В последние два-три года в Россию начали приходить R&D-центры британских компаний. Для выпускников российских технических вузов это возможность сделать карьеру.
Центры научных исследований и разработок (или R&D, от Research & Development) транснациональные корпорации начали открывать в России в 1990-х годах. Первой была немецкая IT-корпорация T-Systems — в 1995 году, затем в 2001-м — Intel и Deutsche Bank, а в 2004-м — Oracle, один из крупнейших мировых производителей программного обеспечения. Об окончательном оформлении тренда стало можно говорить, когда R&D-центры в России открыли Nokia и Microsoft. Сейчас объем экспорта R&D-центров оценивается примерно в $380 млн, его ежегодный прирост — около 9%. В последние два-три года наметилась новая тенденция: в Россию начали приходить R&D-центры британских компаний. С какой целью? И что они ждут от наших кандидатов?
Заплатят больше, чем по рынку
В Великобритании бурно растет рынок IT-стартапов. Так, по итогам крупнейшего в Европе конкурса стартапов Europas Awards-2018, проводимого в партнерстве с изданием TechCrunch, основателями большей части стартапов-победителей оказались предприниматели именно из Великобритании, делающие бизнес в самых разных отраслях. Например, онлайн-банк Starling Bank, сервис доставки еды из ресторанов Deliveroo, система для маркетинговой аналитики и мобильной атрибуции AppsFlyer, приложение для обучения английскому языку детей дошкольного возраста Lingumi и многие другие.
И вот результат: рынок труда страны не поспевает за этим ростом, британским стартапам приходится нанимать специалистов и руководителей из других стран. Мы сами несколько раз получали запросы от британских работодателей: открывая в России R&D-центры, они первым делом ищут экспертов в области исследований и разработки (R&D-менеджеров). Когда Михаила Хасина, который с 2001 по 2011 год занимал должность директора российского центра разработки программного обеспечения по ценным бумагам в Deutsche Bank, спросили, почему из многих других стран для открытия центра была выбрана именно Россия, он пояснил: «Из-за высокого уровня компетенции российских IT-экспертов, их способности быстро учиться и инновационно мыслить; все это более чем компенсирует их недостатки — плохое знание английского языка или незнание особенностей западной культуры, — позволяя программному обеспечению, созданному в России, успешно применяться в различных областях».
Российскому руководителю R&D-центра в России британцы готовы платить на 20% выше рынка (тоже, конечно, российского) — это все равно дешевле, чем везти из Великобритании соотечественника. Но дело не только в экономии. У российских кандидатов есть и другие, более весомые, преимущества перед R&D-менеджерами из других стран. Какие?
Ваш диплом дорогого стоит
Местные кадры в российские R&D-центры британцы нанимают потому, что в мире по-прежнему в цене российское техническое образование и российский потенциал в ведущих областях научных разработок. Таких, как искусственный интеллект: глубинное обучение, компьютерное зрение, дополненная и смешанная реальность.
Британские работодатели ценят кандидатов, получивших диплом в технических вузах с еще советскими традициями математического образования. В СССР была выстроена блестящая образовательная система с «физматом» во главе. Правда, государство не предлагало будущим ученым достойной зарплаты, качественного жилья и прочих условий быта, и многие уезжали из страны. Известно, например, что американцы более чем на 70% удовлетворили свои потребности в математиках за счет эмигрантов из Советского Союза. Но и сегодня спрос на российских специалистов у иностранных работодателей остается высоким. Так, Samsung R&D-институт в Москве, который ориентирован на научные и инженерные разработки в области искусственного интеллекта и оптико-волоконных технологий, сотрудничает с ведущими российскими университетами и старается нанимать их лучших выпускников.
Согласно опросу Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, 85% российских менеджеров по R&D имеют техническое или естественнонаучное образование — это Московский физико-технический институт (МФТИ), Московский инженерно-физический институт (МИФИ), МГТУ им. Н. Э. Баумана, мехмат МГУ, Уральский федеральный университет им. Ельцина и др. Кстати, ценные российские кадры необязательно сосредоточены в столице. По данным международной фриланс-биржи Upwork, лучшие Java-программисты живут в Новосибирске, а HTML-разработчики — в Омске.
Требуются «русские хакеры»
Иностранные работодатели ценят опыт и знания не только R&D-менеджеров, но и российских технических специалистов. Так, одна из самых значимых сейчас профессий в Великобритании — специалисты по кибербезопасности. После киберскандала в США, случившегося в 2016 году во время президентских выборов, когда, по сообщениям американских экспертов по сетевой безопасности, хакеры, связанные с Россией, атаковали несколько аналитических центров в США, британцы всерьез заинтересовались нашими IT-специалистами. Раз уж в России такие талантливые кадры, то почему бы этим не воспользоваться?
Уже в декабре 2016 года Tech London Advocates (TLA) — организация, которая объединяет профессионалов в сфере IT и продвигает идею Лондона как европейской Кремниевой долины, — создала специализирующееся на России направление: TLA Russia, цель которого — представлять интересы стартапов на государственном уровне.
Выход этажом выше
IT-специалисты — одни из самых востребованных кадров в России. За ними охотятся рекрутеры и хедхантеры. И если раньше основной причиной смены работы для технического специалиста служило повышение оклада, то сейчас этого мало. Люди, работающие в IT-отрасли (как специалисты, так и менеджеры), жаждут интересных задач. Поэтому работодатели начали активно использовать нестандартные рекрутинговые приемы. Например, размещать на специализированных ресурсах логические онлайн-задачи — чтобы кандидаты понимали, какие амбициозные проекты ждут их на новом месте работы.
Но у российских разработчиков есть и другой, более важный, стимул — почти все они мечтают получить опыт работы с иностранными работодателями. По оценке нашего агентства, каждый второй кандидат из IT-отрасли считает, что это даст ему перспективы быстрого повышения квалификации. Больше половины готовы уехать за границу, причем ровно столько же рассчитывают потом вернуться в Россию.
И все же работать за рубежом может далеко не каждый IT-специалист — прежде всего, из-за невысокого уровня английского языка. Для такого кандидата R&D-центр иностранной компании в России — прекрасная ступень в карьерной лестнице. И если даже британским ученым сразу не станете, то язык точно подучите.