Свежий портрет: как изменился владелец малого бизнеса за последние 10 лет
Малый бизнес — самая уязвимая и в то же время живучая категория. В России более 2 млн индивидуальных предпринимателей, которые бесконечно открывают, закрывают, перезапускают свой бизнес. При этом с каждым новым игроком что-то меняется. Представьте себе, только за 10 лет (с 2008 года) случилось два кризиса. Как за это время эволюционировал малый бизнес в России?
Доверие к облаку
Доверие к облачным сервисам за последние десять лет действительно выросло. Если в 2008 году приходилось рассказывать о том, что это такое и как работает, то спустя пять лет предприниматели уже не задавали подобных вопросов, хотя продолжали панически бояться отдавать облачному провайдеру свои данные. На любом семинаре или конференции первым вопросом всегда было: «А что будет с моими данными, если я буду хранить их у вас? А вы точно не отправите их в налоговую?» Больше года подобной реакции уже не встретишь: с распространением облачных B2C-сервисов типа Dropbox люди уже привыкли хранить информацию на чужих серверах. Но самое главное сделало государство — онлайн-кассы и так передают все данные о продажах в облако ФНС. Опасаться того, что какой-то облачный сервис сольет данные госорганам, уже бессмысленно.
Платное ПО
Многие пользователи смирились с тем, что за ПО надо платить. Десять лет назад в среде малого бизнеса покупка лицензий считалась расточительством, доступным только большим компаниям. Крупные разработчики ПО охотились за нелегальными копиями, изымались компьютеры с нелицензионным софтом, проходили резонансные судебные дела. Сейчас эта история во многом забыта. Здесь тоже произошел переход от консьюмерских платных сервисов (музыка, фильмы, игры) к платным сервисам для бизнеса. Пока российский ИТ-рынок в целом стагнирует, облачные услуги растут на 30-40% в год и добрались, по разным оценкам, до годового объема 20-25 млрд рублей.
Грамотные люди
Предприниматели стали более образованными. Часто они уже знают, что нужно собирать клиентскую базу и думать, как расшевелить ее, стимулируя покупателей делать повторные покупки. Некоторые даже слышали о метрике «ценность клиента». Для сбора контактов все чаще используют системы лояльности. Для работы с клиентской базой — системы CRM, этот термин стал вполне привычным для наших предпринимателей. 10 лет назад бонусами, скидками, акциями и рассылками пользовались в основном большие сетевые магазины. Сейчас малый бизнес хочет «все, как у больших».
Банк в помощь
От банков предприниматели теперь получают не только кредиты и расчетный счет. Тенденция последних пяти лет — почти все, что нужно для ведения бизнеса, можно получить именно в банке: сервис регистрации в ФНС, конструктор сайтов, бухгалтерию, учетную систему, CRM. Такая система одного окна удобна для клиента и помогает банку отстроиться от конкурентов (хотя такие возможности уже почти стали стандартом в банках для бизнеса). Возможно, многие индивидуальные предприниматели еще долго не узнали бы про новые ИТ-инструменты, если бы не зашли в банк открыть счет или получить кредит.
Бизнес и хайп
У небольших магазинов хорошо получается заработать на модной теме. За последние несколько лет мы видели уже несколько трендов: говорящие хомяки, крафтовое пиво, вейпы, кофейни, спиннеры. На волне хайпа в день открываются десятки новых интернет- и розничных магазинов в одной и той же нише. Через некоторое время популярность «сдувается», и магазины начинают закрываться. У малого бизнеса очень высокая смертность, но и открывается он быстро и часто. Практика показывает, что предсказанного спада у офлайновой розницы из-за ее вытеснения онлайн-магазинами не произошло. В интернете появился новый тренд, пошумел, перестал быть модным. После в нише началась жесткая конкуренция между открывшимися интернет-магазинами, и интернет-магазины закрываются. Интерес аудитории переходит в офлайн, и еще пару лет более консервативные покупатели создают спрос в своих локальных офлайновых магазинах. Показательный пример из 2000-х годов — распространение франшиз. Если раньше франшиза ассоциировалась только с большими сетями, то теперь по этой модели успешно работают небольшие бренды. Малый бизнес со своей стороны принял этот формат и успешно подключается к нему.
Все смешалось
После многих лет разговоров омниканальность (как и облака) пришла в реальный бизнес. Десять лет назад было очень просто разделить онлайн- и офлайн-торговлю: если у магазина был продающий сайт, это был интернет-магазин, нет — традиционный магазин (или так называемый brick and mortar store). Сейчас все смешалось. Небольшая офлайновая розница открывает продающие сайты, а интернет-магазины — деморумы и офлайновые торговые точки. Более того, за последние годы появились принципиально новые каналы продаж — Instagram, Youtube, группы ВКонтакте, которые активно используют и онлайн- и офлайн-торговцы, а малый бизнес массово становится омниканальным.
Скорость изменений в нашем малом бизнесе сильно увеличилась за последние несколько лет. Причин тому несколько: технологические (быстрый и доступный интернет, облачные сервисы, распространение смартфонов и планшетов), законодательные (внедрение обязательных онлайн-касс и маркировки товаров) и образовательные (огромное количество обучающих мероприятий для небольшого бизнеса). На фоне стагнации или регресса в других областях экономики эта тенденция внушает осторожный оптимизм.