Любой бизнес со временем «распухает» от лишних сотрудников. Отделы разрастаются, и собственник компании быстро перестает понимать, кто из рядовых служащих приносит пользу, а без кого можно было бы обойтись.
Если в компании введена система нормативов и подсчета рабочих усилий, лишних работников легко обнаружить по цифрам. Если же ее нет — сделать это можно только по определенным поведенческим признакам.
Существует всего пять основных способов замаскировать плохую работу. По этим признакам вы и найдете тех, кто, скорее всего, уже давно вредит вашей компании.
Шоумен
В любой компании есть «особо яркие» работники, которые выделяются на фоне своих сослуживцев. Это общительные люди. Они сияют на корпоративах и быстро становятся любимчиками руководства. Если такой работник по счастливой случайности работает у вас в компании, вы его точно заметили — он умеет себя подать.
Часто именно ярких людей владелец считает особо ценными кадрами и старается удержать любой ценой. Житейская логика подсказывает: яркий общительный человек наверняка активен и в работе. Раз он такой коммуникабельный — он быстрее найдет общий язык с людьми и решит больше рабочих задач.
На практике не всегда так. Чересчур заметные работники — это чаще всего просто любители устраивать шоу. «Шоу» у них в крови: они устраивают его и на работе, и дома, и среди друзей. В шоу-бизнесе такие люди очень полезны — они собирают публику. В бизнесе, не связанном с индустрией развлечений, они редко окупают свои высокие «гонорары». Кроме того, отвлекают от дел коллег, которые стараются тратить время на работу, а не эпатаж.
Тактика противодействия
Никогда не поддавайтесь чарам «артистов». Всегда помните, что бесконечный набор слов и суматоха, которую они создают в общении с вами, — это лишь видимость активности. Проанализируйте, какие реальные результаты показывает работник. Если результаты посредственные — снижайте зарплату шоумена и лишайте его привилегий.
Узурпатор
Узурпаторы чаще всего занимают руководящие посты. Они упиваются властью и полномочиями, пусть даже и руководят всего несколькими подчиненными. Узурпаторы умеют создать видимость контроля на своей территории, чем и нравятся владельцу. Они знают, как поддерживать порядок, заставляют подчиненных ходить по струнке и не делать ничего без одобрения «своего величества». Со стороны кажется, что у такого начальника все должны исполнять задачи безукоризненно.
Подвох в том, что порядки, которые поддерживает узурпатор, чаще всего выгодны только ему. Если ему нравится, чтобы работники ходили в офис только в черно-белом и пели по утрам гимн отдела, он заставит их это делать. А как его порядки сказываются на продуктивности работников и приносят ли пользу компании — узурпатору нет дела.
Тактика противодействия
Когда к вам входит идеально выбритый марширующий генерал и докладывает, что у него все схвачено, — не верьте словам. Очень часто внешний вид и манеры таких начальников побуждают владельца спустя рукава проверять результативность их отделов, считая, что уж там-то все в порядке. Более чем в половине случаев — это видимость, поэтому не теряйте бдительности.
Обещатель
Главная особенность обещателя — умение рисовать красивые картинки будущего. Такой работник красочно расскажет вам, как он свернет горы для компании. Он пообещает заключить тысячу контрактов, вывести компанию в лидеры и решить все ваши проблемы в два счета.
Предприниматели тоже склонны верить в сказки и принимают рассказы обещателя за обдуманное планирование работы. Им кажется: раз человек так уверен в том, что говорит, — он точно знает, как этого добиться.
Но обещатель не знает. Он живет в мире иллюзий и просто транслирует свои мечты окружающим, часто не понимая, какой огромный объем работ необходим для реализации его желаний. Чтобы не отвлекаться от фантазий на мелочи, самой работой обещатель старается себя не нагружать.
Тактика противодействия
Если от обещаний работника вы начинаете чувствовать душевный подъем и надежда опять побеждает опыт, возьмите за правило тут же фиксировать обещания на бумаге. Поручите работнику составить конкретный письменный план реализации его идей со сроками и конкретными задачами. В следующий раз, когда он придет окуривать вас обещаниями, вам будет достаточно достать этот план и проверить, что из списка человек реально выполнил.
Истерик
Многие люди эмоционально воспринимают свою работу. Если продавец расстраивается, получив отказ, а начальник отдела негодует, что его подчиненные сорвали дедлайн, — это совершенно естественно. Истерик отличается тем, что эмоционально реагирует не на работу, а на объективную критику — любые упоминания о своих ошибках и невыполненных поручениях.
В ответ на любой простой вопрос: почему что-то не сделано, например, истерик гарантированно устроит скандал и обвинит в своих ошибках всех, кроме себя. Они агрессивно не виновны ни в чем и никогда.
Истерики вредят бизнесу тем, что постепенно приучают владельца вообще не трогать их и не критиковать — закрывать глаза на плохую работу, чтобы не приходилось терпеть «эмоциональный тайфун». Кроме того, они заражают коллектив своей ненормальной реакцией, показывая всем, что хозяину можно отвечать как угодно.
Тактика противодействия
Единственный способ противодействия истерику — жесткая ответная реакция. Работника нужно оборвать при первых признаках проявления нездоровых эмоций, повторить поставленную задачу и потребовать, чтобы он предоставил письменный отчет об исполнении. На наш взгляд, истерики — худший из всех типов работников и первые кандидаты на увольнение. Вы имеете право работать только с теми, кто вам приятен.
Убогий
Такие работники любят прибедняться и давить на жалость: «Ой, вы знаете, я сегодня не успел, забыл перезвонить клиенту. Не смог! Я такой неудачник! Простите, обещаю, что это больше не повторится».
Со стороны кажется, что работник осознает свои ошибки и старается их исправить. На самом деле ошибки убогих повторяются потому, что они и не думали их исправлять: они привыкли, что стоит поныть — и им помогут. Убогие вредны тем, что садятся на шею более продуктивным коллегам, которые маскируют их ошибки и выполняют часть работы за них.
В итоге неудачник паразитирует на компании, сохраняя за собой рабочее место и заработную плату. Хотя при правильной оценке продуктивности выясняется, что у него нужно вычитать деньги за его реальный вклад в результаты работы компании, а не выплачивать зарплату.
Тактика противодействия
В честной открытой борьбе вам их не победить: как только вы снизите бдительность, они запустят в вас свои «щупальца». Как и с истериками, вы должны стать непробиваемы. В ответ на жалобы — требуйте немедленного выполнения поставленной задачи и письменной отчетности. Ограничивайте личное общение с психически изощренными людьми, иначе они вас переиграют.
Как итог
Подобные особенности поведения время от времени могут проявиться и у нормальных работников. Все мы люди и имеем свои слабости. Но, если вы обнаружили, что работник повторяет эти приемы из раза в раз, — это безошибочный сигнал. Не дожидайтесь кризисов, чтобы чистить компанию от неисправимых вредителей. Выгоняйте их сразу, как поймаете. Помните: вашу жизнь портят только те работники, которых вы не уволили.