Как звезда российского баскетбола заработал 75 млн рублей на макаронах с сыром
«Я не всегда буду играть в баскетбол. Надо думать, чем заниматься после», — рассуждает в интервью Forbes 31-летний Алексей Швед, один из самых известных и титулованных баскетболистов страны. За долгую карьеру в большом спорте он успел четырежды выиграть чемпионат России с московским ЦСКА, победить в Евролиге, завоевать олимпийскую бронзу на Играх-2012 в составе национальной сборной и попробовать силы за океаном — в главной лиге мира НБА. Но полноценно реализовать себя в США не удалось — в 2015-м Швед вернулся на родину и получил контракт на $4 млн в год от подмосковных «Химок».
В 2019-м атлет, задумавшись о жизни «после баскетбола», решил попробовать себя в новой ипостаси — ресторатора. Вместе с супругой Настасьей и деловым партнером Андреем Разоковым он запустил сеть кафе Mac & Cheese. Основа меню — традиционные для американцев макароны с сыром. Дешевый перекус Швед превратил в деликатес: макароны готовятся в отдельном цеху и подаются с самодельными соусами из нескольких сортов сыра и трюфелей. За первый год работы выручка трех Mac & Cheese, по оценке Forbes, составила 75 млн рублей, а первое кафе в гастрокластере «Депо» уже принесло 15 млн рублей прибыли.
Семейная лига
«Шансов не стать баскетболистом у меня просто не было», — смеется Алексей Швед с высоты своих 198 см. Его отец и мать — заслуженные тренеры России по баскетболу, обе сестры играли на профессиональном уровне, и даже мужья сестер занимаются тем же видом спорта. К отцу Виктору Шведу Алексей до сих пор летает в родной Белгород, чтобы подготовиться к самым ответственным матчам: «Лучше, чем папа, меня никто не подготовит к сезону».
Первым клубом Шведа стал белгородский «Буревестник», куда родители привели его в возрасте 6 лет. К 16 годам Алексей демонстрировал выдающиеся результаты, и его пригласили в Москву: тренер молодежных составов сборной и ЦСКА Андрей Мальцев позвонил Шведу-старшему и попросил привезти сына в Москву на просмотр, который тот успешно прошел. После этого карьера Алексея вплоть до 2012 года (без учета аренд в «Химки» и московское «Динамо») развивалась в системе столичного флагмана — с ЦСКА игрок и завоевал большинство своих титулов.
Как филолог из Новосибирска построил ресторанный бизнес на 2,8 млрд рублей
Прорыв в его карьере случился в 2012 году, когда Швед в составе сборной России стал бронзовым призером Олимпиады в Лондоне. Его трехочковый бросок на последней минуте матча с Аргентиной при счете 76:77 оказался решающим и обеспечил команде победу.
Обманчивый НБА
Еще за несколько месяцев до Олимпиады Шведа в составе ЦСКА взяли на карандаш скауты клубов Национальной баскетбольной ассоциации (НБА). Успех на Играх укрепил их веру в перспективного спортсмена, и летом 2012-го Алексей исполнил профессиональную мечту всех баскетболистов — заключил контракт с клубом НБА. На три года Шведа подписал «Миннесота Тимбервулвз». «Я всегда хотел в НБА, мечтал там играть», — признается Швед. Сумма контракта составила $10 млн за три года.
В Штаты Алексей поехал вместе с партнером по ЦСКА, главной звездой российского баскетбола своего поколения Андреем Кириленко, женой Настастьей и племянником. Настасья к тому временем отучилась в школе при ЦСКА, занималась спортивной гимнастикой, акробатическим рок-н-роллом и чирлидингом и с легкостью отправилась вместе с мужем за океан. «Учитывая, что Лешка — суперзвезда, мне нужно всегда ему соответствовать. Это сложно, он ведь высочайшего уровня спортсмен, да еще и такой красавчик. Поэтому я и в России, и в Америке главной своей задачей ставила развитие: рисовала, занималась боксом, серфингом», — рассказывает жена атлета.
Единственной проблемой при переезде был плохой английский супругов. С этим помог племянник: он хорошо владел языком и поехал со Шведами, чтобы продолжить учебу в Миннесоте (обучение оплачивал знаменитый дядя).
Швед быстро ассимилировался и стал показывать хорошие результаты — иногда набирал больше 20 очков за игру, стал регулярно попадать в стартовый состав и проводить на площадке около получаса. Ситуация изменилась в начале 2013-го: по словам Алексея, в команду вернулись ведущие игроки, которые восстановились после травм, и его стали реже выпускать на площадку. «Когда я приехал, был один генеральный менеджер, а потом пришел новый, которому нравятся другие игроки. Плюс поменялся тренер», — вспоминает спортсмен.
