

По словам президента ресторанного альянса «РЕАЛ» Дмитрия Левицкого, он еще вчера (21 июня) вечером разговаривал с главой департамента торговли и услуг мэрии Алексеем Немерюком, но, тем не менее, и для него указ с новыми ограничениями стал «абсолютной неожиданностью». «Более того, я договаривался на сегодня на встречу с Немерюком, чтобы прояснить ситуацию с экспериментом, который вроде как идет. Сейчас он мне присылает ссылку на этот новый указ, — рассказывает ресторатор. — Получается, мы договаривались [о встрече], чтобы то прояснить, а прояснять нужно новые вводные».

 

По словам Левицкого, завтра, 23 июня состоится новое совещание мэрии с рестораторами: «Будем обсуждать это новое постановление, потому что все рестораторы в шоке, конечно».

Рестораны только для «защищенных» от COVID-19 и запрет массовых мероприятий: Собянин ввел новые ограничения в Москве

«Скажем иностранцу: «Покажите ваш код из «Госуслуг». Он не знает, что это такое»

Люди, которые сделали первую из двух прививок, должны будут сделать ПЦР-тест, чтобы получить возможность посещать заведения общепита, сообщил РБК Алексей Немерюк. По его словам, на входе в заведения не будут проверять наличие теста на антитела, но те, кто переболел официально в последнее время, находятся в специальной базе на сайте «Госуслуги» и у них есть QR-коды. «Тем, кто болел, например, год назад, нужно будет делать тесты или прививку», — сказал Немерюк.

Чтобы контролировать, каких посетителей можно пустить в заведение, на входе в гастропаб «Сойка напела» в рабочее время теперь будет стоять человек с iPhone или iPad, который будет проверять у посетителей QR-коды и паспорта, объясняет сооснователь заведения Станислав Коротецкий. «Распечатаем плакаты и приказы и везде развесим, — рассказывает он. — Человеку без кода будем предлагать взять [блюда и напитки] с собой. Или комплимент какой-нибудь придумаем, например, фильтр-кофе будем дарить».

Осенью 2020 года барам уже приходилось проверять QR-коды на входе в ночное время, вспоминает совладелица барного холдинга «С.И.Д.Р. Групп» (бары Neon Monkey, «Кот Шредингера» и другие) Василиса Волкова. По ее словам, тогда было сложно отследить, «кто проверял их, а кто нет». В прошлом году Никита Фомкин лично проверял QR-коды на входе в бар «Сюр». «Будем ставить людей на вход, как в прошлом году», — говорит он. Его при этом смущает, что человеку присваивают нужный для посещения заведений общепита QR-код только после прививки, но не после сдачи теста ПЦР.

 

Один из ресторанов Тахира Холикбердиева Barbosco располагается на Красной площади — по словам ресторатора, его активно посещают иностранные туристы. «Как быть с этой группой клиентов? — задается вопросом ресторатор. — Допустим, человек говорит, что он вакцинировался у себя в Дубае той вакциной, которая там одобрена. А мы ему скажем: «Покажите ваш код из «Госуслуг». Он не знает, что это такое». По данным РБК, от иностранных туристов на входе в заведение будут требовать отрицательный ПЦР-тест, который нужно сдать в одной из московских лабораторий, которые передают сведения в систему ЕМИАС.

«Просто нет выбора»: будет ли московский бизнес принуждать сотрудников к вакцинации

«Ни одно кафе не проживет на том количестве людей, которые уже вакцинированы»

Из-за новых ограничений выручка снизится у всех московских заведений, ожидает управляющий партнер и гендиректор холдинга Ginza Project Moscow Максим Ползиков: «Пока доля вакцинированных все же невелика, да и каждый раз оплачивать тест ПЦР, чтобы посетить ресторан, не все смогут себе позволить». По оценке основателя сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергея Миронова, московские заведения теперь не смогут впустить 90% гостей. Тахир Холикбердиев ожидает падения доходов своих ресторанов на 80–90%. Выручка гастропаба «Сойка напела» упадет примерно на 50%, ожидает его сооснователь Станислав Коротецкий.

