К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Хорошая почва для взрыва идей». Мир во время пандемии глазами русских художников

«Хорошая почва для взрыва идей». Мир во время пандемии глазами русских художников
Живущие за границей российские художники рассказали Forbes Life, как они переживают карантин и показали свои работы

«Я верю, что вся эта ситуация с пандемией подготовит хорошую почву для взрыва идей, которые удивительным образом украсят  новую страницу истории двадцатых годов двадцать первого века. Я верю, что я не одинок в выборе такой стратегии. Страх смерти, пронесшийся призраком по Европе и всему миру, заставит многих авторов отбросить лишнее и начать делать вещи действительно великие, стоящие и смелые. Но, это все великие белоснежные вершины хоть и близкого, но все-таки будущего, а здесь, у их подножия, на равнинах нашей эмигрантской реальности кризис только начинает расцветать цветами истинных последствий.

Где-то там, между выставками, эскизами и бесконечными текстами в соцсетях, я спускаюсь на землю и становлюсь нелегалом гастарбайтером, пропадающим тенью на стройках, которые в Черногории не останавливались ни на день, и все еще движутся по инерции финансовых вливаний прошлого туристического сезона. Ростки творчества и тут не отпускают меня, превращаясь в руках в волшебную палочку. «Вжух», и все не так грустно, и ты уже не гастер в грязной робе, а снова художник и вокруг тебя не безликая покраска метровых квадратов, а целый муралистический и достаточно концептуальный проект... А это все не просто пыльная работа, а серьезная подготовка поверхности к творческим камланиям», — пишет Павел Брат, живущий в Черногории.

Тем временем Мария и Наташа Арендт в Лондоне снимают видео  о своей жизни в искусстве. Наташа Арендт придумала новый жанр «Безотходный ассамбляж». Екатерина Муромцева в Загребе открыла картинную галерею «Балкон» на своем балконе, где провела уже несколько выставок. Юрий Альберт в Кельне перебрал свой архив и создал новую работу. Дмитрий Врубель, увлеченный VR-проектом, почти не заметил карантина в Берлине, как и Валерий Кошляков в Париже, который просидел все время в своей студии: «Кроме ощущений опасности, которая исходит только с экрана телевизора, все остальное воспринимается как дивный сон». А Дмитрий Булныгин, запертый в мастерской-крепости в деревне под Парижем, нелегально собирает валежник, чтоб топить печь и вырезает из древесины молочных поросят. В другой деревне, австрийской, в своем доме-студии художники  Вадим Космачев и Алена Конева восприняли карантин как дар судьбы, шанс на болдинскую осень.

 

14 российских художников рассказывают о своей работе и жизни за границей в период пандемии.

Юрий Альберт, Кельн, Германия
Без названия (по мотивам рисунка И. Семенова). 2020. 160х200 см. Холст, акрил.

Юрий Альберт, Кельн, Германия

Должен сознаться, что карантин (тут в Германии он не очень строгий) не сильно изменил мой привычный образ жизни. Я и раньше большую часть времени проводил дома за книгами и компьютером или в мастерской. Так как в мастерскую я езжу на велосипеде, а в Кельне уже тепло, то карантин тоже не очень мешает.

Судя по фейсбуку, многие на вынужденном досуге занялись разбором своих архивов. Я, например, уже довольно давно собирался сосканировать старые негативы — и наконец это сделал. Разбирая бумажки, я нашел старый эскиз для работы из моей серии с Карандашом. Карандаш, как многие еще помнят, был главным персонажем в популярном советском детском журнале «Веселые Картинки». А первый раз он появился в 1956 году в книжке Юрия Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина». Нарисовал его великий иллюстратор Иван Семенов. Это идеальный художник — все, что он рисовал своим носом-карандашом, оживало. Даже огурец с крыльями, нарисованный Карандашом, смог взлететь. Начиная с 1984 года я использую этот образ в своих работах. Для этой работы я взял за основу одну из обложек «Веселых Картинок», где «веселые человечки» -персонажи из журнала, вступают в бой с вредителями садов и огородов. В моей картине Карандаш веке цветущей яблони превратился в символ прекрасного искусства, защищающегося от вторжения грубых и низменных сил.

Мария Арендт, Лондон, Великобритания
Портрет·Без названия (Covid-19)

Мария Арендт, Лондон, Великобритания

Я без конца рисую какие-то картиночки обо всем, что вокруг происходит во время карантина. Или беру свои старые и на них пририсовываю на злобу дня какие-то атрибуты. Меня это очень увлекает.