Чтобы повлиять на отношение тренера Рика Адельмана к Алексею, Настасья шла на различные ухищрения. Однажды она закупила 300 футболок в цветах триколора, вручную, с помощью трафарета, нанесла на них надпись Shved и бесплатно раздала болельщикам на трибуне. То ли тронутый любовью фанатов, то ли руководимый другими мотивами, в том матче Адельман Шведа на поле выпустил.
В следующем сезоне россиянин перешел в другой клуб НБА — «Филадельфия Севенти Сникерс». Но и там его преимущественно продолжали держать на скамейке запасных. Чтобы переломить ситуацию, Швед сменил еще несколько клубов, но полностью реализовать потенциал, по его словам, ему так и не дали. Последней американской командой для Шведа стала «Нью-Йорк Никс». Летом 2015-го руководство клуба предложило игроку новый контракт — на $2,8 млн за сезон. Но спортсмен отказался. «Хочется играть и больше времени проводить на площадке», — объясняет он. «Американцы не давали шанса показать себя. Если бы дали, он бы играл на уровне с лучшими игроками этих клубов», — уверена жена Алексея.
Швед принял волевое решение вернуться в Россию и в том же году подписал контракт с «Химками».
Мультяшный Швед
Вернувшись в Россию вместе с мужем, Настасья решила запустить собственный бизнес. Она заметила, что в Москве по сравнению в США очень мало качественной и недорогой спортивной одежды, особенно баскетбольной экипировки. А еще что Шведа в России мало кто знает. Жена игрока решила убить двух зайцев — занять свободную нишу и сделать мужа более популярным.
В 2015-м она договорилась с другом юности Владимиром Андриановым о производстве одежды с изображением Шведа. Андрианов с 2005 года владеет московской дизайн-студией #pineappletech и мастерской по пошиву одежды Mosfactory и создает брендированную одежду и аксессуары (мерч) для «Армии России», McDonald’s, Black Star, Елены Темниковой и других знаменитостей. «Швед мне импонирует как человек, он крутой спортсмен, поэтому я решил поучаствовать», — рассказывает предприниматель.
Запуск первой коллекции обошелся в 500 000 рублей. В нее вошли свитшоты, футболки, майки, бейсболки, наклейки, чехлы для телефонов, брелоки и прочие сувениры с рисованными принтами, которые изображают Шведа, стилизованного под персонажа комикса. Каждая партия включает 100 изделий. Купить одежду можно во время игр «Химок» на их домашнем стадионе и в официальном фанатском сообществе баскетболиста в Instagram @Shvedfan (сейчас там более 4740 подписчиков).
Секрет «Шоколадницы». Как построили крупнейшую в России сеть кофеен
Продается мерч практически по себестоимости, наценка не больше 5-6%, а нераспроданные остатки используются в качестве призов для фанатов, рассказывает Настасья. «Полкоманды Лехи ходит в его шмотках», — смеется Андрианов. Шведы признают, что производят мерч не для заработка, а чтобы популяризировать игру и укрепить личный бренд Алексея.
Вкус из детства
В 2017 году у супругов родилась идея второго бизнеса, который принес Шведу не только узнаваемость, но и прибыль. Алексей с детства любил макароны с сыром, а за время жизни в США плотно «подсел» на mac&cheese — мелкую пасту с сырным соусом. «В США mac & cheese продают в куче кафе, есть заведения, которые специализируются только на этом продукте, — рассказывает баскетболист. — Я их обожаю, ем минимум два раза в неделю и решил эту культуру принести в Россию».
Открытие ресторана — понятный способ монетизировать личную популярность, считает ресторанный критик, основатель telegram-канала Restosnob Юлия Зверева. «Тимати открыл Black Star Burger, Тина Канделаки — «Тинатин», Григорий Лепс — «Рюмку водки». Это более или менее удачные примеры — в том смысле, что рестораны работают. Приносят ли прибыль и какую — вопрос другой», — говорит эксперт. Одно только имя знаменитости не гарантирует успеха заведения, предупреждает она: «Доказательства тому — откровенные провалы Ольги Бузовой с BuzFood, Дмитрия Нагиева с «Хуанхэ», Светланы Бондарчук с «Березкой» и даже Ксении Собчак с «Бубликом».
