Не платишь сам — не спрашиваешь с других. Чему могут научиться россияне у западных коллег
Около 10% сотрудников нашей компании имели опыт работы за границей (иногда — только за границей). Так вот между ними и их коллегами без зарубежного опыта есть ряд заметных отличий.
Не зарплатой единой
Нужно сказать, что разница между тем, как относятся к составу и общей сумме предполагаемого дохода соискатели, имеющие опыт проживания и работы только в России, и тем,как относятся к этим вещам иностранные граждане, или россияне, которые жили и работали за границей, весьма ощутима.
Людей, работавших только в России, чаще всего интересует только та сумма месячной заработной платы, которую они будут получать на руки, причем тема «годового дохода» ими никогда не поднимается. Иностранцы (а также наши граждане, получившие опыт западной деловой и частной жизни) компенсационный пакет обсуждают очень тщательно. Для них важнее сохранение уровня жизни той страны, из которой они приехали. Поэтому для экспата важен и налог, который отчисляется, и страна, куда этот налог перечисляется, и компенсация за образование детей, которых он, как правило, перевозит в страну работодателя. В обратном случае обсуждаются количество перелетов домой к семье и обратно.
Безразличие соотечественников к налогам, я объясняю себе отсуттствием опыта получения налоговых льгот (вычетов) за образование и лечение. Ведь для получения таких льгот, например, на Западе нужно предоставлять в налоговую службу именно годовые отчеты по всей сумме личных доходов. И это ответственность не только работодателя. Кстати, в нашей стране такие вычеты гражданам тоже полагаются и получить их не так уж трудно, но, к сожалению, в отличие от иностранцев россияне такими вопросами редко озадачиваются.
Обесценивание собственных денег
Еще одна ментальная особенность: наши потенциальные сотрудники с международным опытом работы вполне нормально воспринимают ведомость, в которой суммазарплаты указана вместе с налогом. Они понимают, что налоги — это их личная забота, и, в принципе, владеют инструментами личного финансового планирования. Как было сказано выше, иностранцы мыслят не месячными доходами, а годовыми. И такое мышление не зависит от уровня той позиции, на которую они претендуют.
Пока мы, россияне, получая честно заработанные деньги, не думаем о том, какую сумму перечисляем государству (или за нас ее перечисляет работодатель), у многих из нас формируется некорректное представление об источниках государственных расходов. Мы считаем, что у нас «бесплатная» медицина, «бесплатное» образование, «бесплатно» строят дороги. Ну, то есть не бесплатно, а «за счет государства». Но когда что-то предоставляется «бесплатно», то требовать повышения качества и достойного обслуживания не принято. Нет даже мысли о том, что за «бесплатно» можно чего-то требовать. А тем временем работодатели перечисляют государству в общей сложности сумму равную 30% и выше от дохода сотрудника. В других экономических реалиях, сотруднику пришлось бы перечислять эту сумму самому. И если бы российский работник — налогоплательщик, получая 50 тысяч рублей на руки, посчитал, что ежегодно он перечисляет государству 180 тысяч рублей на все то, что, как ему кажется, он получает бесплатно – скорее всего, его отношение к качеству получаемых услуг было бы другим.
Сравнивая подход к работе российских сотрудников и тех, кто работал за границей, я увидела, что люди, понимающие, сколько и куда они платят налогов, работают ответственнее и сознательнее, они более требовательны и активны в общественной жизни. Работодатель и государство спрашивают с них – но и они спрашивают с работодателей и государства.
Повышение финансовой сознательности работников (даже как вариант — получение подписи сотрудника под ведомостью о перечислении налога в такой-то сумме) со временем приведет к массовому пониманию того, что и как должно делать государство за счет своих граждан. Чем больше россиян станут такими – тем быстрее будет расти в стране и качество далеко не «бесплатных» услуг.
Иностранцы привыкли с юности планировать свои будущие расходы, включая пенсию и отчисления на образование детей. Медицинский страховой полис оплачивается отдельно, иногда это делает работодатель, иногда – сам гражданин. В обоих случаях наши западные коллеги к этому вопросу относятся внимательно, подсчитывая и фиксируя социальные отчисления, требуя в последствии услуг надлежащего качества.
Гибкие оптимисты
Времена, когда иностранцев брали на работу в имиджевых целях, так сказать, за «приятный английский акцент», давно прошли. Сейчас за границей, как правило, ищут уникальные навыки, для формирования которых на территории России до последнего времени не было условий. Скажем, та же фармацевтическая отрасль, которая стремится на западные рынки с собственными разработками, она отчаянно нуждается в специалистах, которые смогут запустить в отечественных компаниях процессы, ведущие к соответствию производства требованиям и стандартам международных рынков. Требования российского работодателя стали более рациональными и прагматичными.
Тем не менее, работать к нам приезжают люди, а не роботы: со своими достоинствами и недостатками. И у этих людей мы могли бы многому научиться.
И прежде всего, системному подходу к организации бизнеса, предприятия, подразделения или процесса. Генетическая память российских менеджеров, безусловно, сильных и талантливых во многих вещах, заставляет их строить бизнес на ситуативных решениях, в авральных режимах, с элементами хаоса. Системность – сильная сторона менеджеров, получивших прививку западной деловой культуры. Для компаний, ориентированных на международные рынки, крайне важны профессионалы с таким опытом работы.
Менеджеры с западным опытом работы более мобильны: легче россиян меняют географию и отрасль приложения усилий. В большинстве своем они оптимистичны и более гибки в обсуждении пакета компенсации. Например, в 2015-2016 годах многие нерезиденты России с готовностью обсуждали возможное понижение оклада бонусных пакетов, принимая во внимание кризисные явления в российской экономики. В то же время, иностранцы высказывали большую уверенность в том, что эти явления временны и страна в обозримом будущем сможет справиться с ситуацией.