Наташа Арендт, Лондон, Великобритания
Из серии вирусофаги 2020.·Диета covid-19. 2020

Наташа Арендт, Лондон, Великобритания

Я присмотрелась к предметам, которые нашлись в доме, выходить-то сложно, заодно придумала новый жанр «Безотходный ассамбляж».

Собираемся с сестрой снимать видео «Оденься в искусство». Мы уже позировали в сшитых нами одеждах в лондонских парках и на фоне парламента (который в пешей доступности), но это отдельный разговор. Времени на все не хватает, столько проектов.

Маша Шмидт, Медон, Франция
Серия Sky is the limit.

Маша Шмидт, Медон, Франция

Во время двухмесячного карантина я продолжала изучать небо, пожалуй, еще внимательнее, чем в обычной жизни. Эта работа абсолютно меня захватила и очень помогла сконцентрироваться. Время, как мы все заметили, течет совершенно иначе во время нашего странного заточения (оно куда-то «исчезает», правда)? Кажется, причина этому — постоянный повтор действий и рутина. И медитативный процесс моей живописной серии как бы раздвинул ускользающую рамку реальности, дал мне возможность «вернуть» мое драгоценное время. Мне повезло с небом, оно было прекрасно.

Ариадна Арендт, Херцег Нови, Черногория
Вид с балкона.

Ариадна Арендт, Херцег Нови, Черногория

Пишу вид с моего балкона на вход в Которский залив Черногории. Город Херцег Нови. Название пока не придумала. Облако в виде собаки-далматинца, которое как мяч кусает полную луну.  Это заказ для одного человека, который застрял в Черногории во время коронавируса и хочет что-то на память об этом необычном периоде. С заказчиком я знакома только через интернет.

Георгий Литический, Нюрнберг, Германия
Cosmos

Георгий Литический, Нюрнберг, Германия

В конце марта мой петербургский коллега Андрей Помулев предложил мне принять участие в онлайн выставке, посвященной Дню космонавтики. Он нашел у меня на фейсбуке фото подходящей работы и взял его на выставку.

Тем не менее мой мозг включился, на досуге в самоизоляции пришла идея картины Cosmos, и я ее написал, хотя уже и чуть после 12 апреля.

Екатерина Муромцева, Загреб, Хорватия
Собаки, которые гуляют со своими хозяевами и другими людьми.

Екатерина Муромцева, Загреб, Хорватия

Сейчас я живу в Загребе, в Хорватии, участвую в международной программе для художников. 20 марта у нас ввели карантин. В тот день должно было состояться открытие моей выставки в галерее. Как раз, когда мы все смонтировали, оказалось, что выставка отменяется. Этот проект посвящен невидимому труду в сфере культуры и так и называется «Как стать невидимым». Я помню, я пришла домой, и подумала: что у меня есть? Комната и балкон. Это уже немало. Так я решила открыть галерею «Балкон», сначала выставила там те большие акварели, которые должны были висеть в галерее. Потом начала делать выставки специально для «Балкона», например, «Портреты после скайпа», когда я рисовала своих друзей после наших скайп-конференций. Другая выставка называется «Собаки, которые гуляют со своими хозяевами и другими людьми» — портреты собак, выгуливающих своих хозяев на карантине. Стоит упомянуть и выставку для птиц. Я представляла, как могут выглядеть птицы, оглушительно щебечущие под моим окном, и решила, что они все будут синими. И выставка будет для них, так как они —самые частные гости моей галереи. Теперь я приглашаю других художников поучаствовать в галерее «Балкон». Думаю сделать галерею странствующей, то есть открывать в тех местах и странах, где я буду жить, и где будет балкон.

Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Артемий Врубель, Берлин, Германия
Vrteka

Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, Артемий Врубель, Берлин, Германия

Дмитрий Врубель: «Карантина я почти не заметил. Мое расписание: выйти утром и вечером с собакой, раз в два дня в магазин, раз в неделю вынести мешок с мусором, — не изменилось. Я увлечен проектом, над которым мы с Викторией Тимофеевой и Артемием Врубелем работаем с февраля 2017 года, созданием VR-музея. Миллиарды людей во всем мире из-за невозможности доступа к культурным сокровищам, уже много столетий (а не только сейчас) живут в режиме культурного карантина. Мы с помощью нашего VR-музея  предлагаем эффективный способ, как этот разрушительный «карантин» снять для всех и навсегда. Сейчас в Vrteka my home museum готовы 20 залов, по которым можно бродить, как угодно близко, носом изучать детали у Брейгеля и Босха, трогать руками пастозные мазки Ван Гога, рассматривать в натуральную величину «Явление Христа народу» Иванова и тут же, рядом с ней работу Эрика Булатова «Картина и зрители» и «Ветку» Андрея Монастырского. До карантина про VR-искусство говорили «дело будущего», а сейчас VR — наше настоящее. Каждый день я получаю запрос в facebook, какие купить VR-очки, чтоб посещать наш музей».

