К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Время синих. Спрос на специалистов-универсалов дошел до рабочих профессий

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Повар, который одновременно и продавец, и еще ведет бухгалтерию, сегодня почти норма. И если 2016 год ученые Университета Беркли объявили годом гибридных специалистов, имея в виду офисных работников, то в будущем, 2019 году триумфальное шествие универсалов начнется и на рынке «синих воротничков»

В последние два-три года специалисты с профессиональными компетенциями сразу в нескольких областях пользуются все большим спросом. Но если раньше о специалистах-универсалах говорили в основном применительно к «белым воротничкам», то теперь работодатели ищут таких людей и среди представителей «синеворотничковых» профессий.

Специалисты-гуру

Торговле все чаще нужны не просто продавцы, а продавцы-мерчандайзеры, продавцы-маркетологи, продавцы-пекари и продавцы-логисты. Не просто кассиры, но кассиры-операционисты и кассиры-администраторы. Сфере общепита требуются сотрудники, которые могут одновременно и обслуживать посетителей, и вести кассовую документацию: повара-кассиры, бармены-кассиры и официанты-кассиры. Как показал недавний анализ вакансий, размещенных работодателями в приложении Worki в сентябре-октябре, спрос на некоторых универсальных специалистов — представителей «синеворотничковых» профессий вырос в разы. На операторов-кассиров — в 18 раз, на продавцов-логистов — в три раза, на поваров-кассиров в сегменте HoReCa — более чем на треть (+33%).
 
В одной из сетей магазинов товаров для спорта и туризма последние два года предпочитают брать на работу продавцов, у которых не торговое образование, а высшее туристическое. Об этом в приватной беседе рассказал директор компании, пояснив, что такая мера — совсем не прихоть, а жизненная необходимость. Группа товаров становится все сложнее и технологичнее. Например, помогая клиенту подобрать велосипед, уже недостаточно рассказать ему о том, сколько дюймов у колеса, с какой максимальной скоростью можно перемещаться на тех или иных моделях, из какого материала сделана подвеска и т. д. Все это покупатели знают заранее. Нужно уметь преподнести тот или иной вид спортивной техники или товара так, чтобы заинтересовать покупателя. В этом смысле продавец-консультант становится настоящим гуру: он посвящает покупателя в историю бренда и, говоря о преимуществах товара, рассказывает интересные факты, подмечает любопытные детали.
 
Сегодня многие рабочие профессии подразумевают компетенции и знания, которые раньше были не нужны. Например, токарь или сантехник должен не хуже инженера разбираться в новых технологиях и формах работы. И если раньше на каждой операции на заводе стоял работник, то сейчас производство максимально автоматизировано. Один человек может выполнять функции оператора по управлению станками, наладчика и технолога, как, например, на «Амкодоре», Минском заводе колесных тягачей. Изменения происходят и в медицинской сфере — современному медику недостаточно только уметь лечить людей, ему необходимо разбираться в программировании, чтобы управлять сложным роботизированным оборудованием.

Гибриды для центениалов

Поколение беби-бумеров уходит на пенсию, забирая с собой традиционные навыки и компетенции. Основной рабочей силой становятся миллениалы и представители поколения Z, и именно они будут осваивать профессии-гибриды. Что это им даст? Прежде всего, возможность соблюдать баланс между работой и личной жизнью. Ведь это старшее поколение привыкло не задумываясь жертвовать личным временем в угоду руководству компании, которое просит работать в выходные, не уходить в отпуск и «запрещает» больничные. Но поколение миллениалов, и тем более центениалов (так еще называют поколение Z) вряд ли это устроит, для них выходные дни — закрытая зона семьи и отдыха. Они стараются развивать в себе разные навыки и осваивать несколько профессий одновременно, поскольку это позволит им не зависеть от одного работодателя и не быть привязанными к жесткому рабочему графику. Ведь счастливыми себя чувствуют не те, кто получил высокооплачиваемую специальность и работает с утра до вечера, а те, кто может работать в свободном режиме. Так, по данным одного из опросов, проводившихся в Великобритании аккредитационным советом City&Guilds, представители «синеворотничковых» профессий — сантехники, парикмахеры, повара — испытывают большую удовлетворенность от жизни, чем «белые воротнички» — адвокаты, IT-специалисты, журналисты.

 

Где учат на гибридов

В большинстве случаев люди становятся «гибридами» под влиянием обстоятельств: многие осваивают разнообразные навыки, как говорится, на ходу, подстраиваясь под меняющиеся требования работодателя. Только вчера ты пришел работать в уличное кафе поваром — а сегодня уже не только готовишь еду, но и выкладываешь ее на витрину, консультируешь покупателей и занимаешься кассовыми расчетами. Уже давно в вакансиях встречаются даже тройные специальности — например, продавец-повар-кассир. Если русский язык не дает возможности «удвоить» или «утроить» название вакансии, работодатели пускаются в ее длительное описание через запятую. Например, набирает популярность гибридная торговая специальность, связанная с продажами товаров российских производителей на Amazon. В объявлениях о работе ее определяют так: «специалист по работе c Amazon, контент-менеджер по продажам». Одной из самых «гибридных» сфер становится строительство. Работодатели — строительные компании, фирмы-подрядчики — ищут тех, кто не просто получил несколько дипломов по разным строительным специальностям, но и успел набраться опыта в каждой из них. Обычными становятся вакансии «сметчик-строитель» или «строитель-отделочник».

Но есть и другая категория «специалистов-гибридов» — тех, кто стал ими по собственному желанию. Для работодателей они уже сейчас представляют большую ценность: эти люди готовы постоянно учиться и делают это с большой охотой. Правда, таких пока больше среди «белых воротничков». Недавно я узнал историю молодой женщины из региона, которая, получив специальность секретаря суда, неожиданно ушла в бизнес, открыв небольшое ивент-агентство. О масштабах развития своего дела она рассказывает так: три года назад, когда родилось агентство, у нее было 100 клиентов в год, а сейчас их 100 в месяц. В агентстве работает пять человек, включая саму предпринимательницу, которая выполняет функции бухгалтера, экономиста, юриста и постоянно учится. Чтобы соответствовать требованиям заказчиков в крупных городах, понадобилось получить дополнительное педагогическое образование. Но эта необходимость соединилась и с внутренней потребностью — надо постоянно учиться общаться с детьми, понимать их. Предпринимательница очень жалеет, что в свое время не получила театральное образование, поэтому в ближайших планах — окончить курсы сценаристов.

 

О чем говорит эта история? Рынок постепенно отбраковывает узких специалистов, и сегодня явный перевес на стороне тех, кто имеет богатый разноплановый опыт и широкий кругозор: эти люди получают и более высокие зарплаты при вступлении в должность, и с легкостью монетизируют свои навыки, открывая собственное дело. Уже сейчас прогнозируется рост рынка «гибридных» специальностей. Так что если 2016 год ученые Университета Беркли объявили годом гибридов для «белых воротничков», то похоже, в наступающем, 2019 году триумфальное шествие универсалов начнется и на рынке «синих».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+