К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Выбери меня: как найти идеального бизнес-тренера

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как выбирать тренинги, чтобы потом не было мучительно больно за потраченные впустую деньги и время

— Куда ты пополз? — кричал наш тренер на мужчину, который не хотел вместе со всеми гавкать на подушку. 
— Но я хочу есть! Уже три часа дня!
— Нет! Есть будешь, когда я разрешу, — бесновался тренер, неожиданно возомнивший себя кинологическим богом.

Сегодняшний рынок тренингов — это компенсация недостатков нашей образовательной системы. Наши школьные и университетские программы насыщены фактологией до такой степени, что на «мягкие» навыки (калька с английского soft skills) не остается ни времени, ни сил. И последствия этих пробелов в подготовке мы ощущаем сразу, но осознаем много позже, с приобретением жизненного и профессионального опыта. Вот тогда и начинается нелегкий поиск тренингов, которые восполнили бы пробелы. Делюсь своими лайфхаками, сформировавшимися за несколько лет активности по обе стороны баррикад: я и участник тренингов, и их автор.

Будьте придирчивы

Удивительно, насколько люди могут быть придирчивы при покупке нового пальто и при этом непривередливы в вопросе выбора тренера — человека, с которым им предстоит провести целый день (или даже несколько), разрешая ему проводить над собой практически любые манипуляции. Посерфить отзывы, посмотреть страничку в социальных сетях, почитать статьи этого человека, изучить видео с тренингов в конце концов — и если что-то вызывает ваши сомнения, но интерес остается, почему бы не написать напрямую человеку, которому вы решаете доверять?

 

Но что вы ищете на страничке тренера? Вы точно знаете, каким он должен быть? Например, для меня мастерство преподавания включает в себя артистичность. Да, это не опечатка. Умение меняться в зависимости от потребностей ученика заставляет преподавателя быть то энергичной электростанцией, зажигающей неторопливого увальня, то мастером дзен, успокаивающим тараторящего нервного студента. Тренер умеет перевоплощаться, подстраиваясь под вас лично. Именно это отличает его от лектора.

Помните о том, что выбирают и вас

Дайте и тренеру вас «примерить»! Да-да, не только вы испытываете неуверенность. Настоящему тренеру не все равно, кто будет с ним. Потому что у него есть свои методы, свой подход и, главное, свое личное кладбище разбитых кораблей, когда участники не смогли или не захотели. И с каждым новым наработанным часом практики тренер понимает, кто ему точно не подойдет в качестве ученика. И не потому, что человек неспособный, а потому, что мы все разные и все требуем своего личного подхода.

 

Трудно передать словами, как обидно тратить энергию и время на человека, которому явно с тобой не по пути. Вы разговариваете на разных языках, читали разные книги, всё это — культурные маяки. Представьте, что любой тренинг — это неизвестное море. Культурные маяки, раскиданные у берегов, помогают ориентироваться в пространстве. Но эти культурные коды, общие ценности, примерно одинаковый бэкграунд должны считываться всеми плавающими, иначе они бесполезны.

У меня лично сформировалась своя схема подбора на тренинг: сначала я прошу изучить видео с тренингов и высылаю определенного рода дисклеймер с информацией, что именно я вижу в качестве тренинга, что для меня значит слово «обучение», намеренно вставляя спорные слова-маркеры, которые могут вызывать разные толкования и реакцию. Например, я специально заостряю внимание на том, что я предлагаю участникам заниматься медитацией и «если для вас это слово лежит на одной полке с эзотерикой и прочей ерундой, пожалуйста, выберите другого тренера». Вторым этапом я сама изучаю доступную информацию об участнике. И наконец я прошу выслать мне короткое видео, записанное самим человеком на телефон, с ответом на вопрос: «Зачем мне этот тренинг?»

Ставьте четкие цели

Здесь мы подходим к важному этапу: ставьте цель сами, а не ждите, что вам ее раздаст тренер. Как показывает практика, именно те люди, которые приходят с ясным осознанием, чего же они хотят в ближайшие часы от этого тренера, и усваивают информацию лучше всех и, главное, используют ее. Один американский психолог провел замечательный эксперимент в музыкальной школе. На протяжении пяти лет он отслеживал успеваемость детей. В начале обучения проводилось собеседование и тестирование, а в середине и в конце — замеры успехов. Первое время ученики шли практически на одном уровне, но потом случился прорыв единиц.