Чтобы разобраться с тонкостями запуска, Шведы обратились за помощью к ресторатору Андрею Разокову, гендиректору московского кафе Groot, которое любили посещать супруги. «У меня были разные предложения от инвесторов, партнеров. Но Алексей и Настасья суперпродвинутые, модные, чемпионы. Мы дружили. Мне было комфортно делать проект с друзьями, с которыми у меня сходятся мысли. Мы думаем в одном ключе», — объясняет Разоков.
Вместе с Настасьей он зарегистрировали ООО «Успешный проект». Доли поделили в пропорциях 60% на 40% соответственно. Разоков взял на себя всю «операционку»: поиск площадки, поставщиков, мебели, работу с сотрудниками. Настасья думала над меню и маркетингом, Алексей — согласовывал. «Лешке никогда ничего не надо было делать. Одежду ему я в магазинах покупаю, ремонт квартир делаю я, в бизнесе он тоже больше оценивает и согласовывает. Его главная задача пока что — заниматься спортом», — говорит супруга баскетболиста.
Партнеры решили доработать рецептуру и вместо порошкового соуса, которым принято посыпать макароны в Америке, использовали сложные соусы собственного приготовления. Саму пасту тоже замешивают, раскатывают, режут и варят на месте. «Если мы используем колбаски, то чоризо, более интересные. Гуакамоле аккуратненько сами мнем, ни в коем случае блендер не используем. С Кубы привозим палочки ванили, для того чтобы запах соуса был хороший», — перечисляет Настасья. Чтобы разработать меню, Шведы наняли итальянского шеф-повара Марко Якетта, большого фаната баскетбола и давнего друга Шведа, и бывшего шеф-повара ресторана Maison Dellos, имя которого не афишируют. По словам Алексея, стоимость продуктов составляет до 40% от цены блюда, средний чек — 700 рублей.
«Кофейный МММ»: как основательница «Даблби» потеряла бизнес и конкурирует с бывшими инвесторами
Макароны готовятся в специальном цеху недалеко от метро «Менделеевская», а потом разъезжаются по ресторанам. Паста лежит в основе всех блюд: в меню Mac & Cheese классические макароны с сыром, запеченные макароны с курицей или беконом, макароны с яйцом пашот и авокадо, и даже хот-доги подаются с макаронами. Готовят и сезонные блюда, например, сладкие розовые макароны с маршмеллоу ко Дню всех влюбленных. «Очень интересная, правильная, понятная концепция. Ребята молодцы», — хвалит коллег Глеб Марач, исполнительный директор ресторанной группы компаний «354» (высотные рестораны в «Москва-Сити»).
Глобальные макароны
Первый ресторан Mac & Cheese открылся в феврале 2019 года в гастрокластере «Депо». Решающим фактором в выборе локации стало одобрение ресторатора Алексея Васильчука (совладелец «Чайхоны №1», Obed Bufet, «354» и др.). «Васильчук, который присутствовал на дегустации в «Чайхоне», лично попробовал все блюда и предложил встать в «Депо» [совладельцем которого является]. Изначально рассматривали другие места: Усачевский рынок, Центральный, но переговоры с ними затянулись», — объясняет Разоков.
Партнеры сразу планировали открывать не одну точку, а сеть — так можно получить более глубокие скидки у поставщиков и делить издержки между ресторанами, объясняет Разоков. Поэтому уже в июле 2019-го открылся второй ресторан — в «Детском мире» на Лубянке, а в сентябре третий — в универмаге «Цветной». Еще два заведения должны заработать в конце февраля-начале марта в тематическом парке «Остров мечты». По словам Шведа, инвестиции в пять ресторанов составили около 80 млн рублей личных накоплений спортсмена (Разоков вкладывается только экспертизой). Первые три точки уже вышли на самоокупаемость: две работают в ноль, а флагманский ресторан в «Депо» принес около 15 млн рублей прибыли.
Делать в проекте ставку на свое имя, которое не так широко известно за пределами баскетбольной аудитории, Швед не стал. Но для раскрутки все-таки использует социальный капитал: например, разыгрывает бесплатные обеды и билеты на матчи в Instagram-аккаунте сети.
«Наши пищевые предпочтения родом из детства, а у многих в детстве были макароны с сыром, поэтому концепция для российского рынка, на мой взгляд, логичная. То, что это еще и американский хит, — скорее бонус, чем причина возможной популярности», — рассуждает об успехе Mac & Cheese критик Юлия Зверева.
В ближайшие пару лет Шведы рассчитывают дорастить сеть минимум до десяти заведений и выйти в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань и другие города-миллионники. Не списывает со счетов Алексей и американский рынок. «Я еще, может быть, вернусь поиграть в НБА, заодно и бизнес там запущу», — улыбается баскетболист.