К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Посягнули на святое: что делать, если вам сокращают зарплату во время пандемии

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В карантин почти все компании стремятся по-максимуму сократить издержки. Первыми под нож часто идут зарплаты и бонусы сотрудников. Как вести себя, если руководство объявило о том, что ваш доход придется сократить, а нагрузка останется прежней? Отвечает хедхантер Алена Владимирская.

Forbes продолжает серию колонок Алены Владимирской — известного HR-специалиста, основательницы «Лаборатории карьеры Алены Владимирской», в которых она рассказывает о жизни «белого воротничка» по имени Леонид — 37-летнего менеджера высшего звена в крупной российской корпорации. В одиннадцатом эпизоде карьерного сериала Леонид и его коллеги сначала лишаются бонусов из-за пандемии, а потом вновь обретают их. 

Нехорошее письмо

От внеплановых собраний с участием всех топ-менеджеров Леонид никогда не ждал ничего хорошего. Тем более в период самоизоляции и удаленной работы. Поэтому, получив письмо с приглашением приехать в офис завтра к полудню, он на всякий случай приготовился к плохим новостям. Хотя заявленная тема встречи звучала вполне безобидно: «Обсуждение текущей стратегии развития в условиях кризиса». 

На следующий день он оформил цифровой пропуск, приехал в офис и занял свое место за большим столом в кабинете генерального директора. Кроме Леонида на закрытом совещании присутствовали еще восемнадцать человек — руководители всех направлений и департаментов. 

 
«Бонусы, — мелькнуло в голове у Леонида. — Неужели решили посягнуть на святое?»

После нескольких часов обсуждения стратегии генеральный директор, выдержав небольшую паузу, сказал, что у него для всех собравшихся есть одна не слишком приятная новость. 

«Началось», — подумал Леонид. И интуиция его не подвела. 

 

— Новость у нас, коллеги, вот какая, — откашлявшись, начал генеральный. — Мы пока не уверены, но, скорее всего, уже в середине мая в компании начнутся сокращения. Это касается не только сотрудников, расходы тоже будем сокращать. Так что некоторые проекты придется прикрыть. Поэтому подготовьтесь, пожалуйста. За ближайшую неделю каждому из вас нужно будет разработать три плана сокращений сотрудников: оптимистичный, с учетом минимальных потерь, средний — исходя из того, что резать придется 10%, и пессимистичный, в котором сокращать придется 25% штата. Вот список проектов, которые в ближайшее время точно будут закрыты, поскольку они не являются ключевыми.

Гендир включил проектор. Леонид выдохнул — его проекта в списке не было. 

Удар под дых

— Но это еще не все, — продолжил генеральный. — У нас тут появилась одна идея, думаю, что вам она не очень понравится, конечно, но надеюсь, что вы войдете в положение и поддержите нас. 

 

Все напряглись. 

«Бонусы, — мелькнуло в голове у Леонида. — Сейчас как раз время рассчитываться: апрель — традиционное время выплаты бонусов в компаниях, где финансовый год заканчивается в марте. Неужели решили посягнуть на святое?»

— Чтобы минимизировать сокращения, мы решили в этом году бонусы не выплачивать. 

— Вообще? — спросил кто-то, и все синхронно подняли глаза на генерального.

— Пока это только предложение. Крайние меры, мы понимаем, но это позволит не увольнять часть людей, не закрывать часть проектов и спокойно пережить кризис. Получаем мы все немало, а ситуация сейчас тревожная. Окончательное решение мы примем на ближайшем заседании совета директоров, а пока вот решили рассказать и выслушать аргументы за и против.

 

В зале повисла нехорошая тишина. Присутствующие переглядывались, на их лицах читались ужас, ярость, разочарование. Бонусы у топ-менеджеров обычно составляют 10–12 месячных окладов: многие рассчитывали к маю обзавестись новой квартирой поближе к работе.

«Любопытная ситуация, — думал Леонид, которого проблема бонусов заботила не слишком: он пришел в эту корпорацию недавно и застал всего полтора месяца старого года. — Сказать: нет, я хочу бонусы, — сочтут за нелояльность компании. Кризис пройдет, а слова запомнят. С другой стороны, как без бонусов-то? Интересно, кто скажет первый? Потому что если так и домолчим до конца, то вроде как согласимся». 

Но все молчали. Пауза затягивалась. 

«В зале повисла нехорошая тишина. Присутствующие переглядывались, на их лицах читались ужас, ярость, разочарование»

— В общем, вы подумайте, — подытожил генеральный, — и в ближайшее время мы объявим решение. 

 

Как только он это сказал, плотина прорвалась — все заговорили одновременно, громко, возмущенно, с обидой и злостью.

— Да как так? 

— Мы зря, что ли, весь год пахали как не в себя? 

— И в следующем точно бонусов не будет. 

 

— Мы что, виноваты, что все это началось? 

— Все же подписано уже, разве можно задним числом? 

По букве закона

Присутствующие на совещании разделились на три группы. Первая во главе с директором по маркетингу возмущалась активнее всех.

