Представители поколения Y, или миллениалы, — люди, чья юность выпала на начало нового тысячелетия, — сегодня наиболее экономически активная аудитория. Хотя многие из них родились еще в доцифровую эпоху, появление персональных компьютеров, мобильных телефонов и интернета пришлось на период их юности и взросления, поэтому они успешно адаптировались к инновациям. Центениалы, или представители поколения Z, только выходят на экономическую арену. Это предприимчивая, искушенная в цифре и требовательная аудитория людей, рожденных после 2000 года. Если играть в «найди пять отличий», то выиграть очень легко. Между Y и Z пропасть.
К 2020 году доля представителей поколения Z среди клиентов самых разных компаний и сервисов составит около 40%. Поэтому самое время разобраться в том, как конвертировать отличия этих аудиторий в работающие инструменты рекламы. По прогнозам Adweek, к 2020 году рынок рекламных вирусных онлайн-видео достигнет $10 млрд. Активно растут объемы не только интернет-рекламы «старых» форматов, но появляются и новые, например реклама в подкастах. А по словам руководителя отдела прогнозирования бренда швейцарских часов класса люкс Zenith Джонатана Барнарда, социальные сети и онлайн-видео являются факторами роста для рекламы, несмотря на политические угрозы для экономики.
Нативная реклама vs видеореклама
Нативная реклама — эффективное средство привлечения миллениалов. Поколение Y обладает культурой чтения. Поэтому статьи-инструкции, содержащие советы и ссылки на страницу продукта на сайте, привлекают внимание пользователей и хорошо окупаются. Поколение Z чтению предпочитает короткие емкие видео: 68 роликов на пяти разных платформах — дневная норма представителя цифрового поколения (по данным исследования, проведенного компаниями Awesomeness и Trendera). Видеореклама продолжает набирать популярность: видеоблогеры в YouTube, демонстрирующие продукт, убеждают лояльных фанатов попробовать его. Уже сегодня многие компании используют Instagram как канал продвижения, а в Facebook хорошо работают короткие видеоролики без звука. Китайская образовательная онлайн-платформа XuetangX, аккумулирующая курсы большинства китайских университетов, активно развивает канал Xuetangxsay. На канале онлайн-провайдер размещает социальную рекламу, студенты делятся своими видео, посвященными различным специфическим темам, задают видеовопросы и отвечают друг другу короткими видеороликами.
Герои разного времени
Для миллениалов важна рекомендация общепризнанных авторитетов. Их участие в рекламных кампаниях дает заметный положительный эффект. Для представителей поколения Z авторитет определяется «кармой» и лайками — заработанным статусом в социальных сетях. Они сами активно создают и распространяют видео, их герой — яркий остроумный предприимчивый сверстник. Большее доверие центениалы питают к подобным себе — в рекламных роликах на смену старым авторитетам придут новые. Согласно исследованию компании Barkley, почти 80% представителей поколения Z предпочитают рекламу, показывающую «реальных людей в реальных ситуациях».
Поисковик или голосовой ассистент
Контекстная реклама — результативный способ вырастить трафик сайта компании. Покупка запросов еще актуальна — миллениалы привычно набирают слова в поисковой строке, пока подрастающее поколение активно забрасывает Алису вопросами. В ближайшие 5-7 лет контекстная реклама станет более технологичной, впитав в себя самые свежие наработки в сфере искусственного интеллекта, а на первый план выйдут чат-боты и голосовые помощники. Спросить легче, чем набирать запрос на клавиатуре, поэтому если вы еще не встроили бота-помощника в ваш сервис или сайт компании, то самое время подумать над этим, а также внимательно изучить вместе с ним FAQ. И воспользуйтесь блогом «Яндекса», чтобы научить Алису распознавать бренд вашего сервиса.
Личное общение и социальные сети
Хороший приток пользователей дает таргетированная реклама в социальных сетях. Миллениалы активны в них, но если вы спросите их, что они предпочитают — поболтать с другом по телефону или обменяться сообщениями в мессенджерах, то вероятнее, что они выберут первое. А вот центениалы, даже стоя рядом, могут обмениваться сообщениями, вместо того, чтобы непринужденно поболтать. 85% цифровых аборигенов узнают о продуктах и услугах из соцсетей. Более того, они используют разные сети для разных целей. Из Twitter получают новости, в VK обсуждают насущные проблемы, в FB собирают информацию, завязывают деловые контакты, узнают о предстоящих мероприятиях, в Instagram демонстрируют себя. Для коммуникации миллениалы используют e-mail и WhatsApp, а «зеты» культуры электронных писем уже не признают и предпочитают обмениваться короткими сообщениями в Telegram. Так что если у вас еще нет канала в этом мессенджере, пора его завести, а социальные сети использовать в соответствии с ожиданиями «зетов».
Не отвлекать, а вовлекать
Медийная реклама пока еще работает, принося переходы с сайтов-партнеров Google и «Яндекс». Но она постепенно сдает позиции — у пользователей формируется «баннерная слепота». Они с большим энтузиазмом переходят на нативные статьи и вовлекаются в онлайн-игры. Виртуальные игрушки — часть мира центениалов, рекламные онлайн-игры для привлечения Z уже активно используют Google, Microsoft, Pepsi и Starbucks. Например, по условиям онлайн-игры Starbucks Puzzle, которая проводилась до 20 августа 2018 года, надо было собрать три и более элементов и получить баллы. 1000 баллов можно было конвертировать в два напитка по цене одного, а за 1500 баллов получить бесплатный напиток к ланчу. Семь суперпризов — месяц бесплатных напитков — разыгрывались каждый понедельник среди участников, набравших максимальное количество баллов.
По данным Национальной федерации ретейла (NRF) и компании IBM, 42% представителей поколения Z готовы участвовать в рекламных онлайн-играх.
Резюме
Чтобы привлечь центениалов, вам придется превратить рекламу в интересный для них контент. И если вам это удастся, то вы выиграете кампанию, потому что «зеты» сами будут распространять вашу рекламу — цифровое поколение любит делиться друг с другом понравившейся информацией. Но сохранить их лояльность непросто. Центениалы привыкли к постоянным обновлениям и быстро переключаются на новинки: тот ролик, который они оценили вчера, сегодня для них малоактуален. Поэтому, чтобы заработать среди «зетов» авторитет и убедить их совершить покупку, надо быть с ними в ежедневном онлайн-контакте, непрерывно экспериментировать, тестировать свои идеи и удивлять требовательную цифровую аудиторию нестандартными остроумными рекламными акциями.