К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Деньги из будущего. Как отвечать на вопросы инвесторов

Фото Klaus Verfehlt / Getty Images
Фото Klaus Verfehlt / Getty Images
Чтобы получить финансирование, предприниматель должен быть готов разговаривать с инвесторами на самые разные темы, включая личную жизнь

Вы — владелец бизнеса, которому необходимы инвестиции, и полагаете, что привлечь их очень сложно. Вы правы, но российский рынок частных инвестиций в бизнес преодолел стагнацию и в прошлом году впервые за несколько лет продемонстрировал рост. По оценкам краудинвестинговой площадки StartTrack, за 2017 год частные венчурные инвесторы вложили 1,9 млрд рублей в 68 компаний, инвесторы краудплощадок — 1,8 млрд рублей в 871 компанию. Несмотря на то, что одни инвестируют преимущественно в капитал, а другие — по договору займа, обе категории инвесторов сталкиваются с похожими проблемами. Практически всегда инвесторам приходится проверять активы, аффилированность и репутацию фаундеров, задавать вопросы о том, на что были израсходованы ранее привлеченные инвестиции, общаться с командой, поставщиками и клиентами, просить показать контракты, даже под видом покупателя посещать точки продаж. Компаний много, а время инвестора ограничено, поэтому лучше как можно раньше задать самые острые вопросы и отсеять неинтересные компании во время интервью.

Обычно перед встречей инвесторы изучают презентацию и отчетность компании — это экономит время и помогает заранее сформулировать ключевые вопросы. Проблема, которую решает продукт, потенциал рынка, конкуренты, возврат и доходность инвестиций, а также условия выхода из бизнеса, если речь идет о покупке доли в нем, — всю эту информацию фаундер должен кратко изложить в презентации. Если она удовлетворит инвестора, готовьтесь отвечать на более сложные и порой неожиданные вопросы, которые многих ставят в тупик.

Вопрос №1. Вы разрабатывали продукт сами?

Будьте готовы к тому, что вас попросят представить инвестору разработчика продукта или технологии. Мы не инвестируем в стартапы, если среди основателей компании нет человека, который хорошо знает, как продукт или технология работает изнутри. Также желательно, чтобы в компании было трое учредителей: один — управленец, другой — опытный продажник, а третий — технический директор. Такой состав мы называем «идеальной тройкой».

 

Вопрос №2. Почему вы решили делать собственный бизнес?

Готовьтесь к тому, что вам придется пересказывать свою биографию. Фаундер должен иметь железную уверенность в успехе и заражать этой уверенностью окружающих. Хороший знак для инвестора — готовность выйти из зоны комфорта ради проекта. Вы ушли из корпорации, начали сами финансировать свой бизнес на раннем этапе, при этом вам пришлось отказаться от различных благ вроде служебного авто и высокой зарплаты? Это ваш плюс. Предпринимателям, готовым вкладывать в дело не только силы, но и личные активы, можно доверять. Представьте гендиректора строительной фирмы с зарплатой $1 млн в год, который решил все бросить и открыть собственную компанию. Наверняка он это сделает не для того, чтобы когда-нибудь начать получать тот же $1 млн, да еще взвалив на себя массу новых обязанностей. Скорее всего, он действительно планирует что-то более масштабное.

Вопрос №3. Вы женаты? У вас есть друзья?

Не стоит удивляться, если инвестор спрашивает о личном. Для фаундеров велик риск выгорания. Работать в постоянном стрессе, режиме многозадачности, с грузом ответственности за команду и продукт, да еще в условиях ограниченного времени — это как прокладывать рельсы под идущий поезд. Поэтому учредителям так важна сбалансированная жизнь. Кризис в компании и развод с женой, случившиеся в одно и то же время, могут оказаться разрушительными как для основателя, так и для бизнеса в целом. Бен Хоровиц, сооснователь венчурного фонда Andreessen Horowitz, говорит, что инвестор должен стать для учредителя личным психотерапевтом. Хоровиц считает, что это основная роль, ведь если вы решили вложить свои деньги в проект, то инвестору нужно быть уверенным, что компанией управляет человек с крепкими нервами и устойчивой жизненной позицией.

 

Вопрос №4. Кто ваши конкуренты?

«У нас нет конкурентов!» — ответ неверный, в наше время это слишком громкое заявление. И, пожалуй, это лучшее, что может сказать основатель, чтобы остановить нас в желании инвестировать. Наивность или неинформированность непременно заведут проект в критическую ситуацию. Может быть, вы удивитесь, но фраза: «У нас очень сильные конкуренты, но мы знаем их слабые места и знаем, как отхватить у них 5% рынка» — звучит гораздо лучше.

Вопрос №5. Зачем вам нужны инвестиции?

Говорить: «Мы не можем выжить без этого раунда» — не для сильного предпринимателя. Инвесторы не любят быть последней надеждой стартапа. «Мы знаем, как расти гораздо быстрее с инвестициями»  — вот что мы хотим услышать от стартапа.

Вопрос №6. У вас были кризисы?

Пережитые неудачи иногда важнее, чем взлеты. Не стоит скрывать от инвестора правду. Каждый стартап имеет три или четыре «долины смерти». Когда все идет хорошо, сильная команда работает лучше, но и рядовая может добиваться результатов. А вот в кризис одни продолжают бороться и выкарабкиваться, а другие — сдаются. Просто расскажите, как все было, и докажите, что из кризиса вышли с достоинством (если, конечно, так оно и было).

 

Вопрос №7. Каких целей хотите достигнуть?

Основатель должен чувствовать себя неуютно, пока не достигнет конечной цели проекта. Промежуточные результаты вроде инвестиционного раунда или выхода на самоокупаемость не повод для отдыха, назначения себе рыночной зарплаты или кэшаута. Пока проект находится на стадии развития, зарплата основателей должна быть ровно такой, чтобы ее хватало на самые необходимые жизненные потребности. Мы приветствуем, когда у фаундера остается солидная доля в бизнесе, и на поздних раундах именно она должна с лихвой компенсировать все тяготы и лишения построения компании.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+