Совсем недавно описание каршерингового бизнеса вызывало у многих российских игроков лишь улыбку. Казалось, что эта бизнес-модель чужда русскому человеку, и вряд ли кто-то решится вывести подобный проект. Однако в ноябре 2017 года на рынок Москвы выйдет уже седьмая каршеринговая компания. Всего за два года развития этого сегмента парк каршеринга в Москве вырос почти до 3 000 тысяч автомобилей, а емкость рынка оценивают в 10 000-15 000 машин.
Серьезную поддержку каршерингу сегодня оказывают столичные власти, предоставляя льготные условия для парковки (60 000 рублей на три года) и субсидируя затраты каршеринговых компаний на уплату процентов по кредитам и уплату лизинговых платежей. С одной стороны, развитие каршеринга — безусловный плюс для лизинговой отрасли, так как у нее появляется ряд крупных профессиональных лизингополучаталей, но с другой — отражает системные, тектонические сдвиги на рынке автомобильного транспорта в России и во всем мире, свидетелями которых нам пришлось или посчастливилось стать.
Вытеснит ли каршеринг лизинг?
По моему мнению, каршеринг — это будущее, которое незамедлительно должно оказать влияние на всю сферу лизинга, но не уничтожить ее. Это скорее борьба теплого с мягким: каршеринга как сервиса и лизинга как инструмента финансирования. В будущем мы сможем наблюдать работу лизинга и каршеринга, как большой слаженно работающей машины, так как сегодня для этого есть все предпосылки.
Почему каршеринг сегодня становится настолько популярным? Американские эксперты говорят о том, что отчасти всему виной новое отношение общества к владению, которое переходит в ранг общемирового тренда. «Не собственническое потребление» (non-ownership consumption) и «потребление на основе доступа» (access-based consumption) приходит на смену традиционным моделям и демонстрирует перманентный культурный сдвиг. Если со времен Великой депрессии в США приобретение домов и автомобилей в собственность было основной целью домохозяйств (и основной статьей расходов, согласно данным Бюро трудовой статистики США), то сейчас миллениалы не хотят приобретать ни дома, ни автомобили. Они привыкли пользоваться Netflix, Spotify, AirBnB, а в плане автомобилей Uber, Zipcar и т.д.
То же самое наблюдается и на российском рынке, россияне также переходят к «не собственническому потреблению», и рост числа каршеринговых сервисов — прямое тому подтверждение. И, несмотря на то, что проникновение лизинга в сегменте легковых автомобилей в России невелико — всего около 8% (по данным Эксперт РА, при этом для сравнения, доля легковых автомобилей, проданных в кредит — 44%), определенное влияние на лизинг эта тенденция также оказывает. Если же рассматривать рынок B2B, то преимуществом корпоративного каршеринга является тот факт, что все вопросы, от заправки до техобслуживания, берет на себя оператор каршеринга, а сотрудники только пользуются авто.
Место автолизинга в России
Лизинг автомобилей в России для физических лиц появился относительно недавно, и это обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, лизинг в большинстве случаев гораздо дороже кредита, поскольку лизинговые компании обязаны начислять НДС на платежи. Во-вторых, исторически сложилось, что лизингом чаще пользуются корпоративные клиенты, а сами лизинговые компании не всегда умеют правильно работать с населением. На рынке еще не полностью отлажены соответствующие инструменты.
Помимо этого, напрямую к лизинговым компаниям обращаются в основном те люди, которые не смогли получить обычный кредит, поскольку при лизинговой сделке действуют не такие жесткие требования. Таким образом, аудиторией зачастую становятся неблагонадежные заемщики, у которых не подтвердились доходы или есть испорченная кредитная история. А это в свою очередь, конечно, не соответствует интересам лизингодателей.
Из этого можно сделать вывод, что и в ближайшем будущем автолизинг в России не будет развиваться так же активно, как другие направления, например, жд- или авиализинг. А с учетом роста популярности каршеринга, сегмент автолизинга в целом не может рассчитывать на успешный исход, поэтому участникам рынка приходится подстраиваться и работать сообща.
Каждое звено цепочки должно выполнять свою функцию
Новые тренды негативно сказываются на состоянии рынка лизинговых сделок, сокращается в том числе доля прямых (лизингодатель — пользователь). Но с учетом этих неутешительных изменений и зарождается совместная работа лизинга и каршеринга.
Лизинг становится основным источником финансирования каршеринговых сервисов. Вариант сотрудничества — когда производитель передает машину лизинговой компании, а она в свою очередь предоставляет ее каршеринговому сервису — становится наиболее удобным. Таким образом, каждое звено цепочки занимается своим специализированным делом: лизингодатель привлекает финансирование, структурируя риски инвестирования в автомобили, а каршеринговый оператор управляет операционными рисками и предоставляет сервис по всему необходимому обслуживанию автомобилей.
Подобные цепочки раньше встречались в других сегментах, например, в сфере специальной строительной техники и башенных кранов. Сейчас уже редкий строитель приобретает в собственность или лизинг спецтехнику или краны, абсолютное большинство, включая крупные строительные компании, такого рода технику и оборудование арендуют у специализированных операторов (на срок от нескольких часов до нескольких лет). А эти компании-операторы в свою очередь берут оборудование в лизинг. Конечно, на российском автомобильном рынке у новой модели есть минусы, например, распределение риска дефолта. Если раньше клиентов у лизинговой компании было тысячи и десятки тысяч, то в каршеринге — будут единицы. При этом стоит отметить, сегмент автолизинга всегда был устойчив к кризисным явлениям во многом именно из-за невысокой степени риска.