К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Заскочить на минутку: истоки популярности шеринговых сервисов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Так называемые шеринговые сервисы появились в конце прошлого столетия, и представить сейчас свою жизнь без них уже невозможно

Жизнь современного человека проходит в ускоренном ритме и напоминает бесконечный забег: быстро съесть завтрак, быстрее добраться до работы, быстрее закончить её и вернуться домой, быстро принять душ, быстрее уснуть, чтобы выспаться. Мы стремимся срезать углы и строить мосты над преградами, чтобы не обходить их. Время и деньги становятся главными ценностями в нашу эпоху. Именно стремлением экономить их, действовать рационально и прагматично объясняется появление и развитие новых технологий, делающих жизнь комфортнее.

Коворкинг

«Коммунальный офис» — один из первых и наиболее востребованных сервисов на рынке совместного пользования услугами. Прообразы коворкингов появились на Западе в 90-х годах XX века. Первый коворкинг в современном представлении открылся в 2005 году. Идея сдачи в аренду рабочего пространства возникла у американского программиста Брэда Ньюберга, который решил объединить свободу и независимость, характерную для фриланса, с комфортом и ощущением себя частью команды, которые предлагает офис. Вместе с друзьями-аутсорсерами он арендовал офис, куда на совместные средства была закуплена мебель и оргтехника. Когда единомышленников стало больше, Брэд и его друзья смогли открыть новое, большее по размеру, помещение и превратить это в прибыльный бизнес.

Многие коворкинги стали плацдармом для развития ныне именитых проектов. Например, основатели Uber, решившие начать свое дело после неудачной попытки вызвать такси в Париже, в качестве офиса выбрали нью-йоркский коворкинг Yard. Команда Instagram трудилась в коворкинге Dogpatch Labs (Сан-Франциско) до тех пор, пока компанию не приобрел Facebook. А агрегатор авиабилетов Skyskaner на заре своего успеха арендовал 10 рабочих мест в коворкинге WeWork в Лондоне. За несколько лет компания выросла до 150 сотрудников и по сей день остается частью сообщества той же сети коворкингов.

 

Первый российский коворкинг появился в 2008 году в Екатеринбурге, а сейчас подобные сервисы представлены во всех крупных городах. Это современно оформленные помещения, которые призваны не просто обеспечить человека рабочим местом и доступом в интернет, но также создать атмосферу, способствующую творчеству, завязыванию профессиональных связей, обмену опытом и идеями.

Всеми вопросами по обслуживанию офиса, приёму корреспонденции, клинингу и так далее в коворкинге занимается специальный персонал. И все же, самое главное отличие коворкинга от классического офиса, заключается в возможности платить только за необходимый срок пользования — неделю, месяц, несколько дней. Помимо этого, коворкинг позволяет арендовать офис как для целой команды, так и для одного сотрудника, что почти невозможно в бизнес-центрах. По оценкам экспертов, к концу 2017 года около 1,2 миллиона человек во всем мире будет работать в «коммунальных офисах».

 

Каршеринг

Поминутная аренда автомобилей — относительно новый, но быстро набирающий популярность вид шеринга, — уже стала хорошей альтернативой общественному транспорту, собственному автомобилю или такси. Прообразы каршеринговых сервисов появились в Париже и Амстердаме в 70-х годах прошлого столетия. Но в то время они больше напоминали обычную аренду автомобиля с более гибкими условиями. Каршеринг в современном понимании, peer-to-peer (от человека к человеку), появился в США только в 2010 году. Лидером рынка на тот момент можно считать Zipcar.

В Москве подобные предложения появились в 2012 году. Пик взрывного роста каршерингов пришелся на 2015-2016 годы. Каршеринг позволяет получить услугу за меньшие деньги по сравнению с затратами на содержание своего автомобиля. Согласно исследованиям, время активного использования авто составляет всего 10%, а оставшиеся 90% приходятся на простой, что сложно назвать экономным потреблением. Каршеринговые сервисы позволяют платить только за время реального пользования автомобилем, при этом компания берет на себя расходы на бензин, ремонт, техобслуживание и мойку.

Дополнительный стимул для развития популярности сервиса придало введение в центре Москвы платной парковки: пользуясь каршерингом, можно оставить авто рядом с Красной площадью, а затем спокойно уйти по своим делам и не платить за паркинг. Другими преимуществами являются отсутствие залога и удобное управление — больше не нужно бояться забыть или потерять ключи, так как открыть автомобиль можно с помощью мобильного приложения.

 

Для города польза каршеринга состоит в снижении нагрузки на дороги и улучшении экологии, так как один автомобиль приходится сразу на нескольких пользователей. Судя по всему, рост спроса на подобные сервисы продолжится, поскольку количество людей с частичной занятостью или работающих онлайн, у которых нет необходимости пользоваться автомобилем каждый день, постоянно растет.

