Красивые слова. Как провести трансформацию бизнеса без Agile и Scrum
Изменениями управляет страх. Словно одержимые, мы регистрируемся на семинары по дизайн-мышлению, читаем книги по lean-менеджменту и практикуем Scrum и Kanban. Инновации внедряются «сверху», привлекаются внешние консультанты, назначаются ответственные внутри компании. При этом сами сотрудники оказываются просто парализованы страхом перед надвигающимися и неизбежными изменениями.
Да, компании должны внедрять инновации. Но что это значит? Принудительные инновации могут раздражать сотрудников компании точно так же, как «креативная» шоколадная пицца — наши вкусовые рецепторы. Просто появление чего-то нового еще не означает, что это нужно использовать в своей работе.
Утрата влияния и отсутствие гибкости
Когда я обсуждаю вопрос развития персонала с компаниями, в частности с российскими, в глаза бросается следующее: многим из них до сих пор присущи классические, иерархические, негибкие структуры, которые едва ли способствуют открытости и переменам. Для виду, конечно, модные словечки вроде Scrum и Kanban постоянно употребляются, а тренды живо обсуждаются. Однако на деле оказывается, что о реальных «аджилити», «диджитализации» и «холакратии» речи не идет. Такой подход, как «New Work», или «работа по-новому», многие руководители воспринимают как угрозу их влиянию. Однако они не учитывают, что пройдет некоторое время после изменений и они со своими командами будут обладать куда большим потенциалом и энергией, чем это вообще было бы возможно, не решись они на перемены.
Первый шаг может быть очень простым
Зачастую руководители не знают, что необходимо их сотрудникам, а также не до конца понимают, чего хотят их клиенты. Между ними просто нет контакта. Руководители стремятся быть инновационными, но не могут задать ключевые в этом контексте вопросы. Чего вы хотите? Что вам для этого нужно? И чего мы хотим достичь вместе?
Поэтому я повышаю голос и пытаюсь перекричать все эти модные слова. Пора подавить в себе машинальное стремление требовать, чтобы кто-то или что-то непременно было инновационным. Поговорите со своими сотрудниками и со своими клиентами. Обсудите то, что у вас уже есть, оцените сильные стороны своих коллег и узнайте, что думают на этот счет ваши клиенты. Отнеситесь к их идеям серьезно. Встаньте перед всеми и скажите, что можно быть инновационным и без семинаров по дизайн-мышлению (к слову: я фанат дизайн-мышления, это прекрасный инструмент, при условии что вы используете его в правильных ситуациях). Каждая компания может быть инновационной, потому что у нее есть сотрудники, которые генерируют новые и креативные идеи, и клиенты, которые всегда рады обсудить, что им нужно.
Невозможно навязать изменения и инновации сверху. Они являются результатом инициативы сотрудников. Результатом поощрения сотрудников в принятии ответственности и оценки их усилий. Результатом четкой формулировки ваших целей и стратегии.
Не существует универсальной формулы успеха в проведении инноваций и изменений, но есть несколько ключевых принципов:
— Меньше внимания своему эго. Руководителю необходимо начать с себя. Это первый шаг на пути к значимым изменениям. Имейте смелость серьезно относиться к мнению других и запрашивать обратную связь. Я часто встречаю управленцев, которым осуществлять изменения мешает неуверенность в себе: они опасаются, что это может негативно сказаться на корпоративной культуре.
— Обеспечьте четкую и прозрачную коммуникацию. Инновационные проекты терпят неудачи, поскольку отсутствует стратегия и четкость коммуникации, а также поддержка со стороны сотрудников. Обеспечение четкой и открытой коммуникации позволит избежать этих проблем.
— Оцените картину в целом и оставьте пространство для обучения и развития. Что захотят клиенты завтра? В чем мы можем добиться успеха? Есть такое мнение: «У крупных компаний это не получается, потому что они все делают правильно», и делая все правильно, они не замечают существенных перемен, происходящих вокруг.
— Ослабьте давление. Необходимо ли нам быть инновационными любой ценой? Невозможно за один день полностью перекроить компанию. Начните с того, что уже работает. В чем ваша компания уже демонстрирует гибкость подхода? Откуда поступают ценные идеи? Самое главное здесь — спрашивать и слушать.
— Следуйте здравому смыслу. Клиент, а не «вздорлото», определяет, что по-настоящему интересно. То, что стоит за умными словами, не является самоцелью, а направлено на улучшение ситуации для клиентов, компаний и сотрудников.
Модные слова или реальная необходимость — это главный вопрос, на который вам нужно найти ответ.