— Это нечестно и несправедливо, — говорили они. — Таким образом руководство показывает свое истинное к нам отношение. Задним числом нельзя пересматривать условия. Мы пашем по двадцать часов в сутки, чтобы компания осталась на плаву. Верните наши бонусы.

 

Вторая группа во главе с директором по производству высказывалась мягче и предлагала компромиссные варианты: например, обсудить сокращение сумм бонусных выплат. 

«Мы пашем по двадцать часов в сутки, чтобы компания осталась на плаву. Верните наши бонусы»

Третья, самая малочисленная группа, в которой оказался и Леонид, по разным причинам вообще не претендовала на бонусы. В ней оказались двое недавно нанятых топ-менеджеров и два руководителя, не выполнившие годовой план. Они смотрели на все происходящее с плохо скрываемым злорадством. 

В кабинете генерального директора начался натуральный базар. Менеджеры европейского типа, сдержанные и интеллигентные люди, превратились вдруг в крикливых и вздорных торговцев. Все обвиняли руководство и друг друга, вспоминали, кто работал больше и кто был полезнее компании, кому можно сокращать бонусы, а кому ни в коем случае нельзя.

Генеральный директор позволил себе повысить голос и прикрикнул:

 

— Все! Заканчиваем дебаты и расходимся. Мы примем решение и уведомим вас. 

И в этот момент раздался тихий голос главного юриста: 

— Дело в том, — сказал он, — что это обсуждение не имеет никакого смысла. Потому что решение о сокращении бонусных выплат просто-напросто незаконно. Вы не можете задним числом пересмотреть соглашение по политике вознаграждений. 

Снова воцарилась тишина.

 

В нашем трудовом договоре написано «выплачиваются бонусы в соответствии с положением о премировании», и мы все это положение подписывали, — продолжал юрист. — И там описан порядок выплаты бонусов, который вы сейчас грубо нарушили. Перечитайте это положение, пожалуйста

— Петр Иваныч, — ответил ему генеральный, — давайте мы с вами отдельно потом поговорим. Благодарю вас, коллеги, на этом совещание объявляю закрытым. 

Из кабинета все топы выходили мрачные, не глядя друг на друга — за двадцать минут все успели наговорить много того, чего говорить не следовало.

***

 

Прошло несколько дней, и Леонид получил СМС из банка — на счет упали деньги. Ровно столько, сколько он планировал получить в качестве бонуса за полтора месяца работы в прошлом году. Он написал нескольким коллегам, с которыми был в хороших отношениях: «Как дела? Что с бонусами?»

Можно согласиться на сокращение зарплаты или невыплату бонуса, но с условием в будущем стать партнером или операционным директором

«Все пришло, — ответили ему. — Полная сумма, ничего не резали». 

А уже на следующий день, открыв корпоративную почту, Леонид прочел: «Уважаемые коллеги. Наш главный юрист Петр Иванович Краснов после семи лет работы в компании принял решение нас покинуть и сосредоточиться на собственном бизнесе. Пожелаем Петру Ивановичу успехов. Его место займет Чернов Геннадий Михайлович».  

Как вести себя, если руководство лишает вас бонусов или сокращает зарплату во время пандемии

Советы Алены Владимирской

 

— Любое снижение зарплаты является незаконным, если только вы добровольно не подписали соглашение о снижении. При этом бонусы и премии, в отличии от зарплаты, не гарантируются и не регламентируются трудовым законодательством. Поэтому если вам урезают зарплату, то это точно незаконно (но это не значит, что вы не должны с этим соглашаться — ситуации бывают разные). А вот если руководство уведомляет о сокращении ежегодных премий, это повод пойти к юристу и для начала выяснить причины (ну или попробовать разобраться самому). В целом стоит запомнить: оклад обязателен, бонусы и премии — нет.

— Тем, кто работает в больших компаниях, не стоит сразу соглашаться на предложение добровольно отказаться от бонусов с условием «получить все потом». Есть вероятность, что потом ничего не случится. Возможно, можно за что-то поторговаться — например, за увеличение оклада.

— Если вы просто так согласитесь на отмену бонусов, вашего подвига никто не оценит. Стоит понять, есть ли у вас законное право не соглашаться. Если оно есть — воспользуйтесь им хотя бы для торговли.

— Те, кто работает в малом и среднем бизнесе, в условиях кризиса могут, наоборот, сделать карьеру — войдите в положение собственника, согласитесь на сокращение зарплаты или невыплату бонуса, но с условием в будущем стать партнером или операционным директором.

 

— Трезво оцените, в одной ли вы лодке с компанией. И хотите ли вы в ней быть. В кризисных ситуациях оценивайте не только свои выгоды и убытки, но и выгоды и убытки вашего работодателя от ваших действий. Не все требования, которые стоит исполнять, будут законны. И не все законные требования стоит допускать. В некоторых ситуациях точно будет полезнее согласиться с незаконным предложением работодателя, а в некоторых — понять и принять будущее расставание с работодателем, несмотря на то что его действия абсолютно законны, но, например, не учитывают риски и проблемы сотрудников.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+