К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Он и есть искусство»: как 13-летний художник из России стал звездой арт-рынка и продает работы за миллионы рублей

Фото DR
Фото DR
В 6 лет Маркусу Мартиновичу диагностировали аутизм. Неожиданно для родных он взял в руки кисть и стал писать — в основном, себя и маму. Творчество юного художника оценили эксперты и коллекционеры. В свои 13 Мартинович уже выставлялся в Москве и Лондоне, а в 2019-м его картина «Мама в платье в горошек» ушла с молотка на аукционе Sotheby’s за $75 000

Наталья Исаева, мама и менеджер Маркуса Мартиновича, художника и номинанта в рейтинг 30 самых перспективных россиян по версии Forbes в категории «Искусство», на просьбу корреспондента Forbes показать медицинские документы с диагнозом сына (Маркусу в 6 лет диагностировали РАС — расстройство аутистического спектра) реагирует остро. Она против того, чтобы творчество сына воспринимали как «рисунки аутиста» и «выставляли из сострадания». «Для меня это принципиальная позиция. Мне кажется, что такое выделение сталкивает необычных людей в «гетто особенностей», — объясняет Исаева.

Рейтинг самых перспективных россиян до 30 лет. 100 номинантов

 

Мартинович взял в руки кисть в 6 лет, попросив позировать маму, и с тех пор в месяц выдает по несколько картин, которые успело оценить профессиональное сообщество. В своем нежном возрасте — Маркусу 13 лет — он уже выставлялся в Третьяковской галерее, в залах Великобритании и Германии, а весной 2019-го его работа «Мама в платье в горошек» ушла с молотка на всемирно известном аукционе Sotheby’s за $75 000.

Сегодня цена работ Мартиновича колеблется в среднем от 30 000 до 100 000 рублей. За семь лет творчества было продано несколько десятков его картин, но заработал художник только около 1 млн рублей — остальные средства с продаж шли на благотворительность.

 

Forbes поговорил с Натальей Исаевой (из-за особенностей развития сам художник может общаться только с хорошо знакомыми людьми) и узнал, как Мартиновичу удалось стать одним из самых ярких и востребованных современных художников.

DR

Очень внутренний мир

Маркус Мартинович родился летом 2006 года в Москве в семье русской мамы и папы-немца. О семье Наталья также говорит неохотно: отец мальчика занимается наукой, сама Исаева отучилась в МГЛУ на преподавателя английского язык, изучала экономику и менеджмент в РУДН, а параллельно работала в инвестбанке. Еще в роддоме Наталья заметила, что новорожденный сын «как-то странно вздрагивает», но не придала этому значение. Когда Маркусу было четыре месяца, у него появились спазмы, характерные для разновидности эпилепсии. Родители увезли сына на лечение в Германию, где ему подтвердил эпилепсию. С тех пор Маркус живет на две страны.

Несмотря на заболевание, в чем-то Маркус развивался быстрее ровесников: в 2,5 года научился читать на русском и на английском, потом начал проявлять интерес ко всему графическому выучил знаки дорожного движения. «Мы тогда еще не знали, что у него аутизм. Нам казалось — ого, он, наверное, будет гением», вспоминает Исаева. Диагноз РАС расстройство аутистического спектра Маркусу поставили в 6 лет. Главные симптомы аутизма — нарушение эмоционального контакта, отсутствие совсем или очень неустойчивый зрительный контакт, проблемы с речью, сильная стереотипность поведения, из-за чего часто сложно понять уровень интеллектуального развития, перечисляет Юлия Самойлова, психолог сервиса «Понимаю» (специализируется на работе с людьми с РАС). Аутизм лечат медикаментозно, с Маркусом также работает дефектолог и логопед.

 

С каждым годом Маркус все больше интересовался живописью. Особенно он полюбил творчество Казимира Малевича, Йозефа Бойса и Энди Уорхола. «Мы всей семьей любим ходить по выставкам. И бедный ребенок должен был на все эти странности смотреть с самого детства»,  смеется Исаева. Она сама пробовала заниматься фотографией: «Быть мамой ребенка с сюрпризом немножечко сложновато и надо было во что-то сублимировать».

