Доступные знания. Как стартап из Парижа совершил революцию в онлайн-образовании
Согласно данным College Board (частной американской образовательной организация, оказывающей содействие ученикам и помощь образовательным организациям при зачислении абитуриентов), средняя стоимость обучения и вступительных взносов в США за 2017-2018 академический год составила $34 740 в частных колледжах, $9 970 для американских граждан в государственных колледжах и $25 620 для иностранных граждан, поступающих в государственные вузы.
Немаленькие суммы, особенно учитывая тот факт, что средний показатель доходов за последние 40 с хвостиком лет остается относительно одинаковым с учетом инфляции. Стоимость обучения в колледжах поднялась за этот период на 276%, составляя 25% усредненного дохода, а в 1971 году она составляла всего 7%. И пока замедления роста цен не предвидится. Если отвлечься от стоимости обучения, под вопросом остается, насколько система образования обеспечивает выпускников навыками, необходимыми в XXI веке.
Над альтернативным решением этого вопроса с 11 лет работает один смелый, но при этом ничем особо не примечательный двадцатидевятилетний парень, родом из Нормандии (Франция). Его компания получила название OpenClassrooms, а сам Пьер Дюбюк — ее основатель и генеральный директор. «Я основал OpenClassrooms со своим другом Матье Небра четыре года назад, но это было нашим хобби еще с 1999 года», — говорит Дюбюк.
Образование для всех
Миссия Дюбюка — сделать образование более доступным. Образовательная онлайн-платформа, основанная в Париже, объединяет сотню сотрудников, занимающихся разработкой платформы, что позволяет 400 преподавателям обучать тысячи студентов в месяц в 128 странах. Как утверждает Дюбюк, бизнес быстро развивается, показывая рост на 150% каждый год и привлекая примерно €8 млн венчурного финансирования из BPI, Citizen Capital, Xavier Niel (NJJ Capital) и Alven Capital.
Их онлайн-курс и образовательные программы одобрены французским государством и признаны в 50 странах, хотя в США они еще формально не аккредитованы. «Наша система отличается от традиционного образования в колледжах, но в реальности это такая же полноценная студенческая и университетская жизнь. У вас есть занятия, есть преподаватели, студенческий коллектив, сообщество выпускников, связи и сотрудничество с работодателями», — говорит Дюбюк.
OpenClassrooms настолько уверен в том, что навыки студентов будут соответствовать сегодняшним требованиям при найме на работу, что компания даже предлагает гарантированно вернуть деньги всем выпускникам, если они не найдут работу в течение шести месяцев после окончания обучения. На сегодняшний день выпускники OpenClassrooms работают в топовых компаниях, таких как Apple, Toyota, IBM, Louis Vuitton, Hewlett Packard, AXA и т.д.
Несмотря на то, что Дюбюк и Небра сами еще молоды, они занимаются этим уже достаточно давно. В 1999 Небра создал программное обеспечение для онлайн-курсов по созданию вебсайтов. Он хотел, чтобы друзья присоединились к нему в процессе работы, и обнаружил, что самый простой путь — это, собственно говоря, составить курс и поделиться им в интернете. Дюбюк присоединился к его проекту в 2001 году в возрасте 11 лет, и на последующие десять лет создание курсов стало их хобби. Они все финансировали самостоятельно и привлекли более ста тысяч подписчиков в месяц. В 2007 году они вместе решили создать официальную компанию, учась при этом на инженеров: Дюбюк — в Национальном институте прикладных наук (National Institute of Applied Sciences INSA) города Лиона, Небра — в Инженерной школе информации и цифровых технологий (Engineering School of Information and Digital Technologies (EFREI) в Париже. Выпустившись, они решили полностью посвятить себя проекту, и так в 2013 году появилась компания OpenClassrooms.
Дешевле и лучше
«У нас студенты из более чем ста стран, так как мы существуем полностью онлайн, а это значит, что мы должны хорошо разбираться в местных нормах соответствия и процессах аккредитации, чтобы быть признанными в этих странах. Это трудоемкий процесс, и создание новой программы занимает примерно от трех-четырех до девяти лет в зависимости от страны, в которой вы живете». В то же время мы сотрудничаем с университетами, чтобы совместно создавать новые программы, так как они уже аккредитованы и являются брендом. У нас в партнерах вузы французской Лигой Плюща (French Ivy League schools), включая Polytechnique, Sciences Po и CentraleSupélec, а также такие лидеры в своей области, как Google, Microsoft и IBM. Мы совместно с ними создаем программы и работаем с экспертами по их методикам для разработки учебного плана», — говорит Дюбюк. «Процесс аккредитации достаточно трудоемкий в США, и я уверен, вы знаете об этом, но если мы его пройдем, то это в корне изменит систему образования там», —добавляет он.
Реальные цены и конкуренция за качество с образовательными системами, основанными на традиционных программах, могут повлиять на политику сдерживания цен на обучение. «Образовательный сектор созрел для конкуренции. Спустя время мы видим огромные возможности по обучению навыкам в области точных наук, которые мы можем предоставить и которые потребуются будущим работникам, — говорит Дюбюк. — Мы хотим найти другой более быстрый, более гибкий и более дешевый путь переобучить их».
С таким импульсом роста и такими возможностями рынка удивительно, что OpenClassrooms пока не получает больше средств финансирования. «Я думаю, что это может произойти, — смеется Дюбюк, — но это так же зависит от того, как мы строим свою компанию. Нам не нужны были деньги, так как мы были студентами. И нам не надо было привлекать средства. А потом мы получили немного денег, не очень много в сравнении с масштабом бизнеса и рынка».
Что же в планах на будущее?
«Мы поставили себе задачу к 2025 году, чтобы миллион наших выпускников были трудоустроены на миллионе рабочих мест. Работодатели заинтересованы в том, чтобы к ним приходили студенты, готовые сразу приступить к работе. Хотя мы этим занимаемся достаточно долго, но сейчас мы просто еще в начале пути, это долгая история, но она все еще лишь на начальном этапе, рынок и потенциал огромны, поэтому мы продолжим работать над этим».
Перевод Анастасии Ерастовой