Менеджеры за партой. Как бизнес сотрудничает с вузами в разных странах
Все чаще бизнес вынужден отправлять своих лучших профессионалов за кафедру. Иначе придется тратиться на полную переподготовку кадров, а это намного дороже. Нередко можно услышать жалобы работодателей, что система образования либо неправильно готовит специалистов, либо не готовит вовсе. Отдельные профессии сейчас умирают быстрее, чем вуз успевает выпустить первых специалистов, поэтому академической базы недостаточно и нужна помощь бизнеса.
В Европе и США к пониманию этого пришли давно, а вот в России сотрудничество вузов с предприятиями только в начале пути. Хотя задача актуальна все-таки не только в нашей стране, когда-то с ней столкнулись компании всех развитых стран мира. В каждой стране был разработан свой алгоритм ее решения. Он разный, потому что ориентирован на страновую специфику и особенности деловой среды, но в каждом конкретном случае по-своему эффективен.
США: большой брат следит, как ты учишься
Для рынка труда Северной Америки наличие университетской степени очень важно: без диплома карьеры не сделаешь. С другой стороны, в США существует плотная спайка бизнеса и образования: первый готов делиться полученными навыками и планами, а второе — их впитывать и учитывать в своих планах развития. Поэтому ситуация, когда работодатели становятся непосредственными разработчиками и руководителями образовательных курсов или программ, в Новом Свете совсем не редкость. Более того, крупные компании и отраслевые «гильдии» формируют заказы на специалистов в определенных областях. Отрабатывая этот запрос, университеты с первого курса готовят молодых людей к работе на определенной должности в определенной компании. Естественно, под присмотром и при живом участии представителей самой этой компании. Итог — бизнес получает готового классного профессионала, уже обученного решению определенных задач.
Вообще процесс обучения в США очень практичен: студенты много времени проводят на производствах. Это позволяет компаниям познакомиться и выбрать подходящего сотрудника, а молодые люди могут заранее присмотреться к возможному месту будущей работы. Например, у Lockheed Martin действуют представительства в 12 крупнейших университетах США, через которые корпорация нанимает до 60% сотрудников.
Благодаря системе небольших грантов от $50 000 до $75 000 компания HP Labs’ получает до 500 инновационных предложений от студентов и молодых исследователей. Университетские лаборатории не менее активно финансируют и такие известные компании, как IBM и Intel. Благодаря этой работе компании обеспечивают не только поток кандидатов на открытые вакансии, но и источник развития для своих бизнесов.
Великобритания: исследования на заказ и «на будущее»
Великобритания ушла от государственного финансирования исследований частного бизнеса. Теперь госбюджет поощряет совместную с компаниями (или проводимую по их заказу) работу университетских научных центров. За счет этого сегмент R&D плавно перемещается в вузовские лаборатории, а ученые, преподаватели и студенты берут на себя функции исследователей, разработчиков и консультантов, работающих по заказу частных компаний. Повышение образовательного и профессионального уровня осуществляется за счет миграции и обмена преподавателями и студентами между университетами и производствами.
Зачастую крупные промышленные корпорации специально открывают дочерние компании, которые используются как инкубаторы для генерации новых разработок или апробации бизнес-моделей. Британско-нидерландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell за счет финансирования крупных университетских инициатив Имперского колледжа Лондона решает фундаментальные проблемы, связанные с сохранением окружающей среды или восстанавливаемых источников энергии. Например, один из совместных проектов, запущенных еще в 2007 году, направлен на разработку технологий, снижающих вредное воздействие экстракционных углеводородов. Не менее активны фармацевтические компании: GlaxoSmithKline, Merck и Novartis инициировали проведение в английских колледжах фундаментальные исследования белков с целью их дальнейшего использования в разработке лекарственных средств. При этом результаты этих исследований являются общественным достоянием, к использованию которых нет никаких ограничений. Инженерная компания Arus инвестировала в долгосрочную программу с университетами для создания инновационной экосистемы в сфере противопожарной безопасности.
Германия: в университет как на работу
Немцы в своем стремлении коррелировать возможности высшего образования с потребностями конкретных сфер бизнеса зашли, пожалуй, дальше всех в Европе. Каждое более-менее котирующееся на рынке образования заведение имеет целый ряд контрактов, заключенных с компаниями-работодателями на целевую подготовку специалистов. Обучение студентов ведется в соответствии с согласованными с отделом кадров предприятия планами, в этих же компаниях учащиеся проходят практику. Для молодых людей это возможность оценить реалии будущей трудовой жизни: за проделанную в ходе практики работу им платят деньги, а компания в режиме реального времени понимает адекватность продолжения инвестиций в образование каждого конкретного студента.