Валерий Кошляков, Париж, Франция
ОКНА. Холст. Темпера казеиново-масляная темп.

Валерий Кошляков, Париж, Франция

Находясь в обычном рабочем режиме, я готовил новые выставки для Галереи Палаццо Леони Монтанари в Веченце и для Музея архитектуры им. А.В.Щусева. Но с приходом событий, необычных для нас, все приобрело какой-то новый смысл. Кроме ощущений опасности, которая исходит только с экрана телевизора, все остальное воспринимается как дивный сон. Представить Париж, туристическую столицу мира, в котором пять недель стоит солнечная погода да еще и полностью безлюдным, невозможно. Тишина… все заперто, как перед вхождением фашистских войск. Для нас открылась великая архитектура Парижа, ее бульвары, набережные, улицы, открываются новые виды и ракурсы, пространства, которые были невидимы раньше. Тишина, безлюдье и безсобытье оказались плодотворной роскошью для искусства, которое всегда мечтало остановить время. И это карантинное время, наверно, удобно только для художников.

Дмитрий Булныгин, Сессон, Франция
Проект «Молочные поросята».

Дмитрий Булныгин, Сессон, Франция

Идея проекта «Молочные поросята» возникла до установления карантина. Условия моей жизни существенно изменились по сравнению с прошлой жизнью в Москве. Здание, в котором я сейчас живу, заброшено. Вокруг лес. Поваленные деревья служат мне одновременно материалом для скульптуры и дровами. Кстати сказать, подбирать валежник здесь запрещено по какому-то древнему закону. Находясь в нелегальном жилье, отапливая помещение подобранными «ворованными» дровами, я почувствовал себя в новом средневековье. И чума вокруг бродит. А ты словно находишься в замке: наши мастерские окружены забором, есть запирающиеся ворота, а по соседству супер охраняемый, увешанный камерами военный объект. Здесь внутри ты член клана, который живет максимально автономно от системы. Без социальной поддержки, но со взаимовыручкой. Контакты с государством происходят только по бюрократическим причинам. Арт-система тоже за забором и общение с ней становится своего рода вызовом. Молочный поросенок, как известно, забивается тогда, когда он питается только материнским молоком. Мясо у него получается очень нежное. Мое искусство тоже нежное и брутальное одновременно. Это шик — покупать и есть мясо молочных поросят. Жечь искусство в камине, это тоже шик, доступный немногим. И то и другое — излишества, которые характеризуют представителей другого клана.

В итоге я создаю объекты, которые для потенциального потребителя моего искусства, являются дровами, стоящими больше чем сама древесина. В цену добавлены мое послание и труд. Поросятами можно топить камин и наблюдать как художественно сгорают их тушки, ушки, пятачки и хвосты. Здесь есть что-то от Достоевского. Можно снимать видео этого процесса. А можно вытащить из огня полусгоревшего поросенка и добавить себе в коллекцию. Владелец, в таком случае, станет соавтором.

До наступления карантина, я четыре раза в неделю должен был ездить в Париж, на курсы языка. Это занимало по восемь часов каждый день. Теперь все отменено, много свободного времени, поэтому я режу поросят в нашем замке, не выходя дальше 100 метров. Вдобавок, само по себе это занятие невероятно увлекательное — работать с формой и сопротивлением материала, вспоминать уроки скульптуры в институте, осваивать технологические приемы по обработке дерева, разбираться в особенностях древесины, делать тесты по обжарке скульптур. Опять же, физический труд на свежем воздухе. И так каждый день по поросенку. Пока не закончился карантин, мне нужно успеть сделать большую кучу дров-поросят.

Правда, это мне иногда надоедает и я переключаюсь на другие, параллельные проекты. Делаю работы из папье-маше или пластика. Хочу заметить, что все используемые мной материалы являются продуктами вторичного использования. Но это уже другая тема.

