К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Новая эра. Зачем школе участвовать в развитии цифровой экономики

Фото Armin Weigel / DPA / TASS
Фото Armin Weigel / DPA / TASS
Из стен школы должен выходить не просто абитуриент вуза, а приспособленный к жизни в цифровом мире гражданин

Простая зависимость: чем моложе пользователь, тем успешнее можно внедрить цифровые технологии. Сегодняшние школьники используют девайсы чаще и лучше, чем выпускники вузов, не говоря о поколении старше. Но даже это не означает, что владелец смартфона умеет жить «в цифре». Какими же навыками должны овладеть современные школьники и какова роль школы в процессе воспитания инноваторов завтрашнего дня?

Актуальность этой проблемы понимают во всем мире: Европейская комиссия совместно с ЮНЕСКО запустила программу, в которую входит и Россия. После ее пилотного запуска в конце прошлого года Еврокомиссия предложила заинтересованным школам проверить, насколько успешно используются технологические инструменты в образовательном процессе. Ожидается, что к концу 2019 года сервисом воспользуется около миллиона учеников и учителей.

Вклад цифровой экономики в ВВП России сегодня составляет 2,8% — около пятой части ВВП формируют интернетзависимые рынки. Сами по себе эти цифры уже являются внушительными, но в перспективе ближайшего десятилетия они значительно вырастут. Это значит, что дефицит IT-специалистов, существующий сейчас, будет только расти. По данным экспертов, за эти десять лет российской экономике следует пополниться 2 млн IT-специалистов. Чтобы приблизиться к этой цифре, российским вузам следует увеличить число выпускников  «цифровых» специальностей минимум до 100 000 человек в год (на 40 000 больше нынешних показателей).

 

Школьники новой эры

Кроме новых требований к системе высшего образования по подготовке специалистов, адекватной запросу современного рынка труда, определенные изменения должны произойти и с начальным и средним образованием. Лишь 17% выпускников 9 и 11 классов выбирают IT-специальности. Рост этого показатели можно обеспечить за счет внедрения курсов профориентации и должного внимания школ к той проблеме, что школьники не всегда выбирают свою будущую специальность осознанно и в соответствии с положением вещей в современном мире.

Но цифровая экономика — это не только программисты, которые придумывают новый Uber, но и всеобъемлющее проникновение технологий в те сферы, которые отнести к цифровым сегодня кажется странным. Около 40% населения страны должна обладать цифровыми навыками вне зависимости от выбранной специальности. Если утрировать, то даже фермер должен понимать основы IT, чтобы уметь обходиться с технологичными инструментами, необходимыми для дойки и работы с сельхозтехникой.

 

Фундаментальные знания — то, что должна закладывать школа. Вместе с последним звонком современное общество должно не просто получать абитуриента вуза, но, сколь бы громко это ни звучало, гражданина, который обладал бы всеми необходимыми знаниями для жизни в этом обществе. Школа, кроме русского языка, математики и химии, должна учить и социальной грамотности, и финансовой. И коль скоро наш мир безоговорочно встал на рельсы цифровизации — готовить грамотного пользователя. В обратном случае мы можем получить поколение тех, кто не способен функционировать в обществе. И мало того что это может привести к масштабным социальным последствиям, но и поставить под угрозу переход на цифровую экономику.

Под грамотным пользователем следует представлять того, кто умеет правильно вести себя в цифровом пространстве, использовать максимум инструментов, которые предлагает цифра, и не нарушает базовых принципов безопасности. То, как построена эта подготовка, вызывает ряд вопросов, которые хотелось бы сформулировать.

Школы против Facebook

Конечно, речь идет не о конкретной программе, входящей в офисный пакет. Однако есть набор совершенно базовых знаний, которые необходимы: умение создавать таблицы и пользоваться формулами, безусловно, входят в этот список. Так же как школьник должен уметь создать документ, отправить электронное письмо, знать, как можно быстро и эффективно найти информацию в поисковой системе, и, конечно, обладать навыками коммуникации в социальных сетях.

 

Кажется, что иногда школа хочет накинуть на себя ширму, сделать вид, что живет в прошлом веке, где нет ни смартфонов, ни чатов, ни WhatsApp, ни Facebook. Однако все это стало элементами социума, без которых не существует современного общества. Все эти и многие другие компоненты присутствуют в жизни школьника, который учится пользоваться ими самостоятельно, не всегда правильно и эффективно. Представить себе ученика, которые не смотрит свежий выпуск любимого блогера в Youtube и не общается со своими друзьями «ВКонтакте», совершенно невозможно. А значит, его нужно обучать пользоваться этими инструментами, потому что неумелое пользование — самый худший вариант. Школы активно используют технологии на внешнем уровне организации обучения — электронные дневники, интерактивные доски и т. д. Однако я говорю об основной цели — формировании личности, способной функционировать в обществе. И если это общество 80% своего времени и внимания уделяет социальным сетям, то практика использования электронного дневника вряд ли может помочь в этом вопросе.

