Учеба будущего. Как подготовить детей к появлению новых профессий
В современной жизни, где основное свойство окружающего нас мира — скорость, хочется ухватиться за что-то постоянное. Этим постоянным обычно служит образование, которое помогает подготовить наших детей к таким уютным и привычным ролям, как «экономист», «чиновник» или «программист». Эти названия успокаивают, дают ощущение стабильности и преемственности. А из всех чайников и утюгов гремят новые, пугающие названия. Как вам «воспитатель искусственного интеллекта»? Это о чем и как стать этим не-пойми-кем? Или «оператор дронов»? А еще «социальный брокер» или, скажем, «генетический консультант»? Новый мир, лязгая и обзываясь непонятными словами, надвигается на нас, лишая сна и заставляя думать о судьбе детей.
Самый важный из трендов ближайших пятидесяти лет — деиерархизация организационных структур. Этот процесс является системным ответом на необходимость конкурировать скоростью вывода продуктов на рынок, а также их персонализацией фактически под каждого потребителя. Сегодня уже никого не удивить ассортиментом, потребитель стал строг и разборчив. Ему подавай быстро и именно то, что он импульсивно захотел в этот момент. В этих условиях большие компании не успевают производить конкурентный продукт. Их «кусают» и выкидывают с рынка средние компании, а иногда и небольшие стартапы.
Все дело в мобильности. Небольшая компания не тратит время на долгие совещания и прочие корпоративные ритуалы. Она живет по принципу «взять и сделать», «попробовать и продать». Большие компании будут понемногу дробиться и делиться, увеличивая свою мобильность. В конечном счете появятся сложные сетевые структуры с небольшими командами предпринимателей. Каждая команда будет иметь узкую специализацию и конкурировать качеством и скоростью оказания услуг или создания продукта с другими микрокомандами. Не будет защитных стен офисов, больших бюджетов крупных компаний. Только ты и рынок.
Если предположить, что именно такое будущее нас ждет, то можно составить перечень критичных компетенций, которые должен демонстрировать наш ребенок в новом мире.
Во-первых, и это совершенно необходимо, он должен иметь предпринимательский навык. Гениальных предпринимателей мало. Есть крохотная часть талантливых людей, которые определяют развитие этой предметной области на десятилетия вперед. Но это не значит, что не надо стараться стать лучше. Предпринимательство — это и искусство, и наука, и ремесло. Знания о профессии достаточно формальны и вполне укладываются в семестровый курс обучения. А вот практика, в том числе построенная через наставничество, — существенная проблема современной системы образования. Что может предложить вуз успешному бизнесмену за развитие в студентах предпринимательского духа? На этот вопрос предстоит дать ответ.
Второй важный набор навыков, необходимый в будущем, — это навыки социальные. Количество коммуникативных связей растет очень быстро. Если в начале XX века мы могли родиться, жить и умереть, зная 50–100 человек, то уже в конце столетия эта величина возросла кратно. У нас только в телефоне можно насчитать около 4000 номеров, и это люди, с которыми мы знакомы лично. Если добавить «друзей» в социальных сетях, знакомых из чатов в мессенджерах, то это число легко превысит 25 000. Как с ними общаться? Как делать это максимально эффективно, не перегорая? Как строить свой личный бренд в этом информационном море? Как выделяться и чем привлекать людей? Это лишь несколько очень серьезных вопросов.
Третье, чему важно учить и что будет являться основой успешного человека будущего, — это ответственность. Прямо сейчас мы находимся на пороге удивительной трансформации. Идеи итерактивного подхода в менеджменте овладели массами. Кто из вас не слышал про agile, MVP, A/B-тесты, пробы и ошибки? Культура постоянного продуктового поиска, которая пришла из IT, быстро овладела умами руководителей разных отраслей. И это прекрасно, если мы говорим о достаточно безрисковых продуктах, где можно потерять только время и настроение в негативном сценарии. Но если мы говорим о комплексных, долгосрочных, потенциально опасных продуктах, то даже MVP должен в себя включать кропотливую разработку, большую аккуратность и ответственность.
Современный переход к холакратии сейчас сильно напоминает переход к демократии 1990-х годов. В «новых» компаниях уже нет начальников. Но еще нет и воспитанной внутри ответственности за свои обязательства, понимания репутационных рисков, четкого следования срокам.
В результате продукт, успешно преодолев стадию MVP, так иногда и не увидит свет: переносятся дедлайны, не согласовываются ожидаемые результаты, заказчики, не ограниченные ничем, кроме творческой инициативы, бесконечно меняют требования, совсем мало кого заботит качество в долгосрочном понимании. Поэтому кажется, что дефицитными и ценными свойствами будущего будут личная ответственность, умение планировать долгосрочный результат и соблюдать поставленные сроки.
Если собрать все перечисленное вместе, получается, что подготовленным к будущему будет ответственный предприниматель, умеющий взаимодействовать с аудиторией во всех необходимых каналах. С широким университетским кругозором — ведь ему предстоит создавать новое, то, чего раньше не было. Любопытный и креативный — мы же помним, что ему надо не просто создавать новое, но делать это быстро. Он должен уметь учиться: в мире, где все меняется, где на рынке роятся микрокоманды, учиться придется всю жизнь, каждую минуту, на каждом проекте.
И это все должно стоять на крепком фундаменте хорошего технического или естественнонаучного образования — того, которое способствует развитию системного и критического мышления, заставляет пытливо копаться в сути явлений, не терпит поверхностности и профанации и формирует ту самую ответственность.