Чужие грабли: 5 главных ошибок при найме сотрудников в стартап
Хорошо, когда стартап создает человек, у которого есть опыт в бизнесе, финансы, команда и связи. Но, как правило, чего-то из списка недостает. В результате 92% стартапов умирают в первые 6-12 месяцев существования. По данным исследовательской компании CB Insights, почти четверть компаний уходит с рынка из-за проблем с командой.
Сфера HR скрывает в себе массу нюансов, о которых должен заботиться не только директор или менеджер по персоналу, но и прежде всего руководитель проекта. Рассмотрим пять ошибок при формировании команды, которые могут стать бомбой замедленного действия.
Ошибка №1. «Руки» вместо «голов»
На первых порах основатели сами занимаются в компании всем, от бухгалтерии до найма. Но если за короткое время основателю удалось вырастить команду из трех человек хотя бы в коллектив из 30-50 (а такое часто бывает и в ИТ-стартапах, и в потребительском секторе), работать по прежней схеме уже не получится.
Тогда лидеру приходится набирать людей и делегировать часть бизнес-задач. Типичная ошибка: люди с большим опытом дорогие (а у нас стартап), и вообще у них другой взгляд на вещи, и они спорят, давайте возьмем «малышей» и их обучим под себя. Брать «малышей» — благое дело, в конце концов кто-то должен учить молодых специалистов. Но нужно понимать, что на «растить» вы будете тратить 90% своего времени. А этого ресурса — с учетом разрастающейся команды, новых клиентов и партнеров и отсутствия бизнес-процессов (потому что они появляются каждый день и не выверены годами) — у вас не будет. Поэтому надо сжать зубы и взять хотя бы двух-трех человек, которым вы сможете делегировать управление на уровне принятия важных решений. А вот они уже пускай обучат «малышей».
Ошибка №2. По образу и подобию лидера
Формируя команду, многие лидеры хотят, чтобы сотрудники были буквально такими же, как они сами: верящими в проект, желающими воплощать его по ночам с пятницы на понедельник, ну и при этом еще быть и любителями сальсы, чтобы можно было после работы вместе провести время.
Очень схожие между собой по характеру и мировоззрению люди действительно и на рабочие моменты будут смотреть под одним углом. Но слепая вера в то, что вы делаете, может убить трезвый взгляд на вещи. Команде обязательно нужен и циник — даже самому безупречному продукту нужна постоянная доработка. Согласно исследованию McKinsey, люди, которые находятся в разнородной команде, на 58% более продуктивны. Поэтому при подборе персонала учитывайте не только то, насколько претендент соответствует компании по духу и ценностям, но и то, насколько он независим, самостоятелен и может непредвзято оценивать ситуацию.
Ошибка №3. Аутсорс — временное должно быть временным
Стартап «опасен» тем, что растет рывками, причем часто непредсказуемыми. Поэтому зачастую вы не можете ко времени запустить поддержку того или иного процесса своими ресурсами и приходится привлекать аутсорс. Понятно, что для бизнеса это временный финансово оправданный способ «залатать дыры», но бойтесь: нет ничего более постоянного, чем временное.
Конечно, совсем избежать аутсорса не удастся. Но, чтобы не превратить аутсорс в «постоянное временное», жестко поставьте себе дедлайн, когда вы от него уходите, и не бойтесь чуть превысить объем вложений в переход на своих людей. А если это касается общения с клиентами, тут точно не стоит экономить.
Ошибка №4. Опять кругом бестолковые работники
Удивительно, как часто я слышу жалобы руководителей на то, что их лучшие сотрудники уходят из компании. Топы склонны винить в этом всех, но только не себя. Но исследование Gallup International, например, показало, что в 70% случаев именно стратегия руководителя является причиной увольнения из компании.
Чтобы этого не произошло, обратите внимание на то, как часто в компании происходит смена приоритетов и насколько прозрачны цели для сотрудников. Понятно, что в стартапе все очень быстро меняется. Но приоритеты все равно должны быть. И даже если приоритеты изменились, нужно просто объяснить, почему так произошло и куда мы бежим теперь. Как руководитель вы не должны создавать ситуацию, когда ваши люди бегут на север, как решили двумя месяцами ранее, и случайно выясняют, что уже три недели бежать нужно на восток. Второй важный момент — противоборство духа предпринимательства и авторитаризма. Вы брали сотрудника, чтобы он с горящими глазами сам принимал решения и отвечал за них? Так дайте ему это делать. Если вы вдруг начинаете его контролировать по мелочам, это демотивирует — он легко может от вас уйти.
Ошибка №5. Работа и только работа
В стартапах, как правило, работы в три-четыре раза больше, чем людей, загрузка бешеная, и в этой гонке мы часто забываем об атмосфере в коллективе. Нужно быстро реализовать намеченные планы по масштабированию и развитию, а корпоративная культура подождет. Однако если команда — фундамент проекта, то корпоративная культура — это цемент.
Сейчас венчурные инвесторы — 500 Startups, Homebrew Ventures и Lowercase Capital — призывают свои портфельные компании инвестировать в активности по формированию корпоративной культуры. Когда вы превратитесь в корпорацию, внедрять корпоративную культуру будет уже поздно — в вашем коллективе будет слишком много «чужих» людей, и ваша изначально стройная идея уже не приживется. Что важно понимать: корпоративная культура — это не свод многотомных политик и правил. Это может быть один принцип, понятный всем и применимый в бизнесе. Например, у Google (и да, он тоже когда-то был небольшим стартапом) это «принцип 20%» — правило, позволяющее сотрудникам 20% своего рабочего времени тратить по своему усмотрению на задачи, которые, по их собственному мнению, «принесут Google наибольшую пользу». Подкрепить этот принцип должны пять-семь небольших традиций: будут ли это чаепития по пятницам, бег в мешках по первым числам месяца или «день спасибо» — решать вам.
Конечно, путь стартапа к успеху лежит через большое количество ошибок и побед. Ребенок, перед тем как начать ходить, много падает. И, как правило, неудача стартапа кроется не в одной-единственной причине, а их совокупности. Учиться на опыте других стартапу сложно — слишком экспериментальным может быть ваш бизнес. Однако всегда ставьте четкие цели и инвестируйте в команду — это точно сработает.