Магазин на диване: как новичку занять свою нишу в ретейле
Открытие собственного бизнеса — это всегда сложно, трудоемко и часто сопряжено с финансовыми рисками. В среднем, например, небольшие магазины окупаются больше чем за год. Есть и рекордсмены, которые выходят в плюс за 8-10 месяцев, и те, кто сталкивается с трудностями. На начальном этапе анализируется трафик, продумывается рекламная кампания, подключаются дополнительные ресурсы для увеличения трафика магазина (такие как пункт выдачи заказов или реклама в соцсетях). Но просчитать все риски невозможно. Например, через 3 месяца после открытия даже на самой оживленной улице города может начаться ремонт дороги, который неизбежно скажется на трафике и, как следствие, на выполнении плана.
Часто, предприниматели, которые на раннем этапе сталкиваются с трудностями, потом добиваются успеха. Они учатся работать в экстремальных условиях, постоянно развиваются и проявляют больше предпринимательской инициативы.
Ежемесячные вложения рассчитываются отдельно для каждого магазина. Вот главные статьи расходов:
• содержание помещения (аренда, коммунальные платежи, охрана и связь),
• оплата труда (оклады и премии),
• обязательные платежи (налоги, лизинг),
• периодические расходы (ремонт, реклама),
• пополнение товарного запаса.
Но даже зная, куда уходят деньги, точной цифры расходов вывести нельзя. Например, в магазине может прорвать трубу — от случайностей никто не застрахован. Поэтому необходимо позаботиться о «подушке безопасности», которая будет страховать бизнес в первые 3-6 месяцев.
Дополнительное обучение сотрудников, внеочередная закупка товара, запуск аудио и видеороликов на местном ТВ — все эти затраты ситуативные. Они не планируются, а возникают в ответ на происходящее вокруг.
Одно из главных правил предпринимательства — если хочешь что-то сделать хорошо, сделай это сам. Любому бизнесу нужен жесткий и уверенный руководитель с безусловным авторитетом. Даже если внутренними делами будет заниматься управляющий, предприниматель все равно должен выстроить четкую иерархию и контролировать процесс. Поэтому полностью отойти от дел не получится. Если вы не будете работать, никто не будет.
Кредитов нечего бояться, но меру тоже нужно знать. Оптимальный баланс — 50 на 50, или 40 на 60, где 40% — это кредиты, а 60% — собственные средства. Существует много успешных кейсов, в которых предприниматели использовали большей частью кредитные средства, умудряясь платить аренду, зарабатывать и попутно открывать новые магазины. Есть и другие примеры — когда магазин открывался на собственные средства в собственном помещении. Но из-за экономической неграмотности, лени или равнодушия бизнес прогорал в первый же год.
Ошибки начинающих предпринимателей
1. Низкая вовлеченность. Успех любого бизнеса зависит от готовности трудиться, постоянно учиться и контролировать все процессы. Чем больше вы работаете, тем больше зарабатываете.
2. Неудачная локация. Важно соблюсти баланс трафика и арендной платы. Выбранная точка может быть идеальна с позиции проходимости, но на аренду будет уходить большая доля прибыли. Так не должно быть. Ищите локацию в соответствии со своей целевой аудиторией, ценовыми характеристиками и удобной транспортной и пешей доступностью. Помимо прочего при выборе места необходимо провести детальный анализ конкурентов. Об этом почему-то все забывают. Если рядом будут работать два конкурента, то продажи упадут у всех. Но если это целая улица магазинов одинакового профиля или рядом находится крупный строительный гипермаркет, то целевой трафик очень даже поможет вашим продажам. Поэтому лучше заранее разделить город на зоны влияния. При подборе помещения обратите внимание на остановки транспорта, визуально заметные элементы, рекламные столбы поблизости. На них вы сможете разместить свою рекламу, навигационные щиты и указатели. А также оцените окружающий ландшафт: не закрывают ли деревья вывеску, видно ли магазин со стороны проезжей части?
3. Лишняя экономия. Грамотный предприниматель знает: лучше переплатить, но не повторять чужие ошибки. Вы можете заработать намного больше, не растрачивая ресурсы на неудачные эксперименты.
4. Слабая команда. Неопытные или некомпетентные сотрудники потопят ваш бизнес в два счета. Поэтому команда должна быть сбалансированной и мотивированной. Особенно если вы работаете с родственниками. Их практически невозможно наказать или оштрафовать. В этом случае условия труда следует обговаривать заранее, еще на берегу. Стоит помнить, что у продавцов и администраторов магазина должен быть четкий функционал, чтобы они не брались за все задачи сразу, а выполняли работу планомерно и эффективно. Четкая и открытая система мотивации сделает процесс купли-продажи максимально интересным и выгодным для обеих сторон.