Для поездок на короткие расстояния в России распространены сервисы по краткосрочной аренде компактных средств передвижения, таких как, например, велосипеды, самокаты, гироскутеры. Их покупка не всегда целесообразна, так как большую часть года погода в стране не располагает к поездкам на свежем воздухе. К преимуществам проката относится возможность не платить за ремонт и обслуживание. К недостаткам, по сравнению с каршеринговыми сервисами, — необходимость вносить залог в некоторых пунктах проката.

Антикафе

Антикафе — это сугубо российский формат. Первое заведение появилось в Москве в 2011 году, а спустя 4 года открылся филиал в Лондоне. Рост популярности формата связан с модой на здоровый образ жизни и интеллектуальный досуг. В отличие от коворкингов, здесь акцент делается не на работе, а на развлечении. Следовательно, у антикафе другая целевая аудитория — её ядро составляют не фрилансеры, а студенты, для которых частые посиделки в кафе могут быть не по карману, а собираться дома некомфортно. Подобные пространства удобны тем, что в них можно находится сколько угодно, брать еду с собой и ничего не покупать. Помимо помещения, кофе и сладостей, антикафе предоставляют гостям различные варианты развлечений: например, просмотр и обсуждение артхаусного кино, посещение занятий по иностранным языкам, настольные игры, книги и многое другое. Так как в антикафе посетители проводят меньше времени, чем в коворкинге, оплата устанавливается поминутно.

Коливинги

Коливинги — еще один тренд, набирающий обороты. На первый взгляд кажется, что это обыкновенные общежития, но по факту они представляют собой смесь хостела и коворкинга. По большому счету, современные коливинги — это не что иное, как перерождение интернатов, домов-пансионов и профессиональных общежитий, широко распространенных в XIX-XX вв. Эти пространства ставят перед собой задачу решить проблему переоцененной жилой недвижимости в мегаполисах. Например, в Кремниевой долине, где цены на жилье настолько высоки, что часто не позволяют работникам местных IT-компаний арендовать даже студию, коливинги стали лучшим решением с 2006 года. Несколько лет спустя формат совместного жилья появился в Европе. Самые яркие примеры — The Collective (Великобритания) и Student Hotel (Нидерланды).

С бытовой точки зрения коливинг напоминает общежитие: объединённая гостиная, кухня иногда даже ванная. Однако уровень благоустроенности намного выше, например, здесь нет двухэтажных кроватей, обшарпанных стен и комнат на 5 человек. Как правило, коливинги расположены в современных зданиях с дизайнерским ремонтом. Арендаторам не нужно заботиться о вопросах стирки, уборки, оплате счетов и покупке бытовой химии — все это находится в зоне ответственности управляющей компании.

 

Опытные сотрудники и вчерашние студенты в коливингах получают отдельную комнату за умеренную арендную плату на необходимый срок, а также зоны для работы и отдыха и общество единомышленников. Иногда жители коливингов объединены по интересам, например, создаются творческие пространства для художников, фотографов, музыкантов. Чтобы побудить соседей общаться друг с другом, на территории регулярно организуются мероприятия для жителей: кинопросмотры, совместные занятия йогой, вечеринки с бесплатным пивом и так далее.

В России данный рынок только зарождается, насчитывается всего несколько попыток создания коливинга. В 1920-1930-х годах в СССР существовала похожая по принципу практика домов-коммун для творческой и рабочей интеллигенции. Правила проживания в них были гораздо строже, чем в современных коливингах: например, жители обязаны были отдавать часть своей зарплаты на общие нужды — еду, транспорт, прессу и так далее.

Другие шеринговые сервисы

Развитие шеринговых сервисов обладает огромным потенциалом и способно охватить самые разные стороны человеческой жизни: фудшеринг, обмен одеждой, игрушками, совместные путешествия, и многое другое.

Самые новые сервисы ориентированы на пользователей социальных сетей, которые с помощью странички на Facebook или Instagram стремятся создать улучшенную версию себя. Так, в Японии появился сервис по аренде друзей для фото, когда заказчик из базы выбирает понравившихся ему актеров, а затем договаривается с ними о встрече для совместной фотосессии, результатами которой делится в социальных сетях.

 

В России в этом году СМИ активно писали о стартапе, предлагающем девушкам в аренду букет цветов для фото. Цель аренды, как и в предыдущем случае — произвести впечатление на окружающих: друзей, знакомых, бывшего парня и так далее, без необходимости совершать дорогостоящую покупку. В канун 8 марта сразу несколько сервисов предлагали взять на необходимое время в аренду 101 розу, в придачу к которым по желанию прилагался пакет из дорогого магазина, флакон духов или опция аренды для фото симпатичного незнакомца.

Уверен, что в относительно недалеком будущем нас ждут новые предложения по аренде «на минутку», и кто знает, что это будет на этот раз. Идея «шеринга» вынуждает пересмотреть ценности «общества потребления». Рациональное использование вещей становится актуальным не только с точки зрения финансовой выгоды, но и в контексте заботы об окружающей среде, которая сейчас активно пропагандируется во всем мире.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+