Впрочем, Наталья быстро поняла, что «не очень талантлива», и оставила хобби. Но к современному искусству ее все же тянуло, и она отучилась на факультете «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» в московской бизнес-школе RMA.

«Его сила не в живописи, а в том, как он генерирует классные идеи»

Маленького Маркуса не интересовали ни карандаши, ни ручки, ни фломастеры, ни краски. Зато, по словам Натальи, он самостоятельно делал презентации в PowerPoint о творчестве Малевича и экспериментировал с техникой — сканировал все, что видел.

Все изменилось, когда Маркусу было 6 лет. Однажды Наталья рисовала на балконе, Маркус увидел это и сказал, что тоже хочет попробовать. Мама уступила ему мольберт и акриловые краски, собиралась было уйти, но Маркус попросил, чтобы она ему позировала. Исаева заметила, что сын не смотрит на нее он рисовал тень, которую Наталья отбрасывает на стену. Так появилась первая работа «Тень матери в окне».

«Он мало спит и постоянно работает»: как Покрас Лампас зарабатывает миллионы на каллиграфии

 

Маркус быстро вошел во вкус и начал рисовать одну картину за другой. По словам Натальи, они все были очень примитивные по технике. Ценность работ в композиции и в сочетании цветов. «Его сила не в живописи, а в том, как он генерирует классные идеи. Они очень не похожи на то, что делаем мы, обычные люди, но они про то, что важно нам», — заключает Наталья.

DR

Чаще всего Мартинович изображает то, с чем знаком лучше всего, — пишет автопортреты или портреты мамы. Если хочет показать кого-то постороннего, то «примеряет» образ на себя наряжается Офелией или Лениным, делает фото и потом переносит изображение на холст. Есть среди работ и абстракции — Маркус работает с цветом и создает причудливые композиции из не связанных логически предметов и слов. Смысл написанного для него на втором месте, художника интересует слово само по себе его начертание, расшифровывает Наталья.

«После одного из лекарств у Маркуса начались мощные галлюцинации. Он был уверен, что рядом с его кроватью лежит японец»

По мнению психолога Юлии Самойловой, творчество для Маркуса — это естественный способ понять и познать мир, а также особый язык, который помогает говорить с людьми. «Безусловно, развитие таланта, интереса ребенка  прекрасная терапия, замечательный путь выстраивания отношений с миром», — добавляет она.

Иногда причудливые образы рождались под воздействием препаратов, которые Маркус принимал с для борьбы с эпилепсией, признает Наталья. «После одного из противосудорожных лекарств у Маркуса начались мощные галлюцинации. И в течение трех дней он был уверен, что рядом с его кроватью лежит японец. И каждый раз, когда мы подходили к кровати, он просил нас сойти с японца», — описывала Исаева историю создания картины «Не стой на моем японце» в официальном сообществе Маркуса во «ВКонтакте» (750 подписчиков).

 

В 2018-м Мартиновичу подобрали щадящие препараты, сейчас его состояние стабильно, галлюцинаций нет, уверяет мама.

«Маркус с закрытыми ушами»

Чтобы понять, нет ли в ее оценке материнской предвзятости, Наталья решила показать рисунки сына экспертам. Она сфотографировала работы Маркуса, собрала из них портфолио и начала рассылать электронные письма по «холодным» контактам  всем галеристам и искусствоведам подряд. При этом она не афишировала возраст и диагноз художника, чтобы сфокусировать внимание на творчестве.

Первой откликнулась Марина Цурцумия, владелица галереи «Комод» на территории дизайн-завода «Флакон» в Москве. «Когда я увидела работы, поняла, что это гений. Я еще не знала о том, что он особенный, не знала, сколько ему лет. Работы зацепили удивительной экспрессией, чистотой палитры. И еще, что очень важно, он удивительно называет свои работы, эти названия придают совершенно особый смысл, работа становится глубже», — рассказывает Цурцумия.

