Шерлок Холмс по франшизе: готов ли ваш бизнес размножаться
Легендарная «Собака Баскервилей» сэра Артура Конан Дойля с точки зрения сыскного бизнеса — это классический франчайзинг. Холмс счел, что самому ему будет неэффективно на время прописаться с сэром Генри в Баскервиль-холле и отправил туда своего «франчайзи» Ватсона, делегировав ему все полномочия в расследовании. Вместе с тем своего франчайзи Шерлок постоянно контролировал и страховал, а в решающий момент появился на сцене, чтобы забрать свой роялти в виде собаки, Степлтона и минуты славы.
Преимущество Холмса заключалось в том, что он был готов к подобному франчайзингу, знал характер Ватсона, возможные модели его поведения и мог заранее предсказать почти все его действия. А вот готовы ли вы создать свою франшизу? Ведь красиво упаковать и продавать как франшизу можно далеко не каждый бизнес. Неудачи многих псевдофраншиз кроются как раз в непонимании самой сути франчайзинга.
Для начала нужно определиться с целеполаганием: зачем вам нужна франшиза, — ведь бизнес можно расширять и масштабировать более традиционными методами, создавая свои филиалы, региональные отделения и представительства. Основных целей обычно бывает несколько:
- последующая продажа бизнеса;
- увеличение ареала присутствия на рынке;
- рост оптового и розничного сбыта;
- проверка бизнес-модели.
Если вы не хотите ничего из вышеперечисленного, то не стоит и связываться с франчайзингом. Если же цель определена, то ниже приведен простой чек-лист из 6 пунктов, который дает наглядный ответ на вопрос о вашей готовности к франчайзингу.
- У вас есть рабочая бизнес-модель. Именно модель, а не, скажем, концепция или ваш личный опыт. Их тоже можно продавать, но это будет уже не франчайзинг, а скорее консалтинг, в котором вы делаете упор на вашу поддержку в ведении бизнеса, на его необычность, а также на лучшие условия и преференции для партнеров. Бизнес-модель — это метод извлечения прибыли, который не будет зависеть от субъективных факторов и который уже успешно зарекомендовал себя на практике. В современном франчайзинге вы продаете своим франчайзи именно работающую бизнес-модель за паушальный взнос и/или роялти. При этом вы отказываетесь от конечной прибыли и уменьшаете тем самым свои доходы, но зато масштабируетесь и растете не за счет собственных средств, а используя чужие инвестиции.
- Вы можете стандартизировать все процессы. Нужно помнить, что при франчайзинге вы никоим образом не сможете клонировать и масштабировать себя самого. Если вы, к примеру, гениальный шеф-повар, но у вас нет стандартизированных процессов, то вы не сможете создать франшизу в ее полноценном виде. Если вы талантливый художник, но не можете научить других людей рисовать, то франчайзинговая школа живописи — это не ваш вариант: она быстро уйдет в минус. Отсутствие стандартизации бизнес-процессов очень быстро приведет к хаосу по всей сети и размыванию бренда.
- Вы можете оценить все риски при работе с вашей моделью в разных условиях. Шерлок Холмс, как известно, не брал учеников, хотя его дедуктивный метод представлял собой ноу-хау в криминалистике того времени, и Шерлок при желании и административном ресурсе брата Майкрофта вполне мог превратить свой талант в разновидность франшизы. Но если действия одного Ватсона в болотах Гримпенской трясины Холмс мог просчитать, то действия еще хотя бы пятерых таких «ватсонов» были бы непредсказуемы даже для железной логики Холмса. А если в роли франчайзи выступал бы Лестрейд, то франшиза вообще бы быстро лопнула. Поэтому франшизу можно продавать, если вы будете способны проконтролировать и подстраховать каждого из своих франчайзи.
- Вы четко понимаете, на чем будете сами зарабатывать при франшизе. Холмс редко брал гонорары, работая из любви к искусству, но у вас другие задачи. Зарабатывать во франчайзинге можно на разных вещах: на продукте, который вы поставляете франшизе, на ноу-хау, которому все время обучаете, на сервисе, техобслуживании, на привлечении клиентов, наконец. А вот генерировать прибыль, просто сдавая бренд в аренду, будет довольно трудно, если вы не «Макдоналдс», Subway, «Папа Джонс» или «Инвитро». Вы же не сможете продавать конструктор без деталей. Модель, коучинг, юридическая поддержка, фирменный стиль, ПО, понимание предмета продаж и описание бизнес-процессов — это все детали франчайзингового конструктора, про некоторые из которых часто забывают начинающие франчайзеры.
- Вы видите географические и другие ограничения для масштабирования. Сэр Артур Конан Дойль был одним из первопроходцев в литературной франшизе, разрешая писателям по всему миру, в том числе и в России, писать собственные рассказы о Шерлоке Холмсе. При этом он не требовал паушальных взносов и роялти в виде процента с гонораров. Ему было вполне достаточно того, что образ Холмса масштабировался по всему миру, поднимая тем самым интерес к своему оригиналу. В новеллах российских писателей Павла Никитина и Павла Орловца Холмс прекрасно говорил по-русски, с удовольствием пил народные напитки и ловил жуликов на Транссибе. В итоге книги самого Конан Дойля в нашей стране печатали все большими тиражами, достигая эффекта географического масштабирования.
- Вы готовы создать новый отдел в компании. Именно отдел франчайзинга, а не разновидность отдела региональных продаж. Отдел франчайзинга — это не просто продажа в мелком опте. Это и обучение, и контроль качества, и сопровождение, а для франшиз услуг это и не продажа в принципе. Готовность создать отдел по франчайзингу с новым штатом, отличающимся должностными обязанностями и показателями эффективности, — одно из ключевых условий нормально функционирующей франшизы. На его плечи будет возложено обучение работе по бизнес-модели, иначе ваш франчайзи очень быстро превратится из партнера в обычного оптового покупателя без понимания общих стратегических целей и задач.
Когда Холмс только начал расследовать дело Баскервилей, то он поставил себе целью ответить на самые простые вопросы. Откуда взялась эта собака? Где она живет? Кто ее кормит? На многие вопросы смог найти ответы его «франчайзи» Ватсон, который не просто доверял Холмсу, но и всеми силами старался понять и применять его дедуктивный метод и мыслил в тех же стандартах, хотя и с более низким KPI.
В бизнесе переход на франчайзинговую модель — это тоже средство для достижения вашей глобальной цели, ради которой вы этот бизнес и ведете. Только в отличие от кино и литературы с их нестандартными сюжетными ходами здесь все более прозаично и просчитываемо, и для проведения бизнес-самоанализа совсем необязательно обладать талантами Холмса. Равно как и видеть в каждом франчайзи Ватсона, если только вы не создаете франшизное детективное агентство.