К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Проблемы на букву Z: как клиповое мышление мешает молодым сотрудникам

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Появление в компаниях представителей поколения Z неизбежно влечет перестройку отношений между сотрудниками и работодателями — на смену линейному типу мышления пришло клиповое

Через два года представители поколения Z составят 20% рабочей силы в мире, заключают исследователи из Universum и Центра лидерства MIT. Когда 15-20-летних спрашивают о будущей работе, более половины из них опасаются не найти работу, где будет цениться их индивидуальность.

Для выстраивания эффективных трудовых отношений с молодым поколением работодателям придется существенно пересмотреть и свои регламенты, и формат общения с сотрудниками. Приход поколения Z, или попросту «зетов», ознаменовал собой полную перестройку внутрикорпоративных и профессиональных отношений, поскольку на смену линейному типу мышления пришло клиповое.

Многорукий «зет»

Термин «клиповое мышление» был предложен американским футурологом Элвином Тоффлером и получил широкое употребление в профессиональной литературе в конце ХХ века. Оценивать сам тип мышления бессмысленно — это данность. Но в разрезе бизнес-процессов у подобного формата мышления есть свои плюсы и минусы.

 

Поток поступающей в мозг информации прерывается только во время сна. В бодрствующем состоянии нас постоянно атакуют со всех сторон: мессенджеры, реклама, ТВ, радио, всплывающие окна браузера, рекламные щиты на улицах — даже без учета рабочей информации получается много. Каждые два года объем информации в сети увеличивается вдвое, да и это время стремительно сокращается. В таком потоке мозг вынужден вычленять нужное, пропуская мимо все остальное.

Одним из плюсов клипового мышления является встроенный «файерволл», который работает по принципу «8 секунд»: если за этот временной период информация не зацепила, то человек ее пропустит и, скорее всего, забудет. Также к восьми секундам прибавляется характеристика «нужное и интересное»: для качественной работы с молодым поколением важно, чтобы контент был полезным, а не просто «новое видео популярного блогера».

 

У поколения Z многозадачность перешла на качественно новый уровень.Писать, читать, общаться, есть, слушать музыку одновременно — мало. Их мозг заточен на еще более сложную многозадачность: когда специалист совмещает в себе несколько профилей или специальностей (без упора на один вид деятельности). Как результат — способность молодых молниеносно переключать внимание, с темы разговора на кофе, потом на разговор, потом на мессенджер. Все это будет с максимальной скоростью и без вопроса «о чем мы говорили?».

Специальности, требующие «многорукости», — как раз для них. Ведь резкая и частая смена деятельности воспринимается положительно. В то время как у представителей старшего поколения от двух-трех дел одновременно падает скорость принятия решений либо вовсе наступает полная дезориентация, «зеты» чувствуют себя комфортно. Отсюда, например, способность специалистов event-индустрии сразу разговаривать по рации и телефону на площадке во время организации мероприятия, контролировать несколько процессов и т. д.

Успеть за пять минут

Интересным фактором подобного типа восприятия является изначальное понимание соотношения возможностей со скоростью доступного интернета. Мозг автоматически выдает список действий, которые можно сделать при имеющейся скорости соединения. При наличии пятиминутного доступа к сети «зет» сразу выстроит дела и задачи по принципу «успеть за 5 минут». Мозг автоматически отделяет нужное от возможного — и расставляет приоритет выполнения.

 

Кроме того, у «зетов» хорошо развита память: из-за высокой динамики познавательного процесса клиповое мышление позволяет запоминать яркие образы, отрывки. В этом случае процесс вспоминания идет быстрее, так как натолкнуть на нужную информацию может любой цвет или звук.

Нельзя забывать и о соревновательном аспекте. Даже самую нудную задачу сотрудник поколения Z может выполнить блестяще, если сыграть на его желании выделиться на фоне остальных. Иногда бонусом служит материальная компенсация, а иногда и просто статус «человека, который может все». Например, в известной онлайн-игре World of Warcraft множество задач, требующих монотонной работы не один год. Проект включает порядка 12 000 квестов, но есть игроки, которые выполняют их все, тратя на это пять лет. Мотивирует их как раз статус «совершившего невозможное».

Google, как жить?

Серьезная проблема в работе с поколением Z — непонимание самого факта регламентов и нежелание им следовать, особенно когда речь идет о длительных согласованиях документов, презентаций, концепций. Клиповое мышление формирует привычку получать информацию или услуги как в фильме «Матрица»: позвонил, рассказал требуемое, оператор нажал пару кнопок, программа записалась в мозг, умения доступны. Подобная рутина вызывает у молодежи недовольство в отношении всех процессов, бюрократии и стандартов в крупных корпорациях. Отсюда следует нежелание участвовать в длительных неоднократных переписываниях отчетов или текстов — подобные ситуации могут стать причиной рабочих конфликтов и увольнения.

Неспособность к длительным размышлениям на неочевидные темы — еще один недостаток клипового мышления. Все, что лежит на поверхности, будет найдено быстро. Но если требуется более глубокая эмоциональная реакция или длительное размышление с аналитикой причинно-следственных связей, это вызовет серьезные затруднения и большие временные затраты у «зета». Необходимость быстро принимать решение серьезно снизила рефлексию на происходящее: будь то эмоциональные факторы или необходимость принять решение. Все вопросы, на которые не может ответить Google, вызывают массу проблем, ведь ни одна поисковая система не даст ответ на вопрос: «Как жить дальше?»

Подобный формат мышления также сильно повлиял на смысловое восприятие. Мозг уже не улавливает подробностей и деталей, а формирует общую картину, которая дает лишь представление об основных пунктах или действиях. С точки зрения работы с большими массивами информации — это может быть очень полезно, но не более. Поэтому, когда дело касается каких-либо нюансов, может сложиться впечатление, что молодые люди рассеянны или не хотят развивать свою память. Из-за этого приходится лишний раз звонить, напоминать, рассказывать о поставленной задаче с разных точек зрения и с красивыми эпитетами и метафорами, чтобы все нюансы и тонкости были восприняты. По этой же причине уменьшился объем «оперативной памяти»: зачем все держать в голове, если есть Google?

 

Телефон в руке и доверие к «Википедии»

Из-за абсолютного доверия к выдаче поиска у поколения Z существенно снизился уровень критического мышления, но вырос уровень доверия к фактам. Гарантом качества информации стала «Википедия». И нет сомнений, что указанная информация может быть ошибочной или спорной, именно поэтому, если попросить доказывать факты, в аргументах всегда будет этот источник информации. Разумеется, такой подход может привести к печальным последствиям, особенно если это касается сферы коммуникаций и бизнеса. Поэтому остается только проверять за молодым поколением все факты и цифры дополнительно — риск ошибки велик.

Еще одной отличительной чертой поколения Z является жизнь с телефоном в руке. С одной стороны, их можно понять: когда они родились, интернет был уже повсеместно. Но, с точки зрения бизнес-процессов и формирования договоренностей этот аспект сыграл с молодыми профессионалами злую шутку: все общение перешло в мессенджеры, эмоции заменили смайлики и стикеры. Да, это упрощает и ускоряет общение, но большая часть «зетов» разучилась говорить по телефону, договариваться. У молодежи отсутствует представление о том, что собеседник может быть чем-то занят и сможет прочесть сообщение через некоторое время. Более того, им не приходит в голову, что коллега просто не обязан сидеть и постоянно проверять сообщения в мессенджерах, когда можно голосом быстро обсудить все ключевые вопросы.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+