Павел Брат, Бечичи, Черногория
Выставка семян диких растений Черногории. Фотография Артём Дворник

Павел Брат, Бечичи, Черногория

Замечу сразу, сразу что мне и моей семье очень повезло,  карантинные меры мы встретили в большой хорошей русскоязычной компании соседей, которая за целый год собралась в одном из апарт-отелей на побережье Адриатического моря. Можно даже выразиться так: наша самоизоляция началась целых три года назад, когда мы эмигрировали в Черногорию.

Если вокруг тебя выросли заборы из законов, то это значит что пришло время снова двигаться вверх. За время карантина я сделал две выставки, одна продолжалась два дня, а другая прошла в онлайн-режиме в гараже дома. Я представил новое прочтение проекта с собранными семенами диких растений Черногории, подкрепив его перформативным действием внутри созданного пространства. Мы сделали подробный отчет, который под защитным знаменем «онлайн-проекта» осветили во всех социальных блогах и пабликах, тоже доказывая что сколько границ не строй вокруг создателя и не ужесточай, он все равно раздвинет их своей витальной силой, и донесет нужное до зрителя.

Разумеется, этот кризис на всем ходу врезался и в вершину пирамиды Маслоу, на которую я и мои друзья художники карабкались со своими предложениями товаров и услуг по самоактуализации личности. Осколки этой пирамиды ярким взрывом осветили понимание того, что «картинки на стену» в ближайшее время мало кого будут интересовать. Все это привело меня размышлениям о своей миссии художника. Как сделать так чтобы выжить в этом обществе и в этой ситуации? Логично, что надо приносить пользу, но в чем же она заключена и чем я вообще полезен людям... Включив в голове постмодернистский рингтон с бесконечным вопрошанием, я засел за эскизы больших проектов, а весь наработанный материал со штудиями, холстами, объектами, скульптурами стал скидывать балластом в руки коллекционеров и друзей через фейсбук, обесценивая все как минимум раз в десять.

Сейчас я каждый день создаю эскизы к большому перформативной постановке, пишу тексты концепций к ней, описания, манифесты, готовлю это все упаковать в рекламный ролик и опубликовать на patreon. Это очень большой проект и серьезный, можно сказать логичный проект всей моей творческой жизни. Верю, что он запустится, начнет собирать донаты и вскоре над этим всем будет работать целая команда композиторов, хореографов и других мастеров. Мне кажется, что надо собрать весь этот багаж наработок, скинуть лишнее, указать пальцем на дальнюю вершину и отправится в путь за великим и высоким.

Вадим Космачев, Хохе Ванд, Австрия

Вадим Космачев, Хохе Ванд, Австрия

Карантин художников задевает лишь краем, ведь большая часть жизни тех, кто у дел, являет собой уже своего рода карантин в диалоге  с глазу на глаз с холстами, листом бумаги,  металлом, глиной, гипсом и прочим «струментом» в замкнутом пространстве мастерской. Больше того, известны случаи, когда запреты на передвижения сублимировались творцами в экстаз творчества с необыкновенным результатом (вспомним болдинскую осень нашего великого поэта с простой артиллерийской фамилией).

С другой стороны, вирус, наказывая людей, проявляет заботу о здоровье нашей среды обитания на планете Земля. Так давайте без вирусов и бактерий (им за это памятник) раз в году введем всеобщий месячный карантин на морях, океанах и суше. Поверьте, нам и планете, вне сомнений, станет легче дышать. И пусть не ко всем творцам, пусть только к избранным постучится болдинская осень.

Елена Конева, Хохе Ванд, Австрия

Елена Конева, Хохе Ванд, Австрия

Однажды утром в конце марта мы, выйдя из ателье, вдруг увидели небо свободное от бесконечной суеты вдоль и поперек летательных аппаратов с их грязными белыми росчерками пера.

Саша Бродский, Нью-Йорк, США
Untitled

Саша Бродский, Нью-Йорк, США

В карантине, как и до него, я в основном рисую городские пейзажи. Большинство из них связано с окрестностями моего бруклинского дома. Я замечаю новые места во время коротких прогулок по району. У меня есть выход на крышу, поэтому в дни, когда прогулки не случается, я рисую то что видно оттуда.  Untitled — как раз одна их таких работ.

Почти все работы сделаны акварелью, так как ничего другого дома сейчас нет, а я не успел сходить в художественный магазин до начала пандемии. В целом, думаю, карантин полезен художнику.  Это очень волнительное, но очень продуктивное время, когда можно по-настоящему  сосредоточиться на своей работе.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+