«Толчок ото дна»: сколько заработал бизнес за первый месяц жизни после изоляции
«Малый и средний бизнес оживает быстрее наших первоначальных прогнозов. Однако на прошлогодние обороты многие отрасли из-за снижения покупательского спроса и последствий пандемии не смогут выйти до конца года», — говорит генеральный директор ИТ-компании «Эвотор» Андрей Романенко. Этот тезис подтверждают цифры, собранные онлайн-кассами «Эвотор» (более 650 000 устройств по всей России): по их данным, в среднем оборот в июне по сравнению с «карантинным» маем вырос на 40%, но в прошлом году за первый месяц лета компании заработали на четверть больше. Сказался неполный месяц работы (в Москве самоизоляцию отменили 9 июня) и эпидемиологические ограничения, которые во многих сферах существенно сокращают поток клиентов. К тому же в стране по-прежнему не работает почти четверть торговых точек, отмечает, ссылаясь на данные онлайн-касс, Романенко.
Кто пострадал больше всех
Среди проанализированных отраслей есть лидеры и аутсайдеры по выручке за июнь («Эвотор» анализирует только данные в процентном соотношении, не раскрывая абсолютных цифр — объем выручки варьируется в зависимости от отрасли, кроме того, в исследуемую выборку попали лишь предприятия, оснащенные онлайн-кассами «Эвотор»).
Больше всего доходов в первом после снятия ограничений месяце недосчитались спа-салоны (заработали в этом июне на 81% меньше, чем в прошлом), спортивные центры (на 72%), музеи (на 89%), турагентства (на 72% меньше, чем в июне прошлого года, но по сравнению с маем — в 2,7 раза больше).
«Мы вышли на работу, но людей, готовых ехать даже на наш юг, не так много. Сложилось мнение, что наши пляжи надо самим покупать без помощи агентов», — подтверждает нерадужные результаты исследования основатель турагентства «Весь мир» Владимир Инякин. За июнь его фирма оформила всего четыре заявки. Выручка составила около 500 000 рублей, прибыль — около 60 000, что на 90% меньше, чем в прошлом июне. «Многие коллеги уже ушли из бизнеса навсегда и не верят в его возрождение. Но я думаю, что отрасль быстро восстановится, как только откроются все страны, за два-три месяца. К Новому году, если все будет в порядке, выйдем на докризисный уровень», — надеется предприниматель.
Его оптимизм разделяет большая часть предпринимательского сообщества, следует из опросов «Опоры России»: по словам Ивана Ефременкова, заместителя исполнительного директора организации, дальнейшего падения выручки ожидают 43% владельцев компаний, тогда как в апреле о такой вероятности заявляли около 60% опрошенных. «Ситуация с точки зрения выручки начинает улучшаться. Настроения в негативной зоне, но негатив не настолько сильный, как это было в предыдущие два месяца. Четверть предпринимателей даже прогнозируют рост выручки в ближайшее время», — говорит он.
Отложенный спрос не панацея
Сфера услуг восстанавливается неравномерно. Хотя во многих регионах салоны красоты возобновили работу к началу лета, их выручка сократилась в июне по сравнению с прошлым годом на 42% (по сравнению с маем рост на 127%, или более чем в два раза). Доходы стоматологических клиник упали на 24% по сравнению с прошлым годом, автосервисов — на 21%.
Сеть стоматологических клиник La Peregrina как компания с медицинской лицензией начала работать с 4 апреля по распоряжению Сергея Собянина. Тем не менее выручка сети за июнь составила около 2,8 млн рублей, что на 20% ниже выручки за прошлый. Оборот за май был еще меньше и составил около 2 млн рублей, что ниже показателя за май прошлого года примерно на 35%, рассказала Forbes владелица и главный врач La Peregrina Наталия Кадькалова. «Поскольку наша сеть по спектру и качеству услуг ориентирована в первую очередь на высший сегмент среднего уровня, клиенты в большинстве смогли сохранить уровень дохода в пределах минус 15-20% от докризисного уровня. На докризисные показатели мы планируем выйти к сентябрю-октябрю», — говорит Кадькалова.
Владелец мужских парикмахерских «Супермен» Иван Алексеев называет цифры онлайн-касс «похожими на правду», но отмечает, что в столице ситуация лучше, чем в регионах — москвичи ринулись стричься в первые дни после открытия салонов, создавая листы ожидания на недели вперед. Но отложенный спрос не стал панацеей: после первой ударной недели, когда выручка его салонов взлетела в 2,3 раза по сравнению с докризисным периодом, наступило затишье. «Все, кто хотел, подстригся, — люди мимо салонов идут косяками, но все уже с прическами, даже промоутера смысла ставить нет», — жалуется предприниматель. По его словам, сейчас дневная выручка на 20% ниже, чем до введения ограничений, но благодаря всплеску первых дней июнь он закрыл с выручкой на 2% большей, чем в прошлом году.
«Пока качели, судить сложно. Прошел месяц после открытия, надеемся, люди, которые подстриглись сразу, уже подзаросли и на будущей неделе начнут снова потихоньку возвращаться, — рассуждает Алексеев. — Проблема еще в том, что очень много наших постоянных клиентов потеряли работу — например, у метро «Щелковская» у меня очень много стриглось ребят, которые каждый день ездили на автобусах из области в Москву. Теперь эта часть клиентов отвалилась».
«Выбора у мэра не было»: как московский бизнес отреагировал на неожиданные послабления от Собянина
Барно Турсунова, соосновательница сети автосервисов «Вилгуд», тоже говорит о результатах, превосходящих статистику: она зафиксировала рост выручки на 10% по сравнению с июнем прошлого года и на 83% по сравнению с маем текущего года. «Во многом это связано с тем, что автомобиль по-прежнему является самым безопасным средством передвижения в условиях пандемии, и после отмены ограничений многие жители уделяют большое внимание всем необходимым их машине сезонным работам», — рассуждает предпринимательница.
