К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Наше золото. Российские специалисты стали популярнее за рубежом

Фото Mike Segar / Reuters
Фото Mike Segar / Reuters
В последние годы позиции россиян на международном рынке труда заметно укрепились, утверждает управляющий директор «Янссен Россия и СНГ»

В ряде отраслей (например, медицина, естественные и точные науки, информационные технологии) профессионалы из нашей страны были востребованы всегда. Но в последние лет десять мы отмечаем, что головные офисы и локальные представительства мультинациональных компаний, работающих в других отраслях, все чаще приглашают на вакантные должности специалистов из России. Что изменилось?

Уровень знания иностранных языков

В советский и постсоветский период изучить язык до уровня «владею свободно» было непросто. В общеобразовательных школах давали базовые знания, используя адаптированные советские учебники. Живой язык из года в год менялся, лексика же учебника оставалась прежней, косной, и материал в целом отставал от темпов развития языка. В одной статье я читала, что это было связано с внешнеполитическими задачами: таким образом население ограничивали от «вредного влияния Запада», а качественно языку обучали только тех, кому это реально требовалось для работы (дипломаты, переводчики). Скажу честно, окончив школу с углубленным изучением иностранных языков, имея опыт проживания в американской семье во время программы школьного обмена, изучая язык в университете, практикуя переводы, я сама ощущала языковой барьер в первые годы работы в интернациональной компании. Лишним будет уточнять, что специалисты с таким уровнем знания иностранного языка не рассматривались западными рекрутерами и отделами персонала международных компаний для работы на европейских или иных рынках за пределами России.

Сегодня в анкетах кандидатов на самые разные позиции фигурирует знание испанского, турецкого, итальянского — в дополнение к английскому языку. При этом специалистов со знанием английского «в совершенстве» по-прежнему не хватает, и между работодателями идет настоящая борьба за таких потенциальных сотрудников.

 

Разница культур

Не менее важным аспектом является разница культур и, как результат, разные подходы к воспитанию и обучению. В России только в последние лет десять меняются подходы к системе образования. До этого основной задачей дошкольных, средних и высших учебных заведений являлось воспитание достойного советского гражданина. Любая инициатива как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей была наказуема.

В зарубежных учебных заведениях система образования уже давно построена на диалоге, свободе выбора; основная задача такой системы — развить самостоятельность, научить управлять своими мыслями и не бояться высказывать их в группе. Я видела это сама, когда в 1993 году поехала вместе со своими одноклассниками по программе школьного обмена в International School of Amsterdam. Меня тогда поразило, что учитель сидит не перед классом, а в классе, вместе с учениками, иногда прямо на чьей-нибудь парте, и ведет диалог; поразило, что ученик сам может выбирать предметы, которые он хочет посещать, что в школе есть практикумы и клубы по интересам. Конечно, нельзя сказать, что западная система образования идеальна и во всем превосходит российскую, но говоря о дальнейшей интеграции в трудовой процесс на зарубежных рынках и в международных компаниях, именно такой подход учит нестандартно мыслить и искать решения. Привычные зарубежным школьникам и студентам подходы применяются в бизнес среде: активно используются такие инструменты, как мозговой штурм и система конструктивной критики.

 

Если посмотреть на резюме выпускников ведущих российских вузов (НИУ ВШЭ, МГУ) выпусков 2014-2017 гг, то у каждого четвертого уже есть опыт международного обучения. Эти молодые специалисты легко контактируют со своими зарубежными коллегами, свободно обсуждают предложенные вопросы и проекты, высказывают свое мнение, бросают вызов установленному порядку вещей, формируя тем самым сильную сеть профессиональных контактов и закладывая крепкую основу для дальнейшего продвижения на позиции регионального или глобального уровня ответственности.

Охота к перемене мест

Еще 10 лет назад при формировании кадрового резерва работодатели сталкивались с тем, что большинство сотрудников на вопрос «Мобильны ли вы?» указывали в анкете «Категорически нет». Это означало, что при открытии позиции в европейском или американском офисе мы не могли предложить кандидатуру российского сотрудника. Европейские коллеги здесь имели явное преимущество, так как уже в институтские годы активно перемещались между странами.

Сегодня каждый второй сотрудник крупной международной компании, который владеет английским, обозначает свою готовность к переезду в Европу или США. Молодое поколение специалистов («Generation Y») в целом более мобильно, смена страны проживания или культуры для представителей этого поколения не является проблемой. Более того, для представителей Gen Y возможность релокации или работы на международном проекте могут влиять на принятие решение в пользу работы в той или иной компании.

