К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Жесткий отбор. Как вести себя на стресс-интервью

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Если собеседование только началось, а рекрутеру уже почти удалось вывести вас из себя — поздравляем, вы на стресс-интервью! Как себя вести?

В последнее время все больше компаний практикуют применение элементов стресс-интервью в общении с соискателями. Само по себе стресс-интервью — вещь малоприятная, но не такая страшная, как многие думают. Для того чтобы его успешно пройти, нужно понимать, в чем его особенности. Кто предупрежден, тот вооружен.

Сама идея стресс-интервью — создать некомфортную, нервозную и напряженную обстановку, чтобы вывести кандидата из равновесия и посмотреть, какая у него будет реакция. Какие профессии в «группе риска»? К каким специалистам применяют такой подход?

В большинстве случаев такой метод используется в общении с работниками банковской сферы, службы продаж, менеджерами по рекламе и работе с клиентами, страховыми агентами, PR-специалистами, работниками сферы услуг, рекрутерами, сотрудниками call-центров и служб поддержки клиентов. Одним словом, с теми, кто будет работать с клиентами, продавать или оказывать услуги. Но и у управленцев также есть все шансы испытать этот метод на себе.

 

Что представляет из себя стресс-интервью? Его можно распознать по нескольким характерным признакам.

— Кандидата заставляют долго ждать начала собеседования, при этом наблюдая за его реакцией.

 

— Кандидата просят заполнить анкету (пройти тест). При этом в итоге выясняется, что не все правильно заполнено и нужно переписать (неразборчивый почерк, не так ответил и так далее). И так несколько раз.

Вам задают вопросы о причинах ухода с предыдущего места и в ехидной манере комментируют ваши ответы. Могут спросить: «Вы так мало проработали на предыдущем месте, признайтесь честно, за что вас выгнали?» Или вдруг заявить: «Перед встречей я навел о вас справки, в том числе у бывшего руководителя. Он охарактеризовал вас как бездарного и ленивого. Это так?»

Затрагивают ваши личную жизнь: «Вам 35 лет, а вы не замужем? Никто не берет?»

 

Устраивают блиц-опрос. Два или более интервьюера в быстром темпе по очереди задают вопросы, фактически не оставляя кандидату времени на обдумывание, часто перебивают его в ходе ответа.

— Спрашивают о том, как далеко кандидат готов зайти ради работы в этой компании. Заявляют: «Мы бы вас взяли, но вы должны… (сменить цвет волос, бросить курить, похудеть на 10 кг…)».

— На каждый ответ кандидата интервьюер говорит: «Почему?» И так несколько раз.

— Сомневаются в компетенциях кандидата.

Самое главное — понять, проходите ли вы стресс-интервью (то есть имеет место искусственно смоделированная ситуация) или то, как с вами общаются, это отражение общего уровня корпоративной культуры в компании. В первом случае, если собеседование проводит компания, куда вы очень хотите попасть, лучший совет — максимально расслабиться и не реагировать на эти «уколы», не дать себя спровоцировать. Мысленно говорите себе: «Я прекрасный человек, напротив меня тоже прекрасный человек, просто сейчас мы играем в дурацкую игру, которая нам обоим не нравится. Так же как мне не нравится отвечать на эти вопросы, ему не нравится их задавать». Очень полезно использовать легкие медитативные техники, например увидеть ситуацию глазами третьего лица, представлять, что вы снимаетесь в фильме, где есть эпизод прохождения интервью. Вопросы задают по сценарию, а вы должны на них отвечать. И при этом вы смотрите на эту сцену со стороны. Техника несложная, это также отличный инструмент при работе со стрессом в различных ситуациях.

 

Если же подобным образом выглядит «обычное» собеседование в этой компании, и столь агрессивный стиль — обычная практика здесь, то мой совет — бежать оттуда со всех ног. Мы проводим на работе 80% своего времени, и испытывать постоянный стресс совершенно противопоказано всем, даже самым стрессоустойчивым.

Как же понять, что это было? После стресс-интервью интервьюер всегда извинится, сообщит, что вы только что поучаствовали в стресс-интервью. Если этого не произошло, значит, подобный стиль общения — норма для компании.

Многие думают, что такие случаи могут произойти только в маленьких компаниях, чьи офисы расположены где-нибудь далеко за МКАД и где о таких понятиях, как миссия, ценности, корпоративная культура, вообще не слышали. Как хедхантер с многолетней практикой, могу сказать, что это не так. Стресс-интервью может поджидать вас и в шикарном офисе банка в Москва-Сити. По сравнению с прошлым годом количество компаний, применяющих методики стресс-интервью, увеличилось на 22%.

Из последних примеров: кандидат пришел на интервью, назначенное на 21:00, в крупнейшую инвестиционно-девелоперскую компанию. В середине интервью руководитель молча встал и вышел из кабинета. Кандидат ждал 10, 15, 20 минут, после чего вышел из переговорной комнаты и минут 15 пытался найти хоть кого-нибудь в пустом open space. Нашел охранника, который сообщил, что руководитель полчаса назад ушел домой.

 

Или другой пример: в одной из 10 крупнейших розничных компаний на собеседовании вам предложат прочитать наизусть стихи Цветаевой — любимой поэтессы собственника.

Если на собеседовании в компании к вам применили методики стресс-интервью, это вовсе не означает, что в такой атмосфере и придется работать в дальнейшем. Я знаю множество примеров, когда негативное первое впечатление о компании оказалось обманчивым. Более того, я сама проходила собеседование с элементами стресс-интервью, причем в зарубежной компании, в которой потом работала и в которой был очень высокий уровень корпоративной культуры и отличное отношение к сотрудникам. Поэтому будьте гибче, не делайте скоропалительных выводов. Как бы ни был неприятен такой опыт, помните, что это всего лишь интервью. Ничего личного.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+