Ее коллега Игорь Ланской, основатель техцентра Volvostar, говорит о снижении выручки по сравнению с прошлым июнем вдвое и росте по сравнению с маем на 25%. «Люди начали ездить, и им требуется обслужить их автомобиль. На улице лето, люди, кто может, поедут на Юг, остальные на дачи, — рассуждает бизнесмен. — Но эта волна будет один-два месяца. До этого люди сидели без зарплаты, «проедали» запасы, у кого не было запасов, жили в долг. Поэтому думаю, в августе-сентябре нас может постичь спад, возможно даже резкий. Сентябрь — начало учебного года, родителям надо будет собирать детей в школу, а это траты. И автомобиль отойдет на второй, а то и на третий план».
Противоречивая мода
В модном ретейле, в отличие от индустрии красоты, отложенный спрос не дал сверхвыручки даже в первые дни после открытия стрит-ретейла. По данным «Эвотор», магазины обуви в июне заработали на 32% меньше, чем в прошлом году, магазины одежды — на 35% (и одежда, и обувь при этом более чем в два раза нарастили оборот по сравнению с маем текущего года), магазины нижнего белья недополучили 43% прошлогоднего оборота.
Основательница бельевого бренда PETRA Вероника Хан говорит о росте выручки по сравнению с июнем 2019-го на 24%, а по сравнению с маем 2020-го — на 55%. «Я делаю ставку на онлайн. За время локдауна мы разработали и запустили новый сайт. Я готовлю новую коллекцию, которая учитывает потребность общества в «осознанности», а также в использовании локальной культуры производства, — рассуждает предпринимательница о причинах своих положительных показателей, противоречащих официальной статистике. — Предполагаю, что фешен-ретейл восстанавливается, но многим брендам и магазинам нужно сделать большие изменения в сервисе и идеологии, чтобы вернуть клиентов и расти дальше».
У бренда модных аксессуаров Pretty Mania все не так радужно: его основатель Андрей Березенков говорит о падении от 35% до 55% по сравнению с прошлым годом, от мая к июню рост в офлайне составил 40-50%. «В мае большинство торговых комплексов в стране были закрыты, и лишь небольшое число регионов решили их открыть у себя на местах. То есть сейчас речь идет о толчке ото дна, на которое опустился весь офлайн-ретейл России», — говорит он.
По словам Березенкова, уровень продаж восстановится небыстро, но в августе ожидается пик активности потребителей, в том числе связанный с подготовкой к новому школьному сезону, «когда помимо покупок нужной одежды и аксессуаров к школе мамы не забудут и про обновки для себя». На докризисные показатели он планирует выйти в сентябре-октябре и закрыть год с показателями на 15-20% выше, чем 2019-й.
Ювелирные магазины показали падение по сравнению с прошлым годом на 35%, цветочные лавки в июне недополучили 24% выручки, оптики ― 33%.
Какие отрасли российской промышленности пострадали от пандемии коронавируса сильнее всего
Ювелирный бизнес сильно сегментирован, и тренды в разных сегментах могут быть противоположными, отмечает Михаил Егоров, основатель ювелирной компании Ring Studio. Его компания производит обручальные и помолвочные кольца, которые пользуются спросом, несмотря на пандемию — к тому же в июне сработал эффект отложенного из-за закрытых загсов спроса апреля и мая. За первый месяц полноценной работы выручка Ring Studio в деньгах на 7% превысила показатели аналогичного периода 2019 года. «Я думаю, что наш сегмент полностью восстановился после карантина. Он продолжит быть очень чувствителен к социальным настроения и уровню дохода, но это уже будут понятные для нас вопросы, с которыми мы умеем работать», — говорит Егоров.
Внезапные лидеры
Несетевые супер- и мини-маркеты в первый месяц лета заработали на 27% меньше, чем в прошлом году, и на 10% больше, чем в мае текущего года. Зоомагазины недополучили в июне 29% прошлогодней выручки, табачные лавки ― 25%, пивные магазины ― 17%, специализированные продуктовые лавки ― 6%, несетевые аптеки ― 7%.
Список лидеров по скорости восстановления оказался неожиданным: быстрее всего восстанавливались магазины товаров для отдыха и ремонта. В июне выручка магазинов снаряжения для активных видов отдыха достигла уровня прошлого года (в мае она была на 22% ниже прошлогодней), магазины сантехники заработали лишь на 1% меньше, чем в 2019-м (в мае ― на 33% меньше, чем в прошлом году).
«Люди, находясь на самоизоляции, в режиме нерабочих дней или на удаленке, получили больше свободного времени, которое можно потратить на себя. Видимо, они его используют, чтобы благоустроить квартиры, что-то отремонтировать или покататься на велосипеде», — объясняет результаты исследования Иван Ефременков из «Опоры России».
Но положительные исключения не могут скрасить общей печальной картины состояния бизнеса, отмечает эксперт. «Рост есть, но он очевидно недостаточен, потому что большая часть предпринимателей так и не смогли выйти на докризисный уровень и по-прежнему рассматривают варианты с сокращением штата и оптимизацией издержек, чтобы работать в плюс», — рассуждает Ефременков. По его словам, насколько «катастрофична ситуация, станет понятно, когда обновятся данные реестра малого и среднего предпринимательства и мы увидим, сколько компаний ликвидировано». «В любом случае ситуация привела к значительному падению, на которое предприниматели не рассчитывали», — резюмирует он.