Ранние картины Маркуса действительно носят очень цепляющие названия: «Маркус в роли Офелии», «Космическая капсула в Казахстане», «Маркус с закрытыми ушами», «Автопортрет в черном пиджаке и с черным кондиционером Toshiba», «Маркус, жонглирующий рыбой», «Маркус, сидящий на черном чемодане в дверном проеме голый», триптих «Рождения мяса», «Маркус, тошнящий после пищевого отравления, слушающий песню «Illuminate» LUUUL, и поглаживаемый мамой», «Маркус, лежащий в коробочке, прям как Ленин», «Бабочка мною гордится» и пр.

 
«Он удивительно называет свои работы. Эти названия придают совершенно особый смысл, работа становится глубже»

Диагноз и юный возраст Маркусу тогда было семь не смутили галериста. По ее словам, она видела талант и понимала, что люди, которые разбираются в искусстве, высоко оценят картины. Выставка, организованная Цурцумией, имела успех, и несколько работ сразу же купили тогда они стоили около 20 000 рублей. «Мир такого человека очень обостряется. У них более развиты сокровенные глубины мозга, чувства. Они выплескивают их в творчестве. Непосредственность, незатейливость очень сильно эмоционально воздействует на зрителей», объясняет эксперт интерес к картинам.

«Мона Лиза» в гостиной: как выпускник МГИМО продает современное искусство с помощью новых технологий

С высокой оценкой творчества Маркуса согласен и основатель проекта ModernArtConsulting, искусствовед и коллекционер Юрий Петухов. «Он, безусловно, талантлив. Особенности психики рождают удивительные образы и неожиданные художественные решения, которые обычными людьми воспринимаются как некие откровения. Еще и столь юный возраст», — объясняет феномен Мартиновича Петухов. По его мнению, Маркусу повезло, что рядом с ним оказались люди, обратившие внимание на его способности, поверившие в него и начавшие серьезную кампанию по его продвижению — именно благодаря грамотному пиару имя Маркуса стало известно широкой публике.

Выставка «Я тут. Я с тобой»
Выставка «Я тут. Я с тобой»·DR

Эффект мамы

Первая успешная выставка стала билетом Маркуса в большое искусство — после этого прецедента договариваться о следующих показах было несложно. Благодаря активности Натальи в течение нескольких месяцев работы Маркуса были представлены на групповой выставке в Еврейском музее и центре толерантности в Москве, а также в немецком городе Билефельд, где Маркус находился на реабилитации. В 2015 году прошло еще четыре выставки.

 

Срабатывала проверенная схема: фото работ, электронные письма кураторам и сарафанное радио интерес галеристов рос как снежный ком. «Изначально меня заинтересовали серии портретов мамы Маркуса. Увидев их, я поняла, что позову его в свой следующий проект, делится Аля Хестанти, художник, куратор, координатор образовательных программ Школы современного искусства «Свободные мастерские» ММОМА. — Он абсолютно искренен в своем искусстве, он не связан никакими стереотипами, на него не давит конъюнктура арт-рынка. Он рассказывает публике свою историю и показывает мир таким, каким его видит. Это важно, и зритель это чувствует». Хестанти позвала Маркуса на Московскую международную биеннале молодого искусства, где он оказался самым юным участником.

«Он абсолютно искренен в своем искусстве, не связан никакими стереотипами, на него не давит конъюнктура арт-рынка»

Главным драйвером роста популярности Мартиновича была его мама, признают эксперты рынка. «Я искренне верю в то, что делает Маркус. Мне просто невероятно нравятся работы, которые он создает. И я про них хочу говорить», — объясняет Исаева. Однажды она даже написала сообщение официальной странице министерства культуры России в Facebook. Представители ведомства ответили и направили Исаеву с ее запросом в Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского. Закончилась история персональной выставкой, которая проходила в музее в конце 2015 года.

Первый напряженный период работы Маркуса закончился в апреле 2016-го обострился тремор конечностей, было не до картин. Два года Маркус находился на лечении в Германии.