В Германии превосходно развита система профессионального образования. Подготовка будущих кадров для производственных компаний осуществляется по тому же принципу, что и в вузах — разве что здесь работодатель имеет еще большее значение и обладает практически тотальным контролем. Именно компания отвечает за образовательный процесс ученика, и не только за то, как он учится, но и за дисциплину и посещаемость занятий. Многие глобальные корпорации создают свои образовательные центры, в которых готовят молодых людей по узкоспециализированным программам, сформированным под свои конкретные цели и задачи. Наиболее известна Siemens Technik Academy, которая взяла на себя обучение специалистов необходимых корпорации Siemens профессий.
Компания Bayer учредила программу «Гранты для целей», предоставляющую финансирование молодым исследователям в области разработки лекарственных препаратов. Бюрократия в этой программе сведена к минимуму, а наиболее успешные кандидаты на финансирование получают в качестве партнера или консультанта исследователя из R&D центров компании.
Бразилия: увлечь подростка профессией
В Бразилии профессиональное образование строится по другой модели, нежели в Европе или США. Здесь государство выбрало в качестве целевой аудитории для образовательных проектов молодежь в возрасте от 14 до 24 лет. Эти ребята получают возможность совмещения среднего образования с прохождением программ подготовки технических кадров. Для молодых разработаны специальные программы профессионально-производственной подготовки кадров, так называемые контракты 4ПК. Бразильское законодательство обязывает крупных работодателей заполнять этими контрактами до 15% имеющихся вакансий.
Спрос и предложение на рынке труда контролируются Министерством образования Бразилии, которое оценивает текущую и будущую потребность компаний страны в специальностях и сопоставляет эти данные с количеством специалистов. Это позволяет вовремя корректировать образовательные программы и наладить диалог между учебными заведениями и работодателями.
Россия обкатывает свои программы
Если анализировать образовательные усилия российского бизнеса, то в глаза бросается сверхточность усилий. Речь еще не идет о финансировании отдельных вузов, но уже активно поддерживаются отдельные программы. Очевидно, что российские компании, имеющие долгосрочные стратегические планы развития и заинтересованные в их реализации, тщательно анализируют опыт зарубежных коллег по выстраиванию процесса подготовки кадров и задействуют многие его механизмы. Среди наиболее распространенных — учреждение базовых кафедр, финансирование магистерских программ, организация стажировок на предприятиях, участие в составлении содержательной части курсов повышения квалификации, разработка небольших обучающих программ, иногда оплата дополнительного образования своих сотрудников. Постепенно расширяется сотрудничество бизнеса с профильными учебными заведениями среднего специального, высшего и поствузовского образования.
Финансовые структуры окучивают известные вузы, сырьевые корпорации — профильные. Например, Сбербанк активно сотрудничает с НИУ ВШЭ и Российской академией народного хозяйства. В первом акцент сделан на анализ данных, во втором вузе — на более прикладные предметы, востребованные в финансовой и фондовой сферах. В обоих случаях Сбербанк не только компенсирует полную стоимость обучения студентов, достигающие 600-700 тысяч рублей за год, но и участие студентов в бизнес-проектах Сбербанка, прохождение практики и последующего трудоустройства. В пополнении кадрового потенциала компании с помощью вузов банки наиболее активны. Газпромбанк финансистов-международников готовит в МГИМО. Тинькофф Банк заинтересован в специалистах по машинному обучению и функциональному программированию, которых он готовит в стенах МФТИ.
«Газпром нефть» поддерживает усилия Мурманского государственного технического университета по обучению студентов навыкам закупок и логистики. Выбор госкорпорации на фоне активного развития Северного морского пути выглядит более чем логичным. Компания не только поделилась собственным экспертным потенциалом, но и оплатила привлечение к преподаванию норвежских профессоров, знающих нюансы международного опыта по части работы в Арктике. «Роснано» сумело объединить ресурсы сразу трех вузов — МИСиС, МФТИ или МИФИ — для подготовки инженеров в сфере высоких технологий. Обучение предполагает одновременную стажировку в одном из 14 проектов ОАО «Роснано» с последующим трудоустройством самых лучших.