Игра по-русски: как вести себя бизнесмену, которого подставили
Каждый предприниматель, начиная свой бизнес, и тем более достигая в деле успеха, рискует быть замешанным в конфликте. Из года в год мы получаем запросы от российских бизнесменов, столкнувшихся с подброшенными наркотиками, оружием, клеветой в СМИ, откровенным гринмейлом (вымогательство продажи пакета акций по завышенной цене) миноритарных акционеров и другими, казалось бы, пережитками постсоветского времени. И ситуация, в которую попал основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников, подтверждает эту статистику. Чего ожидать и как себя вести, если вы занимаетесь предпринимательством в России?
Как правило, «заказчиками» проблем и инициаторами мероприятий, создающих барьеры для ведения бизнеса, становятся партнеры, конкуренты или чиновники, которым предприниматель перешел дорогу. Формат мероприятий бывает совершенно разный и зависит от бюджета доброжелателей, их административного ресурса и знаний специфики работы контролирующих, правоохранительных и судебных органов. Эти три категории субъектов госвласти являются основными решающими звеньями в этой «пищевой цепи».
Незаконные способы влияния
1. Одно из самых распространенных — уголовное преследование. Оппонент предпринимателя использует заявление о возбуждении уголовного дела как способ создать проблемы в компании. Такие мероприятия очень затраты, поскольку нуждаются в детальной проработке. Если дело Федора Овчинникова было бы сфабриковано (мы не можем утверждать о справедливости ни одного тезиса по этому делу, поскольку только суд вправе установить вину Федора), то заказчику мероприятия пришлось бы потратить около $200-300 тысяч на то, чтобы таким образом создать проблемы для него. Схема очень сложная, так как здесь использованы наркотические вещества. В случае с фабрикацией, они должны были быть заранее приобретены, помещены в пиццерии, сотрудники кафе должны быть причастны к этому, поскольку заказчик не смог бы достаточно точно спрогнозировать поведение работника, который должен был позвонить в полицию и сообщить о находке, а не просто выбросить ее.
2. Еще один из распространенных способов давления — это привлечение внимания к уклонению от уплаты налогов. Наша налоговая система устроена таким образом, что любые попытки оптимизировать налогообложение могут быть трактованы налоговыми и правоохранительными органами как преступление. На черном рынке без особого труда можно приобрести информацию об операциях фирм оппонента, выявить фирмы-однодневки или индивидуальных предпринимателей, через которых осуществляется, скорее всего, оптимизация налогооблагаемой базы. После чего от имени генерального директора такой фирмы-однодневки или ИП пишется заявление в ФНС или правоохранительные органы о том, что он является участником противоправной схемы и контролирующие органы могут начать проверку по таким заявлениям.
3. Четвертая ветвь власти — средства массовой информации также могут быть использованы для оказания давления на бизнес, ведь плохая репутация никогда не была подспорьем в делах. Использование скандалов, инсайдерской информации или попросту клевета через распространение в социальных сетях, блогах, искусственное создание инфоповодов может также стать рычагом давления. Клиенты не захотят потреблять некачественный товар, если об этом говорится в отзывах, а поставщики не станут рисковать, если поставки оплачиваются не вовремя, даже полагаясь на слухи. В интернете можно встретить даже объявления о продаже услуг по «черному PR».
Что же делать в таком случае честному бизнесмену, который попал в конфликтную ситуацию? Некоторые сотрудники (юристы или специалисты по экономической безопасности) советуют не поднимать шум, чтобы не привлекать излишнего внимания к проблеме и попробовать решить вопрос кулуарно, рекомендации даже могут касаться коррупционного способа решения проблем. В большинстве случаев советник, рекомендовавший поступить таким образом, является участником указанной аферы. Мы рекомендуем активно действовать в рамках закона, грамотно используя медиаресурсы.
Когда в отношении компании или ее собственников незаконно проводятся следственные действия либо существует угроза таких действий, предание огласки может сыграть положительную роль, особенно если это сопряжено с запуском других инструментов защиты интересов. Хотя одних пресс-конференций и открытых писем может оказаться мало для блокирования возможных противоправных действий со стороны оппонентов. Предприниматель должен использовать предусмотренные законом инструменты: одни касаются защиты интересов в рамках уголовного дела, другие являются по сути «лайфхаками», третьи — инструменты, разработанные государством в рамках системы сдержек и противовесов для ограничения коррупционных явлений.
Рекомендации
В первую очередь, нанять адвоката, который может обеспечить своевременное и эффективное оспаривание незаконных действий, бездействий правоохранительных органов, подачу ходатайств, жалоб и заявлений руководителю следственного органа, прокурору, защиту в суде и необходимые заявления в службу собственной безопасности в случае незаконных действий, выявления признаков коррупционной или иной корыстной заинтересованности или превышения полномочий следователя/дознавателя/сотрудника оперативного подразделения. Правильное освещение в СМИ незаконных действий правоохранителей поможет исключить коррупционную составляющую, так как коррумпированные сотрудники всегда опасаются брать взятки под пристальным вниманием прессы.
Предприниматель также может воспользоваться таким инструментом как личный прием у руководителя следственного органа или прокурора, вплоть до руководителя ГСУ СК МВД РФ. Инструмент сработает, если предприниматель может доказать противозаконные действия или бездействия сотрудников. Дело будет поставлено на личный контроль, и назначена проверка инспекторским подразделением или службой собственной безопасности.
Так же не стоит забывать о том, что в России существует институт Уполномоченных при Президенте РФ. Если ситуация требует такого вмешательства, то необходимо использовать этот инструмент и подготовить подробное письмо с описанием ситуации на имя Уполномоченного по правам предпринимателя при Президенте РФ. На рассмотрение такого письма по закону отведено до 30 суток, аппарат может вовремя принять к сведению информацию и доложить руководству правоохранительных или надзоры органах о нарушениях, что может помочь в предотвращении незаконных действий в отношении предпринимателя. Такое письмо можно сделать открытым и распространить информацию в СМИ и социальные сети.