К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Цеховая солидарность. Бизнесмены комментируют дело основателя «Додо Пиццы»

Фото DR
Фото DR
Правильно ли поступил Федор Овчинников, придав огласке информацию о возбуждении уголовного дела о сбыте наркотиков в его сети пиццерий? И что еще можно сделать, чтобы обезопасить себя и бизнес?

8 февраля МВД по Москве сообщило о возбуждении уголовного дела о незаконном сбыте наркотиков: пакеты с запрещенными веществами были обнаружены в одной из пиццерий «Додо Пицца». На своей странице Facebook основатель сети Федор Овчинников рассказал, что был вызван на допрос по заявлению Екатерины Прониной, которая обвинила Овчинникова и его франчайзи в том, что они «под прикрытием сети пиццерий занимаются распространением наркотических средств».

Сергей Миронов, владелец ресторанов «Мясо и рыба» (сотрудники правоохранительных органов вымогали скидочные карты у администрации московского ресторана)

У Федора довольно сложная ситуация, и ему надо крайне грамотно подойти к этому вопросу. Расследование, которое ведет полиция, на данном этапе чисто визуально идет по правилам: есть факт обнаружения. Поэтому советую Федору не противодействовать проверке. Как я уже говорил в своей колонке, выказывать явное неповиновение не стоит, это может быть истрактовано не в его пользу.

 

Федор абсолютно правильно придал делу огласку. Теперь за ситуацией будет наблюдать огромное количество людей. Это не позволит применять к нему какие-то недозволенные методы расследования. Во-вторых, нанял профессиональных адвокатов. Теперь важно выверять каждый шаг, потому что расследование ведется достаточно серьезное.

Я уверен, что сочетание двух этих факторов — сильные профессиональные адвокаты и публикация информации о своих действиях и ходе событий в соцсетях приведет к правильному результату. Все будет разобрано и все будет на своих местах. В итоге для Федора все завершится благополучно. Конечно, это нанесет ему некоторый имиджевый урон, но сейчас уже важно в принципе выйти из этой истории незапятнанным. Безусловно, мы все, общественность и особенно рестораторы, поддерживаем Федора и будем пристально следить за расследованием. И не позволим полиции превышать свои полномочия.

 

Дмитрий Потапенко, основатель и управляющий партнер Management Development Group Inc. (коллеги Потапенко столкнулись с обвинениями в экстремизме, продав вагон обоев в Турцию)

Выносить ситуацию в публичное поле нужно сразу. «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита», как говорили в известном фильме. Потому что делать вы это сможете до тех пор, пока вы не участник процесса. То, что сейчас пытается делать Федор — очень краткосрочная история. Не тешьте себя иллюзией: следователь быстро сделает так, что информацию в публичную сферу выносить в лучшем случае сможет адвокат. Поэтому публичность — это один из инструментов, и он ограничен законом. Сотрудники — часть публичного поля, и они точно также должны знать, что происходит и почему компания себя так ведет.

Что касается наркотиков — это традиционная история, но особенно плохо, что их обнаружили на нескольких объектах. С высокой долей вероятности я допускаю, что это было подброшено. Тем не менее, руководству нужно было реагировать на первый же случай. Потому что как только возникает системность, даже если это провокация, у следствия появляется много оснований действовать так, как они действуют сейчас.

 

Я практически не сомневаюсь, что следующим этапом в этой ситуации будет доначисление налогов и обвинения «Додо Пиццы» в их неуплате. Это происходит сплошь и рядом, и «Додо» не исключение. В целом компания как налогоплательщик привлекательна для атаки. Сейчас в общем-то любая компания, которая публично оборачивает больше миллиарда рублей, может попасть под удар.

 Александр Хуруджи, экс-бизнесмен, общественный уполномоченный по защите прав предпринимателей (из-за уголовного дела лишился бизнеса. Провел в СИЗО 9 месяцев)

Безусловно, стоит придать ситуацию огласке. На следствие большое влияние оказывает внимание прессы, а начинается все с социальных сетей. Таким же верным путем пошел совсем недавно владелец ресторана «Мясо и рыба» Сергей Миронов, начав рассказывать о проверках в одном из заведений посредством соцсетей. Можно передать дело на рассмотрение бизнес-омбудсмену, подобные заседания всегда освещаются СМИ. Первое правило — рассказать френд-ленте в социальных сетях. Второе — сделать самому видеосюжет и разослать по телеканалам (пресса лояльна к предпринимателям и охотно использует подобную информацию). Третье — найти журналистов (по сайтам СМИ), которые пишут про защиту бизнеса, связаться с ними и рассказать о проблеме.

Если будут проводится следственные действия — советую все документировать лично, делать фотосъемку и видеосъемку. Записанные кадры пересылать друзьям, не сохраняя их только на своем телефоне. В случае допросов самое важное — придерживаться баланса. То есть не отвечать на провокационные вопросы и содействовать следствию для установления правды. В первом случае стоит воспользоваться правом конституции — «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого» (статья 51 Конституции РФ). Эта фраза может быть ответом на провокационные, неудобные вопросы. Вместе с тем, в некоторых случаях стоит оказывать содействие следствию. Например, предоставлять запись с видеокамер, отвечать на вопросы, которые помогут установить правду. Но до конца разобраться, для чего следователи задают тот или иной вопрос, поможет, конечно, адвокат.

Всех сотрудников нужно проинструктировать, что в разговоре с полицией они пользуются правом статьи 51 Конституции. Объясните им, что, промолчав, они как раз таки поступают законно и защищают тем самым себя и компанию. Свое имя они также вправе не называть до приезда адвокатов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+