К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вне моды: почему не стыдно быть наемным менеджером

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Не позволяйте новому мировому тренду «ура-предпринимательства» поставить под угрозу ваше успешное будущее

Как только открываешь страницы любого делового журнала, понимаешь: мир сходит с ума по предпринимательству. Инвесторы охотятся за компаниями, перспективы которых они не могут до конца оценить. Смузи и отсутствие галстука заставляют в любом студенте 3-го курса подразумевать будущего Цукерберга. Герой нашего времени — основатель стартапа, за два-три года ставший богатым, свободным и знаменитым. Как рок-звезда наутро после выхода хитового альбома. И это, конечно, произошло до того, как нашему герою исполнились скучные 35 лет.

Свой вклад в развитие истерии предпринимательства вносят и бизнес-школы. Например, моя собственная альма-матер «Сколково». Школы решили, что готовить скучных боссов для крупных корпораций не так увлекательно и все активнее пропагандируют предпринимательство. Общий тренд подкрепляют и лидеры мнений. Посмотрите на феноменальный взлет YouTube-канала «Трансформатор». Если присмотреться, Портнягин продает своей аудитории, не достигшей 30 лет, простую мечту: как легко стать предпринимателем и затем быстро купить шикарную машину. Для этого снимаются интервью с действительно состоявшимися бизнесменами вроде создателя Hoff Михаила Кучмента.

Но мы (и бизнес-школы, в частности) забыли, что предпринимательство является не навыком, а способностью. Предпринимательство не сводится к знаниям в маркетинге, финансах или продажах. Недаром многие основатели успешных бизнесов учились не особо успешно, если учились вообще. Предпринимательство — это способность увидеть возможность и принять на себя риск. А тот самый ген предпринимательства формируется у человека под влиянием разных факторов, от национальности и родительских установок до опытов и переживаний детства и юности. Среди успешных семейных установок, например, можно выделить навык видеть возможности там, где их не видят другие, независимый склад ума и уважение в деньгам. И даже в странах с наибольшими экономическими свободами (США, например) и осознанной государственной политикой в развитии предпринимательства число людей, ментально готовых к началу своего бизнеса, не превышает 6%. Говоря о России с ее социалистическим прошлым, мы вряд ли насчитаем более 3% потенциально успешных бизнесменов.

 

Поэтому сейчас на карьерные консультации приходят те, кто под влиянием бизнес-школы или скучной работы решил создать свой бизнес. И не преуспел. Корпоративный мир покинул, мосты сожжены, бизнес не получился, денег уже нет. Бизнес ведь не сводится к знаниям в маркетинге, финансах или продажах. Что делать?

Не смотрите на свои знания, в первую очередь оперируйте фактами: сколько раз вы пытались запустить бизнес до того, как вам исполнилось 25? Правильный ответ: не менее двух, не считая опытов в средней школе. Если посмотреть на жизненный путь многих успешных предпринимателей, то вы заметите одну особенность. Прежде чем начать дело, сделавшее их богатым, они, еще учась в школе или университете, неоднократно пробовали создать бизнес. Ричард Брэнсон контрабандно возил грампластинки, а Евгений Чичваркин торговал джинсами в «Лужниках». Ген предпринимательства выдает себя с относительно молодого возраста, и долго прятать его невозможно. Вот таким людям можно и нужно отрывать свои компании.

 

А вот если к вашим 40 годам вы стабильно работали и не пробовали с друзьями два-три раза открыть параллельно с основной работой автомойку или бар по соседству, то не стоит и начинать. Вы принадлежите к здоровому большинству свободных от бациллы предпринимательства. И здесь на моих читателей сразу повеяло грустью — как будто нас с вами приговорили к каторжным работам. Даже само слово «наемный» и его производное «наемник» в русском языке отдают плохо скрываемым презрением. Но подумайте, в бизнес-классе самолета, летящего на Бали, гораздо больше топ-менеджеров с высокими заработками, чем предпринимателей. Поверьте, я спрашивал. Хороший руководитель даже среднего по размеру бизнеса получает в месяц не менее миллиона рублей — согласитесь, не всякое кафе в спальном районе принесет столько. А главное, регулярно.

Если вы относитесь к 97% граждан, у которых ген предпринимательства до сих пор спит, не отчаивайтесь. Это вовсе не значит, что ваш удел — монотонные дни и ночи в чужой компании. Галстук и скучные совещания — вовсе не обязательные атрибуты жизни руководителя. Выбирайте себе динамичную компанию с близкими вам ценностями, и вы увидите, что и жизнь со стабильной зарплатой может быть нескучным путем к материальному комфорту и прогнозируемой жизни. Вкладывайте в себя, приобретайте новый опыт, делайте карьеру в окружении приятных вам людей. И однажды вы будет парковать свой Bentley рядом с Ferrari успешного предпринимателя. Не позволяйте новому мировому тренду «ура-предпринимательства» поставить под угрозу ваше успешное будущее.

Спросите себя, насколько вы довольны ценностями компании, в которой работаете, симпатичен ли вам босс, если ли шанс увеличь доходы и остается ли у вас время для жизни, спорта и путешествий. Решите, какие навыки или знания вам надо получить, чтобы оказаться на топовой роли в той компании, которая вам симпатична. Начните инвестировать в себя, становясь мастером управления бизнесами. И тот самый предприниматель наймет вас руководить его компанией за немалые деньги.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+