 

Кто они? Как получилось, что именно эти дети стали звездами? Открытием в этом исследовании стал тот факт, что победителями конкурсов и дипломантами являлись не те ученики, чьи данные согласно тестам занимали высшие позиции. Ими в 100% случаев стали дети, которые одинаково ответили на вопрос «Зачем ты решила учиться игре на скрипке?». Вопрос задавался до начала обучения и даже до тестирования. В то время как большинство отвечало: «Для себя играть буду», «Это классно смотрится», «Мне мама сказала», именно эти будущие звезды ответили: «Чтобы играть на скрипке всю свою жизнь». Долгосрочное намерение определило на годы вперед результаты их обучения.

Поэтому когда вы идете «развлечься», «узнать что-то новое», «сменить обстановку» — именно это вы и получите в лучшем случае. Но не научитесь тайм-менеджменту, не станете лучше и интереснее выступать публично и не перепишите свой жизненный сценарий. Постановка цели — это главное полезное упражнение, определяющее эффективность ваших временных и материальных затрат.

Определитесь с подходящим вам форматом

Есть принципиальное различие индивидуальных и групповых тренингов. Четко определитесь, подходят ли ваши потребности под выбранный формат преподавания. На примере своей темы — улучшение навыков публичных выступлений — скажу, что индивидуальные тренинги надо выбирать в следующих случаях:

— когда вы уже практически профессионал в этой области, есть набор теоретических знаний, вы много читаете на эту тему;
— у вас достаточно наработанной практики, а значит, набора ошибок и вопросов для работы;
— у вас достаточно обратной связи от ваших слушателей, чтобы объективно оценивать свои недостатки.

На индивидуальном тренинге вместе с тренером вы строите свой личный план работы над своим навыком с учетом ваших сильных и слабых сторон. Вы вправе просить помочь найти площадки, где бы вы хотели отрабатывать свой навык. Вы получаете ссылки, список литературы, предложения по знакомству с полезными людьми. Вы вместе выстраиваете вашу личную полезную вселенную, в которой вокруг вас всегда есть культурные маячки, заставляющие вас двигаться вперед, мотивирующие к постоянным усилиям, не отвлекаясь и не давая волю лени.

 

Однако таких людей — часто выступающих, но реально осознающих наличие у себя проблем — я видела лишь пару раз. И вопрос тут именно в отсутствии обратной связи, полученной не от ваших подчиненных, а от незаинтересованных лиц. Люди не хотят, как правило, связываться с критикой и советами. Вот за этим идут в группу.

Групповые занятия интересны тем, что у вас при хорошей организации возникает на самом деле ситуация, когда вам преподает не один человек. Тренер только направляет. Ваши учителя — все члены группы. В обстановке доверия и конструктивной критики от группы можно услышать то, что в буквальном смысле может заставить вас изменить свою жизнь. Люди, которые не знали друг друга два-три часа назад, порой выдают такие тонкие рекомендации, какие ваш личный психолог не сразу сможет дать.

Но главное в групповом тренинге — убедительность. Со временем, даже в течение дня тренер утрачивает для вас свежесть, так сказать, своего авторитета. Но остальные люди вокруг вас, ваши коллеги по тренингу, наоборот, его приобретают. Они узнают вас, себя, исходные данные и дают бесценную обратную связь. Наконец, не могут же все вокруг ошибаться, даже если правда колючая?

Ищите сапожника с сапогами

Непременно задавайтесь вопросом: а добился ли ваш потенциальный тренер сам того, чему вас собирается учить? Известная присказка «Научи других — а там и сам поймешь» эффективна только для преподавателя, но не для вас.

 

Поэтому тренер по ораторскому мастерству должен выступать не только на собственных тренингах, но и на посторонних мероприятиях. Причем успешно, интересно, его хочется слушать. Он — эксперт в своем профессиональном сообществе, его цитируют, он пишет статьи или книги. Человек, преподающий тайм-менеджмент, найдет время вам ответить, у него насыщенная жизнь, он параллельно ведет несколько направлений, и вы воочию убеждаетесь, что он специалист на деле.

Применив эти нехитрые фильтры, вы легко выберете того единственного тренера вашей мечты из кажущегося огромного количества вариантов, сэкономите время и материальные ресурсы. Но главное, избежите неприятного опыта, а то и серьезных проблем, связанных с работой непрофессионала.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+