Впрочем, не все школы застряли в 1980-х годах, когда вводились стандарты обучения. В конце концов, обновляется поколение учителей, которые умеют пользоваться мессенджерами и готовы принимать рефераты по электронной почте. Также есть крупные фонды, которую стимулируют движение в эту сторону и стараются обучать педагогов жизни в цифровой среде, а главное, какие навыки цифровой гигиены и как следует прививать своим ученикам. Пройдет пара десятков лет, и абсолютное большинство учителей станут native-digital, что неминуемо изменит эту картину. Учителей, которые не умеют пользоваться электронными инструментами коммуникации, не станет так же, как сейчас невозможно найти бухгалтера без навыков работы с ERP-системами. Но пока этого не произошло, в подавляющем большинстве случаев не хватает системного взгляда и подхода к этому вопросу.

Для сравнения, в Великобритании уже в 2014 году был введен обязательный школьный предмет — программирование. Сейчас доля IT-специалистов от всего занятого населения в Соединенном королевстве превышает 4%. В России этот показатель составляет лишь 2%. С Лондона взял пример Париж, а пилотный проект внедрения урока программирования в Японии показал, что школьники больше развивают логическое мышление.

Цифровая безопасность вместо ОБЖ

Актуализация вопросов цифровой гигиены — одна из первостепенных задач, которые должна ставить школа. Когда пару лет назад шел активный разговор о группах «Синий кит», которые подталкивают школьников к самоубийствам, клеймо виноватого вешали на их создателей и на родителей, которые не смогли проследить за своими детьми. Все это так, но мне бы хотелось включить в этот список школу потому, что она не смогла научить своих подопечных коммуницировать в цифровом пространстве. Таргет-группы, которые оказывались участниками этих групп, появились не в вакууме, а в среде, где будущие жертвы бездумно распространяли информацию о себе.

Школа должна учить тому, какой информации следует становиться публичной, почему нужно использовать разные пароли так же, как мы используем разные замки для двери дома и гаража. Школьник должен понимать, какова опасность аккумулирования всей информации о себе в одном гаджете. И как злоумышленники могут воспользоваться обычным геотегом, опубликованном в соцсети. Эти базовые знания о цифровой безопасности необходимы для контроля распространения информации о себе и для создания собственного цифрового портрета.

 

Способ внедрения

Как следовало бы внедрять современные технологии в систему школьного образования? Самый характерный пример — декларация школой запрета на технологии. Примеров цифровой изоляции становится все меньше, школы постепенно разрешают вести конспекты на планшете, пользуются электронными дневниками и общаются с учениками по email. Но, с одной стороны, этот процесс идет достаточно медленно. А с другой — он не повсеместен (особенно, в регионах).

Эксперты Deloitte констатируют, что 42% американских учителей ежедневно используют ноутбуки и планшеты в классе. Больше двух третей учителей говорят о еженедельном использовании образовательного онлайн-видео и образовательных приложений. Вместе с таким глубоким погружением технологий в образовательный процесс двое из пяти педагогов говорят, что этого недостаточно для современного уровня проникновения технологий в повседневную жизнь. И есть еще большое поле для дальнейшей работы в этом направлении.

Путь внедрения технологий в образовательные процессы выбрали многие другие страны. Например, Индию уже сейчас относят к числу мировых стран-лидеров в сфере образования.

Я не говорю о том, что технологии должны вытеснить все образовательные процессы. Это было бы большой ошибкой и упущением для молодого поколения. Но в равной степени упущением является игнорирование достижений цифрового мира. С учетом темпа, с которым эти достижения обновляются, школе предстоит еще пройти огромный путь. И чем быстрее она по нему будет шагать, тем большего эффекта можно будет добиться.

 

Пифагор против Wikipedia

В современном мире большей ценностью являются уже не сами знания, но умение быстро найти информацию. Правит миром не тот, кто владеет информацией, но тот, кто может быстро ее достать и проанализировать. Потому школьников следует учить находить в ее потоке нужное и необходимое, структурировать данные и правильно квалифицировать.

Из этого можно сделать ошибочный вывод, будто Теорему Пифагора и Правило буравчика можно вычеркнуть из школьной программы, раз все это можно найти в Wikipedia. Конечно, это не так. И таблице Менделеева учат в школе не для того, чтобы помнить ее всю оставшуюся жизнь, но чтобы развивать навыки запоминания структурированной информации. Классические школьные предметы не должны сторониться цифровых вещей. Школьные сочинения могут опираться на цифровые источники, на уроках русского языка можно обучать этикету электронной переписки. Из таких мелких элементов в результате и может получится грамотный пользователь.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+