Выгодное дело: как учеба в бизнес-школе меняет предпринимателя
Уже прошло больше года, как я забыл про выходные дни. Все в моем графике перемешалось и сдвинулось, порой я забываю, как я жил до этого. Спорт ушел на второй план, я успел только выполнить очередной half-ironman в прошлом мае, а потом затянуло окончательно. Это не новый проект и не третий ребенок в семье. Просто в прошлом году я поступил на программу MBA. Мечты и реальность, все же, разошлись: там, где я ожидал прорыва, ничего не произошло, зато выгоды оказались в совсем неожиданных направлениях.
Моя история с MBA началась очень давно, я задумался о поиске программы в 2015-ом. Поначалу казалось, что рассматривать программу в России и вовсе не стоит, я питал иллюзорные надежды уехать учиться за границу. Даже не прикинув на коленке бюджета, сразу задумался над поступлением: изучал сайты программ различных заведений, узнал, что есть в природе GMAT (тест для обучения в бизнес-школе) и обязательный для поступления языковой TOEFL.
Уровень моего английского тогда оставлял желать лучшего. Поэтому первое, что я сделал, — пошел изучать язык заново, начал смотреть все фильмы только на английском, на нем старался читать и книги. Когда же я пристально посмотрел на GMAT (даже учебник заказал на Amazon), то сразу понял сложность задачи и отступил. Да, отступил. Я не готов был потратить столько времени на подготовку. Текущий бизнес и семья важнее, твердо решил я. Тогда же начал смотреть на программы в России. Пробой пера было, конечно же, поступление в «Сколково». Прошел тесты, собеседование, сдал английский, но грант я так и не получил. Заплатить за обучение полную сумму в евро я не мог, немного отчаялся и постарался забыть на время про MBA.
Через год я наткнулся на статью, где речь шла о рейтингах MBA в России, так и нашел подходящую мне программу. Критерии были простыми. Во-первых, программа обязательно на английском — вывести язык на новый уровень, довести его до совершенства, читать книги на языке было моей мечтой. Во-вторых, модульное обучение, так как жить в Москве ради этого в мои планы не входило. В-третьих, стоимость не должна была превышать 1,5 млн рублей. И, наконец, в-четвертых, программа должна иметь международный диплом, то есть аккредитацию. В выбранной мною программе все сложилось один к одному и я был готов окунуться с головой во все новое.
Обучение началось в апреле 2017 года, как говорят, с места в карьер. Модули обучения шли один за другим каждые две недели. Например, ты учишься 2-4 дня с утра до вечера с перерывом на обед. Я вообще не очень люблю сидеть на месте, поэтому первое время концентрироваться на предмете в течение долгого времени было пыткой. Постоянное желание заглянуть в телефон или компьютер не оставляет меня до сих пор. На модуле в основном дают теорию, причем подразумевается, что ты уже готов ее воспринимать. Заранее, через специальный портал, раздают материалы для ознакомления. Иногда там пусто, а иногда список кейсов и книг для прочтения тянется далеко вниз. После модуля дается задание и всего три недели на выполнение. Вы думаете, это много? Отнюдь. Когда модули два раза в месяц, то после окончания одного уже наступает время сдавать задание по предыдущему модулю. Выходит, что учеба постоянно присутствует в твоей жизни.
Впервые в жизни я столкнулся с понятием «плагиат». Точнее я сам наплодил плагиат. Признаюсь, что первую серьезную работу я наполовину списал из интернета. Толком не разобравшись в цитировании и правилах использования чужих идей, я в итоге получил 0 баллов. «В награду» за это весь летний отпуск я переписывал задание по International Marketing. Еще одна особенность итоговой оценки, это весы между различными заданиями. Например, тест на модуле идет за 40%, а домашнее задание за 60%. Таким образом, я провалил дисциплину под названием Innovation: не справился с тестом, хотя домашнее эссе сделал достаточно хорошо. Как результат — в новогодние каникулы я все переписывал. Мне понравился подход профессора из Франции: когда я написал ему, что завалил тест на модуле, я аргументировал это тем, что мне не повезло, имея в виду то, что просто «не угадал с ответами». Профессора это сильно удивило, и он прямо указал мне на то, что на модуле вместо учебы я занимался своими делами, поэтому и результат такой. В этом разница систем образования: я привык думать, что несдача экзамена может быть связана с везением, а в представлении француза удача никак не может влиять на результаты, только усердие и концентрация.
Очень увлекательная часть обучения — это выезд на специализацию в главный кампус школы во Францию. Это было мини-приключение с огромным количеством вызовов. Неделя напряженной работы с утра до вечера в группах, где собрались люди из абсолютно разных стран. Моя специализация — «Инновации». Повезло, что группа была всего 9 человек, поэтому отсидеться не удалось. Состав очень разнообразный, студентов различных программ перемешали. Так, наша группа состояла из представителей России, Швейцарии, Индии, Кореи и США.
Моим напарником был Алекс из США, и только благодаря его работе мы выглядели достойно (в следующий раз я буду усерднее учить язык и изучать кейсы). Интересно, что ребята с местной full-time-программы очень сильно отличаются от нас — тех, кто уже давно работает и может учиться лишь part-time. Мало опыта, «книжные» представления о бизнесе, сильное желание остаться во Франции и найти работу, с другой стороны — мастерство презентации и комплексный подход к решению учебных задач. Надо было лучше готовиться! Материал был, но я осилил лишь половину. Зато когда оказался в процессе, пришлось догонять по ходу дела, а это очень тяжело. Любая свободная минута — ты читаешь кейсы. Пять дней рабочего стресса открывают какие-то новые возможности в организме, как в триатлоне!
Однако по результатам только первого года, я могу сделать определенные выводы. Мой английский язык стал лучше лишь в некоторых аспектах, но существенно вырос словарных запас, беглость чтения. Навыки письма и разговора так и остались на прежнем уровне. Домашние задания выполняются на английском языке, но мой уровень не дает прыгнуть выше головы, пишу довольно просто и с русскими конструкциями (несмотря на это, профессора пока что еще меня понимают).
Во-вторых, я привык жить и работать в другом ритме и с другой нагрузкой. Обучение в выходные, да еще два перелета из Ижевска в Москву и обратно, а в понедельник опять на работу. Все это требует огромной концентрации сил: надо успевать гораздо больше и быстрее, домашние задания, которые валятся на тебя одно за другим, не оставляют выбора.
Третий вывод — самый важный. Признаться честно, многое из программы обучения мне знакомо в том или ином виде. Помогают 15 лет предпринимательства за плечами и сотни прочитанных книг. Где-то нахожу для себя новые фишки, а что-то вообще не нравится и ужасно скучно. Но! Неожиданно для себя я получил огромный синергетический эффект для собственного бизнеса. Будто творческая и мозговая активность открываются и начинают беспощадно сыпать идеями: после каждого модуля я привожу 10-20 новых заметок и идей для своих проектов. В процессе учебы я нашел несколько новых направлений и решился на серьезные преобразования. Кто бы мог подумать, что главный плюс будет в этом?
Впереди еще год, большая выпускная работа, модуль по специализации. Надеюсь, эффект от всей этой затеи превзойдет все мои ожидания, как и от процесса обучения на MBA.