К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Человек отдыхающий. Не слишком ли много праздников у россиян

Фото Станислав Красильников / ТАСС
Фото Станислав Красильников / ТАСС
Продолжительные праздники и каникулы — это форма социальной компенсации за низкий уровень жизни и трудные условия работы, которая, впрочем, доходит далеко не до всех. Десятки миллионов занятых в России работают в «серой зоне», на которую официальные праздники не распространяются

День десантника ознаменовался в этом году не только сенсационными кадрами избиения корреспондента НТВ в прямом эфире. В какой уже раз на поверхность вышел вопрос, почему в разгар рабочего дня по улицам ходят толпы нетрезвых граждан, размахивающих флагами? Не слишком ли много отдыхают россияне? И как, следовательно, праздники влияют на экономику страны?

Вопрос об отдыхе — вопрос не простой и многофакторный. Формально в России в 2017 году 118 нерабочих дней плюс 28 полагающихся отпускных. Нам говорят, что это больше, чем в любой развитой западной стране, и что экономика может не выдержать такого количества прогулов (ну или загулов — кому как больше нравится).

На самом деле, в России отдыхают меньше в сравнении с той же Европой. Вспомним собственное удивление (равно как и жалобы в соцсетях из серии «хотела купить в воскресенье пластырь, все магазины поблизости оказались закрыты») по поводу того, что в выходные дни торговля там почти прекращается, равно как и после определенного вечернего часа. Нам, привыкшим, что в России в любой момент можно получить почти любую услугу, это представляется диким.

 

Однако это лишь следствие того, что Россия  — во многом еще страна «третьего мира», где у работников нет ни чувства собственного достоинства, ни умения коллективно отстаивать свои права. В Европе считается, что работники сервисной экономики — все продавцы, кассиры, парикмахеры и т. д. — тоже люди, у которых есть семьи и которые именно в семейном кругу хотят провести выходные, и потому необходимо по минимуму оставлять заведения, работающие в святой день отдыха.

В России же интересы наемного работника — ничто, и в расчет они не принимаются, на первом месте — его величество потребитель.  Отсюда это фантастически большое количество «круглосуточных» магазинов. На днях неподалеку от моего дома открылся еще один такой, несмотря на наличие по соседству аналогичных конкурентов. Вероятность того, что кому-то в три часа ночи понадобится колбаса или кола, крайне мала, прибыли на торговле в это время не сделаешь, но владельцам сети это важно из имиджевых соображений. И потому несчастные сотрудники будут не спать всю ночь и ждать одинокого случайного покупателя во славу своего заведения.

 

Любая капиталистическая экономика начинала с максимальной эксплуатации труда при минимальной продолжительности отдыха. В XIX веке трудовой день по 14-16 часов был нормой, а об оплачиваемых отпусках и не слыхали. В США — стране классического laissez-faire, их и по сей день нет в частном секторе. Считается, что работодатель не обязан оплачивать тебе твои развлечения. Да и сама мысль платить за безделье кажется американцам дикой. Пресловутая классовая борьба шла под лозунгом не только увеличения зарплаты, но и, в первую очередь, под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день. (Поначалу, конечно, 12-, 10-часовой). Затем встал вопрос об обязательных отпусках, после — уже оплачиваемых.

История СССР-России  — это история уменьшения занятости и  постепенного введения все новых праздников, увеличение отпусков и каникул. Особенно продолжительность отдыха возросла  при позднем Хрущеве и раннем Брежневе. Так, в 1965 году сделали выходными 8 марта и 9 мая. Отпуска получили колхозники, их продолжительность возрастала у всех групп населения. Гигантским скачком стало провозглашение субботы выходным днем — с марта 1967 года. С 1971 года по новому КЗОТ продолжительность рабочей недели не превышала 41 час.

Перестройка и особенно постперестроечные годы характеризовались двумя противоречивыми тенденциями. С одной стороны, для большинства населения произошел обвал жизненного уровня, пришла необходимость работать значительно больше при гораздо меньших социальных гарантиях. С другой стороны, слабое и недееспособное государство, нуждаясь в политической поддержке и желая хоть как-то обозначить свою социальную составляющую, прописанную в Конституции, принимало популистские законы, увеличивавшие продолжительность отдыха. Так, в 1991 году трудовая неделя сократилась до сорока часов. Новогодние праздники возросли к 2005 году до настоящих новогодних каникул; в 2002 году 23 февраля было объявлено выходным днем.

 

Поэтому продолжительные праздники и каникулы — это форма социальной компенсации за низкий уровень жизни и трудные условия работы, которая, впрочем, доходит далеко не до всех. Десятки миллионов занятых в России работают в «серой зоне», на которую официальные праздники не распространяются.

Можно предположить, что с ростом производительности труда и сокращением разрыва между декларациями в законе и реальной практикой на рабочем месте число праздников будет сокращаться. Благо что праздники никак не упорядочились, и почти каждый год следуют указания правительства, как надлежит отдыхать, — явный признак того, что все меняется на ходу. Власть все не может найти нужный баланс между потребностями экономики и нуждами граждан. Это можно сравнить с тем, как в 9190-е явочным порядком вводились (по вышеуказанным соображениям) различные категории льготных пассажиров на общественном транспорте, что чуть не довело отрасль до коллапса.  И с 2005-го ситуацию отыгрывали назад, установив монетизацию льгот.

Но следует иметь в виду, что, помимо социальной, политической и культурной функции, праздники выполняют и важную экономическую роль. Снижение выработки в одном секторе народного хозяйства сочетается с ростом потребления в других. Время майских и январских каникул — это время резкой нагрузки на сервисные отрасли, в первую очередь туризм, общепит, рекреационную сферу. Стоит заметить, что есть как ряд стран, которые целиком основаны на сервисной экономике (начиная от Макао, где эта зависимость стопроцентна, до Франции и Италии, где она не столь велика, но также критически важна) —  индустрии  туризма и развлечений, так и ряд направлений бизнеса, завязанных на отпусках и праздниках.

Возьмем тот же День десантника. Помимо банального увеличения продажи пива и мороженого в известных точках, гуляющих необходимо обеспечить тельняшками, беретами, флажками и всевозможной иной экипировкой и символикой. Для удовлетворения этих потребностей работает множество специализированных магазинов и сайтов. А еще есть День пограничника, День ВМФ и т. д. А корпоративы, приуроченные к профессиональным праздникам? Я, к примеру, ежегодно посещаю таковой в День политтехнолога по старой памяти. Все это стоит денег — и немалых в масштабах всей страны.

Поэтому разговор об излишне длительной продолжительности праздников в России — разговор о двух концах, должный учитывать сложное сочетание разнообразных факторов, не всегда лежащих на поверхности.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+