Как пианист из Нижнего Новгорода стал зарабатывать $3,3 млн в год и попал в рейтинг Forbes

 

После вынужденного перерыва Мартинович вновь начал выставляться в России, Великобритании, Германии — авторитет юного художника только вырос. Его картины побывали в Лондоне в галерее Gazelli Art House и в Третьяковской галерее — в рамках фестиваля, посвященного художникам с особенностями психического развития.

Воплощение искусства

Со временем Маркус начал открывать для себя другие виды искусства: делал коллажи, инсталляции, фотографировал, записывал аудио и видео. В 2019 году в дизайн-заводе «Флакон» прошла инсталляция «Я тут. Я с тобой». Экспозицию разделили на три части, связанные общей концепцией: на первом этаже — лабиринт с картинами художника, второй этаж выполнен в виде жилого дома с белыми стенами, полом и потолком, которые были украшены многократно повторяющейся надписью «Я тут. Я с тобой», а на третьем лежали мягкие ковры  зрителям предлагалось сесть на них и смотреть видео, записанное Маркусом.

По мнению Екатерина Бочавар, художницы, куратора, директора галереи на Солянке, Маркуса от других художников отличает «ровность» — он одинаково хорошо творит в разных сферах искусства: в живописи, фотографии, графики, видео- и саунд-арте. «Маркус не выбирает то, как надо себя самовыражать. Он не размышляет: «А что бы мне вот из этого сделать?» Он делает то, что он делает. Он не совершает акций искусства, он и есть искусство», — рассуждает Бочавар.

«Он делает то, что он делает. Он не совершает акций искусства, он и есть искусство»

Последние два года во всех промоматериалах к выставкам упоминается возраст и особенности Маркуса — «шила не утаишь», говорит его мама, но считает, что особенности художника, скорее, мешают, чем помогают ему развиваться. Приходится сталкиваться со стереотипами, доказывать, что работы ценны сами по себе, а не из-за обстоятельств. «Мне кажется, что выставки, которые собирают из работ людей с особенностями, немножко подталкивают в некое гетто. Это то же самое, как позвонить и сказать: «Вы знаете, мы тут делаем концерт чернокожих, вот, не хотите поучаствовать?» Это звучит ужасно. Вот и здесь абсолютно такая же история», объясняет Исаева. «В тело слабого человека попало зерно большого таланта. И оно развивается в соответствии с теми возможностями, которые это тело и мозг ему дают. Если ты начнешь о художнике говорить очень много с точки зрения его заболеваний, то в определенной степени нивелируешь его художественную значимость», — соглашается Бочавар.

 
DR

Экономика модерн-арта

Финансовая сторона творчества Мартиновича устроена довольно просто. Наталья ни разу не платила за то, чтобы выставить его картины, — расходы галеристы берут на себя или привлекают спонсоров. Если работы покупают, то галерея удерживает комиссию, обычно равную половине стоимости.

Постеры Мартиновича обычно продаются за 10 000 рублей, рисунки на бумаге за 20 000. Стоимость холстов варьируется от 30 000 до 60 000 рублей, крупные форматы стоят около 100 000. Эксперты, опрошенные Forbes, считают, что нельзя дать формулу для оценки стоимости предметов современного искусства — цена складывается субъективно. По мнению Бочавар, работы Маркуса могли бы стоить дороже.

«Для людей с особенностями развития, перед которыми в жизни стоит больше препятствий, особенно важно признание их достижений»

В основном картины приобретают частные коллекционеры. «Покупают по нескольким причинам: кому-то действительно просто нравится, кто-то хочет поддержать юное дарование, на кого-то оказывает воздействия специфика Маркуса, ну а для кого-то интересен сам факт приобретения работы молодого художника, о котором все говорят и пишут», перечисляет Юрий Петухов.

Существенную роль и в раскрутке, и в точечных продажах продолжает играть мама Маркуса — с одним из покупателей, коллекционером из Италии, Наталья случайно столкнулась в баре и по привычке начала рассказывать о творчестве сына. Знакомство закончилось покупкой трех картин на общую сумму 120 000 рублей.

