Продавцы Железного трона: почему на мифологии «Игры престолов» легко зарабатывать
Механика сумасшествия
Почему в эпоху массового производства сериалов именно «Игра престолов» запала в душу людям разных национальностей, социальных слоев и возрастов? В чем секрет массового помешательства на истории Семи королевств? Дело в том, что сюжетная линия каждого значимого героя в сериале прописана по классическому мифологическому канону: герой получает некий призыв и покидает привычный ему мир, затем с помощью наставника преодолевает трудности и оказывается в сверхъестественном мире. Нагляднее всего эта линия реализована в судьбе Арьи Старк, но прослеживается и у всех других героев.
Архетипичные образы, согласно теории Юнга, запрограммированы в коллективном бессознательном, поэтому безотказно работают на разных социальных и возрастных уровнях. Невероятная популярность «Игры престолов» во всем мире объясняется именно тем, что сказки и мифы разных народов в своей основе имеют одни и те же архетипы. В каждой мифологии есть образ злой мачехи (Серсея), героя-завоевателя (Кхалиси), шута (Тирион Ланнистер) и так далее. Именно поэтому, несмотря на то что мир «Игры престолов» вымышленный, многие сюжетные линии, связанные с межличностными и политическими отношениями, очень напоминают нам реальную жизнь. Мы верим этой истории, верим ее героям, поэтому охотно покупаем кроссовки, которые они советуют, и стремимся быть похожими на них, выстраивая свою карьеру.
Отсюда и популярность аналогий управленческих моделей и типов руководителей с мирами семи королевств и их правителями. Эти аналогии удобно использовать как кейсы, например, в обучении или при описании управленческих процессов в компаниях. Об этом эффекте уже успели написать книгу «Игра престолов. Уроки для жизни и бизнеса», которой на фоне сумасшествия вокруг сериала суждено стать бестселлером.
Мощная мифологическая конструкция «Игры престолов», почти непобедимые враги, клубок политических интриг, личных связей и очень архетипичные герои — такая история в принципе обречена на успех. И этот успех удалось монетизировать не только создателям сериала и автору саги Джорджу Мартину, но и многочисленным компаниям по всему миру. Так было и со «Звездными войнами»: это один из первых примеров, когда героев на реальную почву перенесли сначала эксперты по развитию корпоративной культуры корпораций, а потом и бизнес.
Чем закончилась «Игра престолов». Краткий пересказ финальной серии (спойлеры!)
Щупальца HBO
Отличие киноэпопеи Джорджа Лукаса от «Игры престолов» заключается в том, что последняя вышла на экраны в совсем новую с точки зрения коммуникаций эпоху. И создатели сериала в полной мере воспользовались возможностями социальных сетей, чтобы охватить как можно большее число зрителей, вовлечь их в мир сериала и сделать его эстетику узнаваемой. Что, в свою очередь, дало и малому бизнесу более доступные способы просигнализировать армии поклонников, что они с ними «одной крови».
На самом деле в сюжет «Игры престолов» уже заложены все маркетинговые настройки для его тиражирования. Например, признаки принадлежности к тайному обществу: особый язык, атрибутика и символы, которые легко может использовать бизнес разного уровня, чтобы человек в любой стране смог почувствовать себя на месте любимого героя сериала. Секрет такого вирусного распространения символики «Игры престолов» на самые разные бизнес-сферы кроется в том, что при создании саги продюсеры задумывались, как сериал будет работать не только со зрителями, но и с ретрансляторами — в том числе бизнесом.
HBO действует как мудрый осьминог, запуская свои щупальца в самые разные сферы. От сезона к сезону канал готовит благодатную почву для тиражирования образов из сериала: с помощью многоканальных маркетинговых кампаний управляет действиями аудитории, находя удивительные возможности взаимодействия зрителя с проектом. Например, для разогрева интереса к новому сезону публикует в собственных соцсетях разного рода «затравки» основных интриг и конфликтов между героями, мотивирует выбрать одну из сторон. Или ведет специальный блог, где выкладываются фото закулисья съёмок, сайт, на который пользователи могут присылать графические работы с изображением эпических сцен, выход серий и эпизодов с большими перерывами — все это части многоканальной маркетинговой стратегии через взаимодействие со зрителями.
Всё это не что иное, как готовые модели для тиражирования сюжета в рекламных кампаниях и продуктовых линейках для бизнеса. Компаниям остается только повернуть любовь фанатов к саге в нужное русло.
То, что продано, умереть не может
Неудивительно, что самые разные бренды по всему миру поспешили использовать армию поклонников сериала для собственного продвижения. Оказалось, архетипичные образы героев одинаково хорошо работают и в рекламе мобильного оператора, и в продвижении кроссовок и бургеров. Самый известный пример — фраза Winter is coming, которую использовали на рекламных плакатах и в многочисленных мемах в соцсетях. В США брендированные символикой сериала грузовики развозили еду и предлагали ее дегустировать, а затем делиться впечатлениями в соцсетях. Кампания получила многомиллионный охват.
Некоторые идут дальше и создают специальные серии товаров в эстетике «Игры престолов». Так поступил Adidas, придумавший кроссовки в тематическом дизайне, Johnie Walker, который запустил линейку виски White Walker (белый ходок, представитель одной из самых страшных сил в сериале), косметический бренд Urban Decay, сделав коллекцию средств для макияжа, вдохновленную сагой, и многие другие.
Бизнес дает потребителям возможность выбора — пойти в просто отличную бургерную или в ту, где приготовят бургер по рецепту Дейнерис Таргариен. Купить просто хороший виски или виски с частичкой магии белого ходока. Как правило, фанаты готовы рискнуть качеством продукта ради того, чтобы выразить свою приверженность сериалу.
Благодаря такой стратегии HBO выигрывают все. Сериал в лице бизнеса обретает многочисленных «агентов вербовки» фанатов сериала и, следовательно, новую аудиторию, которая видит неординарные рекламные акции и идет смотреть, что за Мать драконов все обсуждают. Бизнес, в свою очередь, получает лояльных клиентов, которые ценят определенную эстетику и принадлежность к закрытому сообществу. А это хороший задел для довольно простых, недорогих в производстве, но крайне эффективных акций — например, зонирование барбершопа по принципу «я за Ланнистеров» или «я за Старков». Или возможности не просто купить стейк, а «добыть» его, используя валирийский язык.
Всё это — простые инструменты, которые объединяют поклонников как в общей любви к сериалу, так и к определённым персонажам и сюжетным линиям. Сериал выходит за пределы экранов и плавно перетекает на улицы, незаметно входит в повседневную жизнь потребителей товаров и услуг. А значит, работает как драйвер роста экономики и заодно обретает бессмертие.
Чем закончилась «Игра престолов». Краткий пересказ финальной серии (спойлеры!)