Дмитрий Левицкий прогнозирует падение выручки своих заведений в десять раз. Он планирует начать проверять QR-коды 28 июня: «Как минимум, чтобы понять реалии завтрашнего дня и закончить начатый месяц». Но сомневается в том, что решит открыть заведения 1 июля. «Вакцинированных больше именно пожилых — не самых активных посетителей ресторанов. Возможно, выгоднее будет закрыться и работать на доставку», — считает он. Владелец Martinez Bar и Rock'n'Roll Bar & Café Азамат Каримов планирует «посчитать и понять, есть ли смысл работать, или лучше пока совсем закрыться». «Вполне возможно, мы будем оставлять круглосуточно одного бармена, одного повара, одного официанта, которые будут ждать. Придется еще какому-то охраннику стоять на входе и проверять QR-коды», — говорит он.

 

Владельцу «Шоколадницы» Александру Колобову очевидно, что многие заведения дешевле будет закрыть, чем работать в таком режиме. «Ни одно кафе не проживет на том количестве людей, которые уже вакцинированы», — вторит ему сооснователь бара «Сюр» и кафе «Интеллигенция» Никита Фомкин. «Это, естественно, работа в убыток, — уверен Тахир Холикбердиев. — Если ограничения будут действовать несколько месяцев, потом будет очень тяжело реанимироваться».

По его словам, многие рестораторы до сих пор не закрыли долги, накопленные в период прошлогодних ограничений. «Конечно, для многих из нас это равносильно локдауну, смерти и закрытию бизнеса», — резюмирует Дмитрий Левицкий. Глава департамента торговли и услуг мэрии Алексей Немерюк при этом сообщил в эфире «Эха Москвы», что отрасль «практически восстановилась, а у многих ресторанных сетей даже возросла выручка по отношению к 2019 году». Азамат Каримов считает, что «в этот раз речь не будет идти о субсидиях», однако, по словам Немерюка, в мэрии готовы рассмотреть новые меры поддержки для бизнеса, если предприниматели сами обратятся к ним с таким запросом.

Как выполнить требования властей об обязательной вакцинации: инструкция для бизнеса

По мнению Левицкого, эксперимент с созданием свободных от COVID-19 зон показал, что «либо надо делать для всех одинаково, либо не делать никак». «Что это такое, если 20 баров пускают всех и один пускает только привитых? Конечно, он будет в проигрышном состоянии. В него просто никто не будет ходить», — рассуждает он. Теперь все рестораторы будут молиться, чтобы вакцинация шла быстрее, потому что  только это может воскресить отрасль, говорит ресторатор. «Общая политика властей: если ты не хочешь вакцинироваться, не вакцинируйся, но сиди тогда дома, выбирай удаленную работу и пользуйся доставками», — заключает Левицкий.

 

Несмотря на жесткие ограничения, владелец Martinez Bar и Rock'n'Roll Bar & Café Азамат Каримов настроен оптимистично. «Думаю, сможем как-то договориться [с арендодателями]. Да, мы растеряны немножко. Но другой дороги чего-то не видим. Все от нас зависящее сделаем. По идее очередь на вакцинацию должна перетекать к нам плавным ручейком. Надо просто ее дождаться, — говорит он. — Если ты любитель баров, тебе тоже надо просто месяц подождать. И тогда ты, изголодавшийся, с QR-кодом на большом флаге с разбегу влетишь туда и запрыгнешь на барную стойку. Наверное, будем успокаивать себя этим».

О том, что грозит бизнесу, если не проконтролировать, может ли гость посещать заведения общепита, рассказывает Евгений Крылов, ведущий эксперт «Актион Право» (входит в медиагруппу «Актион-МЦФЭР»):

С 28 июня общепит в Москве сможет работать в двух форматах: с едой на вынос и доставкой или с посетителями. Принимать посетителей можно, если организация направила в мэрию уведомление о том, что будет соблюдать все ограничения из Указа Мэра г. Москвы от 22.06.2021 № 35-УМ. Мэрия включит компанию в специальный реестр.

Главные ограничения из этого указа — заведение должно проверять QR-коды у всех посетителей, а все сотрудники должны носить перчатки и маски. Если проверяющие органы обнаружат, что компания нарушает эти требования, — компанию исключат из реестра. Если заведение не подавало уведомление или компанию исключили из реестра — можно только доставлять еду или продавать на вынос. Повторно в реестр можно включиться только через 30 календарных дней. И фактически это главная угроза.

 

Также компанию могут оштрафовать по ст. 20.6.1 КоАП РФ и оштрафовать на сумму от 100 до 300 тысяч рублей или по ч. 2 ст. 6.3 КоАП и назначить от 200 до 500 тысяч рублей штрафа и приостановить деятельность на 90 суток.

Места знать надо: самые необычные пункты вакцинации в разных странах

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+