К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как компании помогают новичкам влиться в коллектив

Как компании помогают новичкам влиться в коллектив
Словарь непонятных терминов, печенье в подарок, игры и двухнедельная стажировка в магазине — что еще делают компании, чтобы новые сотрудники почувствовали себя «своими»

Первый день на рабочем месте — огромный стресс для нового сотрудника. Большое количество людей, чьих имен не запомнить с первого раза, новые правила, незнакомый офис и огромный объем информации. Чтобы облегчить страдания новичков, быстрее ввести их в курс дела и сделать «своими», в компаниях существуют системы адаптации. Как правило, в первый рабочий день сотрудника знакомят с коллегами, рассказывают о компании, правилах, иногда дают наставника. Но у некоторых компаний особенный подход.

«Яндекс»
Михаил Метцель·ТАСС

«Яндекс»

Еженедельно в «Яндекс» приходит от 20 до 100 новых сотрудников. Поэтому у всех новичков единый день выхода на работу — вторник. В этот день они подписывают документы, получают оборудование и слушают вводную лекцию от сотрудников отдела адаптации (да-да, в компании есть специальный отдел из 4-х человек) о том, как устроен «Яндекс»: где можно поесть, как подключить зарплатную карту, какие есть льготы и т.д. В первый же день новичкам достается подарок: сумка с набором сувениров, в которой есть специальный блокнот с чек-листом, что нужно сделать в первые дни и недели работы. Во второй день проходит большое мероприятие «Добро пожаловать в Яндекс», на котором топ-менеджеры компании рассказывают новичкам о сервисах компании, культуре и финансовых показателях. Причем встреча транслируется онлайн и в другие регионы. Параллельно все новички проходят «погружение в профессию»: набор обучающих мероприятий, которые помогают им быстрее освоиться.

ИКЕА
Артем Геодакян·ТАСС

ИКЕА

В свой первый рабочий день новый сотрудник ИКЕА оформляет документы, проходит инструктаж и знакомится со своим руководителем и коллегами. Адаптироваться ему помогает менеджер или наставник — его в компании называют buddy. Обычно это более опытные сотрудники в той сфере, в которой предстоит работать новому человеку. Buddy рассказывают о своем опыте и поддерживают новичков, пока они осваиваются. Во второй день новоиспеченный сотрудник знакомится со шведской культурой, историей компании, проходит тренинги, которые ведут представители разных отделов. Главная цель этого дня — подготовиться ко встрече с покупателями и научиться ориентироваться в офисе или магазине. Интересно, что все новички, независимо от должности, проходят экскурсию по магазину. А иногда для них даже устраивают квесты «ИКЕА за 300 минут»: нужно как можно быстрее найти нужный отдел, сделать селфи на фоне его вывески и спросить у коллег, чем они занимаются. Кстати, в ИКЕА принято обращаться ко всем на «ты».

H&M
Getty Images

H&M

В H&M считают, что даже бухгалтеру нужно знать, как работают люди, генерирующие прибыль компании. Поэтому все новички, на какую бы позицию они не пришли, с первого рабочего дня отправляются на стажировку в один из магазинов. Обычно в качестве продавца-консультанта они проводят одну или две недели. Такая практика, говорят в компании, помогает понять, как именно работает H&M. И только потом новые сотрудники приходят в свой отдел, где их знакомят с наставниками — ими могут быть коллеги или непрямые руководители. Задача первой недели на своей позиции— познакомится с представителями разных отделов. Для этого специально формируется расписание с точной датой и временем встреч.

Unilever
Piroschka van de Wouw·REUTERS

Unilever

В Unilever два подхода к адаптации новичков: для участников программы будущих лидеров и для профессионалов с опытом. В течение первой недели юные лидеры встречаются с представителями разных департаментов, включая вице-президентов. Участники программы погружаются в маркетинг, финансы, продажи, управление персоналом и закупками. Все это происходит в Москве. А затем, вне зависимости от выбранного профиля, новички отправляются на три месяца на условиях ротации в отделы продаж в разных городах России.

Профессионалам с опытом помогают адаптироваться линейные руководители самого сотрудника.

Disney
Getty Images

Disney

В Disney есть все стандартные процедуры для новичков — подписание документов, знакомство с политикой и внутренней жизнью офиса. Для этого существует цифровая платформа, где помимо подробной информации об истории, ценностях и структуре компании можно найти глоссарий с расшифровками основных аббревиатур и список мест рядом с офисом, куда можно сходить на обед. Но есть в Disney кое-что особенное. Каждого новичка в первый его рабочий день на столе ждет письмо, подписанное генеральным директором, с которым, кстати, можно пообщаться лично — каждый месяц Марина Жигалова-Озкан проводит обед с членами команды. В первые дни работы новичок получает чек-лист со списком людей из разных департаментов, с которыми он должен встретиться. После встречи сотрудник не ставит привычную галочку, а закрашивает изображение Микки Мауса.

Mail.ru Group
Валерий Шарифулин·ИТАР-ТАСС

Mail.ru Group

Каждого нового сотрудника в первый рабочий день ждет небольшой сувенир — коробочка печенья. И конечно, вводная лекция. В начале испытательного срока, который в компании длится три месяца для рядовых сотрудников и пять — для руководителей, новички обсуждают с непосредственным начальником внутренние правила и процессы, задачи и цели на этот период. По окончании испытательного срока сотрудник получает заветного лего-человека, которого он «селит» на огромный логотип Mail.Ru Group на втором этаже, и тапочки. Вообще ритуал с лего должен был стать индикатором заполненности офиса: отсутствие свободных мест на логотипе будет знаком, что компании пора увеличивать офис. Но в компании часто проходят праздники для детей, которые не прочь унести пару фигурок с собой, так что система не очень-то эффективна.

L'Oréal
Charles Platiau·REUTERS

L'Oréal

В корпорации по производству косметики есть и традиционный приветственный день для новичков, но особенность системы адаптации L'Oréal  — трехдневный тренинг Discovery. Помимо выступлений топ-менеджеров и сотрудников службы персонала, которые знакомят участников с историей косметического бренда, в него включены игры. Одна из любимых в компании называется «Чувство нашей профессии»: новички учатся определять косметические продукты с завязанными глазами. Средство при этом лишено упаковки, и участники полагаются только на свои ощущения: исследуют текстуру на ощупь, прислушиваться к аромату. В один из дней тренинга участники посещают производство в Калужской области и точки продаж L'Oréal. В компании есть свои слова, понятные только сотрудникам — в основном это производные от французских терминов. Чтобы было легче понимать своих коллег, новичку выдается небольшой словарь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+