Сделай сам: где бизнесу искать талантливых IT-специалистов
В ближайшие годы в России ожидаются серьезные изменения: не исключено, что миллионы людей останутся без работы, потому что бизнес сокращает расходы и все чаще заменяет представителей многих профессий роботами и программами. Под угрозой все профессии, где требуется минимум интеллектуального присутствия и вдумчивости. Но бизнес никогда не сможет заменить машинами и программами высококлассных специалистов в сфере информационных технологий — их и так мало.
В перспективе ближайших лет особое внимание будет направлено на те специальности, где, согласно статистике, большое количество неточностей и ошибок обусловлено человеческим фактором. Наиболее яркий пример — автоматизация автотранспорта ADAS (Advanced Driver Assistance Systems). Уже сейчас автомобили самостоятельно паркуются и учатся передвигаться без водителя. Со стремительным внедрением Hi-Tеch вполне возможно исчезновение профессии водителя такси и общественного транспорта. Посмотрите на Мюнхен, Копенгаген или Дубаи, где в поездах метро давно нет машинистов.
А вот профессии, где требуется созидательное мышление и высокий эмоциональный интеллект, останутся. Здесь у человека неоспоримые преимущества перед искусственным интеллектом: лидерство, нестандартное мышление, способность обучаться и обучать, эмоциональное отношение к процессу, создание и модерация социальной инженерии. Участие человека будет актуально в любой экономике. Как однажды сказал Стив Возняк, «искусственный интеллект ожидает приказа для того, чтобы понять, каким образом ему решать ту или иную задачу. Мозг сам понимает, как ее нужно решать».
Роботы не заменят
Можно выделить самые востребованные направления и конкретные специальности — это специалисты по информационной безопасности, веб-разработке, администрированию баз данных, интернет-маркетингу.
При всем этом в России есть острая нехватка высококвалифицированных IT-специалистов, даже несмотря на очень высокую по сравнению с другими сферами зарплату. Лишь 20 вузов по всей стране готовят IT-специалистов, а знания студентов устаревают еще до выпуска, так как данная сфера стремительно развивается.
Прежние модели обучения будущих айтишников больше не актуальны. Поколение Z, выросшее в цифровую эпоху, стремится изменить мир. Они раньше начинают поглощать информацию, делают это быстрее и активнее, чем их родители. Они раньше начинают и учиться, и работать. Именно это необходимо использовать в качестве «крючков» при подготовке специалистов Hi-Tech для будущей экономики, следуя актуальным тенденциям рынка.
Работодатели должны не только общаться с вузами по вопросу трудоустройства будущих выпускников, но и подключаться к редакции образовательных программ, обогащая их практическими компонентами и тем самым усиливая потенциал будущего выпускника, а также его шансы попасть в кадровый резерв. Такие эксперименты уже успешно проводят в российском образовании. Вузы, у которых получается взаимодействовать с бизнесом, с удовольствием делятся опытом. Прежде всего это ДВФУ, УрФУ, Московский Политех (бывш. МАМИ), Физтех.
Однако здесь важно отметить: все хотят, но не все могут. И причины разные, от общих (таких как нехватка квалифицированных преподавательских кадров) до местных, например, стагнации экономики в регионе.
Многие крупные организации сейчас идут за кадрами не в государственные вузы, а в частные образовательные учреждения, ведь те готовят специалистов по новейшим программам, ориентируясь на актуальные потребности рынка, подстраиваясь под них. Выпускники таких проектов — готовые сотрудники, решающие практические задачи работодателя.
Дефицит IT-специалистов в России составляет 200 000 человек, а это и разработчики, и аналитики, и инженеры безопасности и еще много других направлений. С каждым годом нехватка кадров лишь растет, и чтобы ее сократить, нужно открыть шлюзы образования: больше фокусных, узко специальных программ на рынке, — это даст время вузам на перестройку своих программ и редакцию образовательных стандартов.
И в мире, и в России активно идет цифровизация. Посмотрите на банковский сектор, который внедряет в свои процессы блокчейн и единую биометрическую систему. Или на промышленные предприятия, с помощью цифровизации становящиеся более гибкими, повышающие качество и эффективность производств. Это, в частности, компания JohnDeer, которая уже давно является лидером не только в производстве сельхозтехники, но и в ПО для управления и оптимизации процессов сельскохозяйственного бизнеса.
В России подобные примеры тоже есть: это продуктовый ретейлер «ВкусВилл», где IT-специалистов больше, чем сотрудников других категорий, вместе взятых, а грамотная глубокая аналитика (анализ выкладки товара, региональный срез средних чеков и покупательной способности и прочее) позволяет компании не только больше зарабатывать, но и тратить меньше (аналитика логистики, — зайдите в магазин, и вы обнаружите там товары, на доставку которых уйдет не более 12 часов).
Есть и более простые примеры, такие как вход по отпечатку пальца в некоторых бизнес-центрах. Промышленный интернет вещей уже захватывает умы и производителей, и потребителей, поэтому востребованность классных IT-специалистов будет только расти.
В поиске кадров
В 2017 году российское правительство утвердило программу перехода России к цифровой экономике. Планируется, что к 2024 году инновационные технологии в нашей стране будут внедрены на всех уровнях жизни. Как следует из программы, через шесть лет в РФ количество выпускников по направлениям информационно-телекоммуникационных технологий должно составить не менее 120 000 человек в год, выпускников с компетенциями в области информационных технологий на среднем уровне — от 800 000 ежегодно. Пока в России всего около 500 000 программистов. И при всем этом у нас до сих пор действует федеральный образовательный стандарт для программ бакалавриата по направлению «Информатика и вычислительная техника» в редакции 2009 года. Вы помните 2009 год? Можете представить, как далеко шагнуло развитие технологий за прошедшие восемь лет?
Приспособиться к повсеместной цифровизации важно не только молодежи. Согласно прогнозам аналитиков, в ближайшие годы доступ к широкополосному интернету со скоростью 100 Мбит/с получат 97% россиян, а 40% граждан будут обладать цифровыми навыками. Значит, новые знания будут доступнее, возможности для обучения — больше. Но и требования к специалистам, особенно в IT, будут намного жестче.
В мире уже произошли три промышленные революции. Четвертая происходит сейчас. Но еще можно успеть адаптироваться, чтобы не стать цифровым изгоем.
У бизнеса есть три пути. Во-первых, делиться своим опытом (sharing is caring). Разработческие компании — самые крупные аккумуляторы цифровых компетенций, обладатели которых нужны рынку. Поэтому, если компания открывает свой учебный центр, как Infowatch, и ведет открытый набор на курсы, где преподают сотрудники-практики, — это отличный вклад в развитие цифровых кадров.
Второй вариант актуален для всех компаний, которым требуются IT-специалисты разных направлений, — обратиться к альтернативным вариантам подбора кадров, не ограничиваясь прямым поиском. Взаимодействие с вузами и создание кадрового резерва (на базе их программ бакалавриата, например) — отличный способ обеспечить себя сотрудниками на ближайшие 3-5 лет.
Вариант третий — развивать собственные кадры, создавать карты компетенций, проводить аудиты персонала, обучать и «апгрейдить» своих сотрудников, чтобы получать не только нужные компетенции для развития бизнеса, но и лояльных специалистов, что в период дефицита очень важно.