Альтернатива корпоративу: как организовать лекцию, которая запомнится лучше праздника
Как провести лекцию с пользой: как выбрать интересную тему, как найти лучших лекторов, какие организационные моменты нужно предусмотреть и как получить максимум от мероприятия?
Как выбрать тему лекции
Хорошая тема — половина успеха. Послушать такую лекцию придут больше участников, они будут внимательнее слушать и задавать вопросы. А еще тема может повлиять на восприятие вашей компании или целой отрасли.
Варианты, которые не сразу могут прийти в голову, но приводят к хорошим результатам, — провести лекции на тему громких культурных премьер, приурочить лекцию к праздникам, организовать лекцию в честь дня рождения компании или важной для компании даты, а также выбрать тему, связанную с бизнесом.
Лекции на тему громких культурных премьер: можно подготовиться к нашумевшим выставкам в Третьяковской галерее или Пушкинском музее, организовать совместное посещение концерта и узнать о музыке и ее создателях заранее, или устроить драматургический разбор самого обсуждаемого фильма года.
Лекции к праздникам. Перед 8 марта сотрудницы оценят лекции про моду, стиль и этикет. На Новый год хорошо воспринимаются лекции, создающие радостный настрой: например, лекция про традиции Рождества или мастер-класс по праздничным украшениям. Во время детских каникул здорово организовывать «семейные» лекции для сотрудников и их детей — вам будут благодарны за такую возможность. Не забудьте про День космонавтики! Еще один прекрасный повод узнать что-то новое.
Лекция в честь дня рождения компании или важной для компании даты. Если вы планируете выход на новые рынки или материнская компания базируется за рубежом, будь то Франция, Германия или Япония, то уместно погрузить сотрудников в культуру этих стран. Другой вариант — организовать экскурсию вокруг офиса компании, чтобы связать место работы с новыми приятными воспоминаниями. Те же компании, которые организуют лекции, обычно могут предложить и экскурсию.
Лекция, связанная с бизнесом. Можно заказать лекцию про вашу отрасль, описанную с точки зрения культуры или науки — и интересно, и полезно. «Кофе в искусстве» (для компании из FMCG), «Отношение к деньгам в разных культурах» (для банковской отрасли), «Главные революции в архитектуре» (для строительной отрасли). Если вам важно всегда думать об эффективности проведенного времени, то вам подойдут лекции, направленные на развитие памяти или навыков делового этикета.
Как найти лучших лекторов
Универсальной базы лекторов не существует, поэтому поисковые системы — ваш друг номер один. Проблемы возникают тогда, когда вашей задачей становится найти не самого известного лектора, а самого хорошего оратора (что часто не совпадает). Или когда ваш бюджет ниже нескольких десятков тысяч рублей, которые может запросить в качестве гонорара «медийный» спикер.
Самая выигрышная стратегия является, к сожалению, и самой времязатратной — следить за программами крупных музеев, лекториев и культурных пространств, посещать наиболее интересные из них и делать выбор. Если вы не готовы так глубоко погружаться в тему, обращайтесь в уже существующий лекторий. Лектории заинтересованы в посещаемости, поэтому тщательно отбирают спикеров, проводят тестовые лекции и внимательно собирают обратную связь. А еще с лекторием проще заключать договор — да и сами лекторы с большим доверием отнесутся к организации, с которой сотрудничают постоянно.
Когда вы точно знаете, кого хотели бы видеть в роли лектора, то можно попробовать найти контакты самостоятельно — профили большей части спикеров с первого запроса находятся в facebook. Этот вариант имеет свои ограничения. Он не подойдет, если нужно запланировать серию лекций на разные темы или когда вам нужны гарантии, что лекция состоится. Кроме того, налоги увеличат стоимость гонорара в полтора раза, если вы захотите оформить отношения официально. Так что выгода от самостоятельного поиска не так велика, как может показаться.
Когда вы определились с кругом лекторов или подрядчиков, среди которых делаете выбор, то поищите объективные критерии, по которым можно провести оценку. Хорошо, когда есть видео или возможность послушать тему вживую, когда можно прочитать большое количество публичных отзывов, а также когда есть подтвержденный опыт выступления по важной вам теме.
Какие организационные моменты нужно предусмотреть
Здорово, если получится заранее внести лекции для сотрудников в бюджет на следующий год — особенно если вы хотите организовать серию лекций под разные поводы. Об организации конкретной лекции стоит задуматься за месяц-полтора до ее проведения — примерно на такой срок вперед расписано время хороших лекторов, так что у вас как раз будет возможность занять удобные даты. Подготовка и согласование договора тоже займет время, так что не забудьте заложить его в планирование. Лектории обычно имеют типовые договоры на проведение корпоративных лекций, а с лекторами-физлицами придется придумывать все с нуля, так что сроки могут затянуться на месяц.