 

Что может служить препятствием к перемещению?

  • Конкуренция за рабочие места

Экономический кризис привел к росту безработицы и, соответственно, к росту конкуренции за каждое рабочее место среди локальных специалистов. Во многих странах очень сильны профсоюзы, которые следят за соблюдением прав граждан-резидентов, и при выборе специалиста нередко предпочтение отдается «местному» кандидату. Кроме этого, для защиты локального рынка труда часть государств, в их числе, кстати, и Россия, устанавливают трудовые квоты для иностранных граждан (например, Испания, Италия, США), а в некоторых странах (Саудовская Аравия) количество локальных сотрудников, работающих в компании, закреплено законодательно. Еще одним потенциальным препятствием может служить так называемая «локализация» управленческих кадров, к которой компании прибегают для оптимизации расходов. В связи с этим в настоящее время гораздо легче перейти на региональную позицию (сотрудник остается в штате в России, но работает на другие страны), чем на локальный контракт.

  • Свобода действий vs регулирование

Несмотря на то, что в большинстве российских компаний более формальная иерархия, они отличаются и большей операционной свободой. Впрочем, этим также отличаются и небольшие представительства иностранных компаний. В крупных мультинациональных компаниях, напротив, роли чаще всего довольно стандартизированы, а процессы четко описаны. При рассмотрении резюме специалиста с опытом работы только в российской или небольшой иностранной компании корпорации задают себе вопрос о соответствии такого кандидата корпоративной культуре мультинациональной корпорации и способности адаптироваться к корпоративным требованиям.

Также важно учитывать, что свод правил ведения бизнеса в Европе или Америке зачастую шире: это и кодексы деловой этики в различных областях, и Foreign Corrupt Practices Act (FCPA), и нормы и требования, связанные с публичностью компаний. И существуют они уже не одно десятилетие, тогда как в России система дополнительного регулирования рынка только зарождается: например, в фармацевтичекой отрасли понятие «этика ведения бизнеса в здравоохранении» появилось только в 2006 году.

  • Знание предмета и опыт

Это важное конкурентное преимущество, которое дает работодателю представление о профессиональном уровне кандидата и о том, задачи какого масштаба он может выполнять.

 

В постсоветский период во многих отраслях наблюдался застой, если не сказать распад, что в конечном счете привело к снижению престижа работы во многих сферах, например, в производственной или научной.

Открытый конкурентный рынок в нашей стране существует всего порядка 25 лет. Очевидно, что с началом становления рынка в стране российские специалисты только набирались знаний и опыта, и их не только не приглашали в команды на другие рынки, но и большинство ключевых должностей в России занимали экспаты.

С «молодостью» рынка в нашей стране связана и другая особенность, которая может послужить сдерживающим фактором к перемещению: здесь у молодого специалиста с хорошим образованием гораздо больше возможностей занять ведущую должность за очень короткий промежуток времени. На развитых рынках карьерный путь занимает намного больше времени. Более того, до того, как занять руководящую должность, надо быть готовым сначала поработать на развивающихся рынках.

Что делать?

Прежде всего нужно помнить о том, что адекватная оценка собственных возможностей и правильное управление как своими ожиданиями, так и ожиданиями работодателя минимизируют риски, связанные со сменой географии работы. Прежде чем задумываться о развитии карьеры за рубежом, нужно реально оценивать все возможные риски и сложности, связанные с проживанием в другой стране. Ведь речь идет о налогообложении и стоимости жизни, об организации образования и разнице культур и традиций. Важно помнить, что каждый досрочно расторгнутый трудовой контракт несет риски для работодателя и понижает шансы для российских специалистов быть приглашенными на работу за рубежом в будущем.

 

Без сомнения, в будущем на зарубежных рынках останутся востребованы российские специалисты, свободно владеющие иностранными языками. Выбирая сегодня, какой язык изучать, стоит ориентироваться в том числе на экономические показатели других стран, так как это может являться индикатором локаций, где в скором времени будут появляться рабочие места.

Ну и наконец, те специалисты, которые готовы постоянно углублять свои знания, а также менять направления деятельности с учётом рыночных потребностей всегда будут более востребованными, что важно, не только за границей, но и в России.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+