 

По словам Натальи, Маркус к 13 годам уже заработал на творчестве более 1 млн рублей. Деньги идут на покупку красок, холстов и других материалов для творчества. Значительная часть средств идет на лечение Маркуса.

Заработанная сумма могла быть больше, но произведения Мартиновича часто выставляются на некоммерческих мероприятиях, а деньги от проданных работ, как правило, идут на благотворительность. Например, средства, вырученные во время выставки в сентябре 2015 года в галерее Zeppelin, отправились в благотворительный фонд Гоши Куценко «Шаг вместе».

«Хорошая почва для взрыва идей». Мир во время пандемии глазами русских художников

Весной 2019-го 12-летний тогда Маркус удостоился еще одного серьезного признания — его работа «Мама в платье в горошек» ушла с молотка российско-катарского благотворительного аукциона Sotheby’s в Дохе за рекордную сумму в $75 000. Картина туда попала благодаря фонду Натальи Водяновой «Обнаженные сердца», который оказывал информационную поддержку выставке Маркуса в Музее Островского в 2018 году. Водянова была знакома с организаторами, поэтому тоже на ней побывала (фото Маркуса и Натальи сохранились в семейном архиве). «Несмотря на юный возраст, Маркус к этому времени уже состоялся как явление современной культурной жизни, и за его плечами было несколько выставок в России и в Германии. Это стало началом дружбы между фондом и Маркусом Мартиновичем», — рассказывает Forbes президент фонда «Обнаженные сердца» Ася Залогина.

 

В марте 2019 года партнер «Обнаженных сердец» из Катара центр Al Shafallah устраивал  благотворительный бал Love Ball Arabia. Организаторы сначала хотели использовать изображение картины Маркуса для оформления мероприятия, но потом, когда узнали об особенностях художника, предложили выставить работу на благотворительные торги. Исаева согласилась, а фонд помог организовать поездку. «Мы считаем одной из самых необходимых составляющих жизни любого человека, с особенностями и без них, возможность реализовывать себя, заниматься любимым делом: это может быть живопись, театр или садоводство — все, что приносит радость и удовлетворение.  Для людей с особенностями развития, перед которыми в жизни стоит больше препятствий, чем перед другими, особенно важно признание их достижений», считает Залогина.

«Обычно творчество — это диалог со зрителем. А для Маркуса это просто бесконечный диалог с самим собой»

Эта покупка не принесла гонорара художнику, но ни сам Маркус (он не осознает ценность денег), ни его мама по этому поводу не расстроились — Наталья считает, что сын пока не должен зарабатывать. «Если бы у нас стояла задача выжить его искусством, мы бы с ней справились. Но пока такой задачи не стоит, я рада, что эти картины как мои внучатки, стоят дома»,  уверяет Наталья. О том, на что живет семья, она говорит неохотно — упоминает только, что финансово помогает отец Мартиновича.

Жизнь Маркуса насыщена и другими занятиями. Он ходит в коррекционную школу, занимается плаванием. Много играет и в классические детские игры, и в PlayStation. Изучает языки — говорит на английском, немецком, украинском, болгарском, арабском. Правда, только с мамой и еще несколькими близкими для семьи людьми.

Сейчас Исаева готовит работы Мартиновича к новым выставкам: некоторые из них из-за пандемии коронавируса перенесли, другие переходят в онлайн-формат. В ближайшем будущем Наталья планирует нанять профессионального агента, который будет посвящать все время продвижению художника, а она останется «работать мамой».

 

Маркусу растущий интерес к его творчеству безразличен. Он редко бывает на открытии выставок, потому что плохо переносит большие скопления людей. Мартинович творит, пока ему есть что сказать, а искусство для него — это игра, считает мама. «Для ребят, которые целенаправленно занимаются искусством, творчество — это диалог со зрителем. А для Маркуса это просто бесконечный диалог с самим собой», отмечает Наталья.

Самые молодые номинанты в рейтинг Forbes «30 до 30»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+