Если вы планируете, что на лекцию придут разные сотрудники, а не конкретная группа людей, то сделайте рассылку с анонсом и развесьте подробные объявления в офисе. Так все, кто захочет, попадут на лекцию.
Оптимальное количество людей в группе — не больше 40 человек, лучше 25-30. Такой размер группы дает возможность сохранить взаимодействие с лектором и обсудить важные для сотрудников вопросы. Слишком мало людей — тоже плохо: вовлеченность участников часто падает в небольших группах. Если у вас большая компания — организуйте предварительную запись на лекцию, чтобы неожиданно не случился аншлаг. Примите во внимание, что из записавшихся дойдут, скорее всего, не все — так что список участников можно составить с запасом.
Стандартная продолжительность лекции — от одного до двух часов. Действительно хороший лектор «держит» группу все два часа, а часа оказывается недостаточно. Большинство компаний выбирает вариант проведения корпоративных лекций после работы.
Перерыв — дело хорошее, но пригодится только в том случае, если вы устраиваете целый обучающий день. В остальных случаях лучше обойтись без него, потому что на «раскачку» уйдет много ценного времени. Если основная цель лекции — тимбилдинг, то кофе-брейк стоит оставить на финал. Тогда участники смогут не только выдохнуть, но и пообщаться друг с другом и с лектором в неформальной обстановке.
Знакомая ситуация — лектор приходит, и его ноутбук не подключается к проектору? Чтобы этого не случилось, запросите презентацию заранее, уточните, какой нужен провод, если лектор берет свой ноутбук — в общем, сделайте все, чтобы техника работала как нужно. Забронируйте переговорку, отправьте кого-нибудь встречать лектора на ресепшен — главное, постарайтесь уменьшить количество ситуаций, где что-то может пойти не так.
Лекции «для души» сложнее учитывать в расходах, чем профильные профессиональные тренинги. Но они тоже нужны вам для дела — так что не бойтесь экспериментировать с формулировками названий, которые будут отражены в документах. Возможно, ваша бухгалтерия согласует такие названия, как «Лекция в сфере рекламы и искусства» или «Лекция, направленная на развитие креативности».
Будет неплохо собрать после лекции обратную связь: например, в виде заполнения гугл-формы. Это поможет проводить работу над ошибками и с каждым разом улучшать организационные и содержательные моменты.
Как получить максимум от лекции
Чтобы повысить эффект от проведения лекции, полезно заранее обсудить задачи, которые вы ставите перед лекцией, с организаторами. Тимбилдинг, взрыв креатива в команде, развитие памяти или чувства вкуса, создание определенного образа компании в умах сотрудников — всех этих результатов можно достигнуть с помощью лекций. Но обсуждайте задачу максимально конкретно: например, чтобы сейлзы подружились между собой, дизайнеры почерпнули новых идей или все сотрудники прониклись обычаями страны, в которой находится головной офис компании.
Также будет полезно согласовать с лектором составление списка дополнительных материалов, которые получат ваши сотрудники. Так они смогут вспомнить спустя время, о чем шла речь, и сориентироваться, как изучать тему самостоятельно.
Лекция должна помочь сменить деятельность и расслабиться, поэтому убедитесь, что выступление предполагает ту или иную включенность аудитории в процесс: задания, вопросы, проверка знаний в конце — все это подойдет. При этом не стоит рассчитывать, что выступающего засыплют вопросами, и оставлять на них слишком много времени — обычно такое случается только на самых «личных» темах вроде психологии или персонального стиля.
Не забудьте о сотрудниках!
Лекции-то в первую очередь для них. Хорошо, когда можно любить компанию не только за конкурентную зарплату и комфортный офис, но и за возможности личностного роста. В чем он выражается для ваших сотрудников? Приведем несколько примеров:
Пример 1: компания имеет офисы в разных регионах России, в Москву регулярно приезжают в командировку группы сотрудников. Компания решила заказать экскурсии по городу, которые помогут им сориентироваться и понять, как потратить время за пределами работы максимально эффективно. Также это отлично помогло тимбилдингу.
Пример 2: весь высший менеджмент компании любит путешествовать и ценит прекрасное. Компания стала делать регулярные лекции, проводимые только для руководства. Они помогают сформировать общие ценности и общий язык коммуникации.
Пример 3: в компании работает несколько тысяч сотрудников, компания поддерживает семейные ценности, ежегодно проводятся мероприятия для детей сотрудников. Компания организовала лекции, в которых могут принять участие как дети, так и их родители. Такие мероприятия редко можно найти самостоятельно, поэтому серия таких лекций в офисе компании пользовалась большим успехом — дети начинали с искусства, музыки и архитектуры, а потом перешли к истории, моде и даже философии.
Пусть работа иногда будет праздником — не только на словах. Опрос Level One показывает, что в среднем люди хотели бы посещать образовательные лекции один-два раза в месяц — так что, скорее всего, ваши сотрудники будут довольны, если вы их организуете.