К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Креативная» ходьба. Как гулять, чтобы вас посетила гениальная идея


Уровень революционности мышления можно повысить с помощью правильных методов. Авторы практического пособия «Сеть и бабочка: Как поймать гениальную идею», вышедшего в издательстве  «Альпина Паблишер», Оливия Фокс и Джуда Поллак уже познакомили с этими методиками спецназ армии США и студентов центра Stanford's Student Enterprise Accelerator, StartX в Кремниевой долине

Недавно нейрофизиологи открыли, что секрет прорыва связан с нашей способностью переключаться с одного режима на другой — сосредотачиваться и отвлекаться, пишут Фокс и Поллак. И если режимом сосредоточенности мы сознательно пользуемся всю жизнь, то правильно использовать режим расслабленности многим из нас только предстоит научится. Секрет креативности — именно в комбинации этих двух режимов. «В тот момент, когда мы отключаемся от выполнения задания, мы по умолчанию переходим в пассивный режим. Вы посмотрели в окно... Бам! Ваш мозг в пассивном режиме. Встали, чтобы сварить кофе... Бам! Пассивный режим», — приводят пример авторы.

Forbes публикует отрывок из их новой книги «Сеть и бабочка: Как поймать гениальную идею. Практическое пособие».

Глава 3. На охоте. Как войти в режим гения

«Какой же бездумной деятельностью мне лучше всего заняться?» — часто спрашивают нас клиенты. У нас есть ответ: если нужно выбрать какой-то один вид деятельности, это должна быть ходьба.

 

Идите пройдитесь

В недавнем исследовании участники, которые ходили на беговой дорожке в помещении, смотря на пустую стену, или гуляли на улице, давали вдвое больше креативных ответов, чем люди, которые просто сидели.

«Я думал, что прогулка на свежем воздухе окажется наиболее эффективной, — говорит руководитель исследования, — однако ходьба на беговой дорожке в маленькой скучной комнате дала такие же прекрасные результаты». Кроме того, исследование показало, что кипучая творческая энергия продолжает циркулировать и некоторое время после ходьбы, когда человек уже сидит на месте. «Мы знаем, что совещания на ходу способствуют креативности, но может оказаться, что ходьба перед совещанием почти так же полезна»

 

С когнитивной точки зрения ходьба требует как раз нужного — не слишком высокого — уровня сосредоточенности от нашего исполнителя. Ходьба — сложное действие: мы постоянно получаем информацию от ступней, икр, бедер, рук и, конечно же, от нашего внутреннего уха — органа, отвечающего за равновесие. Но наш мозг хорошо знаком с этой задачей, благодаря чему исполнитель может действовать с минимальным потреблением энергии.

С точки зрения физиологии ходьба стимулирует работу мозга. Увеличение притока крови вызывает в нем каскад замечательных изменений, в том числе высвобождение нейротропного фактора мозга (BDNF)* и других факторов роста.

BDNF стимулирует образование новых нейронов и синапсов, а также укрепляет существующие синапсы.

 

У «открытых» офисов есть как сторонники, так и противники, но немногочисленные внутренние перегородки и мобильные столы по крайней мере позволяют ходить. Как отмечено в стэнфордском исследовании, возможность ходить — самое важное, что такое открытое пространство может дать креативности. Как выяснили ученые, это на 60% повышает творческий вклад сотрудника.

Известно, что у Дарвина была любимая «Песчаная дорожка» для прогулок в четверть мили длиной, по которой он ходил и размышлял, когда работал над какой-либо проблемой.

«Ходьба была так важна для процесса мышления Дарвина, что он порой описывал проблему, которую хотел разрешить, в количестве поворотов дорожки, которые нужно было пройти, чтобы найти ответ».

Мэйсон Карри, изучив привычки почти двухсот наиболее продуктивных изобретателей и новаторов разных эпох, обнаружил, что единственной общей привычкой для всех них была ходьба. Как отмечает Карри, Чарльз Диккенс каждый день после обеда гулял три часа, и то, что он наблюдал во время прогулок, затем попадало на страницы его произведений.

Чайковскому хватало двухчасовой прогулки, при этом он никогда не возвращался ни на минуту раньше, будучи убежден, что заболеет, если честно не отходит все 120 минут. Бетховен тоже подолгу гулял после обеда и всегда брал с собой карандаш и бумагу на случай, если по пути его посетит муза.

 

Серену Кьеркегору приписывают слова: «Лучшие мысли посетили меня на прогулке». Также говорили, что он часто прибегал с прогулок домой, бросался к столу и начинал писать, не снимая шляпы и продолжая держать в руке трость или зонтик.

Иммануил Кант каждый день в одно и то же время обходил городскую площадь.

Вернер Гейзенберг вспоминал о долгих, изматывающих беседах, которые они вели по ночам с Нильсом Бором, пытаясь разобраться в странностях квантовой механики, и которые заканчивались «практически отчаянием».

После этих разговоров Гейзенберг всегда отправлялся прогуляться в одиночестве по близлежащему парку, задавая себе один и тот же вопрос: неужели природа действительно столь абсурдна, как это следует из его экспериментов? Принцип неопределенности, теперь считающийся второй из самых знаменитых и влиятельных научных теорий XX века, пришел к Гейзенбергу, когда тот возвращался по парку домой. Хрестоматийное отвлечение ума.

 

Прогулка с целью отвлечения ума хорошо работает в тихих спокойных местах; эффект будет хуже, если вы будете вынуждены обращать внимание на машины, светофоры, бегунов и так далее, потому что исполнительный режим останется в активном состоянии. Бродить без цели или идти в конкретное место — это ваше дело; Джуде, например, нравится просто идти куда глаза глядят, а Оливии нужно направление и цель (Оливия Фокс Кабейн и Джуда Поллак — авторы книги. — Forbes).

Вот что мы вам скажем: у вас не получится просто куда-то пойти и получить прорыв. Ходьба — замечательный способ создать подходящие условия для этого, но нужно нечто большее, чем просто перебирать ногами.

Практика: «креативная» ходьба

Определите свою проблему. Облекая в слова желаемое, вы запускаете процесс поиска ответа.

Рассмотрите свой исходный материал. Перечитайте последнюю добытую вами информацию. Просмотрите все разбросанные листки и стикеры, на которых вы делали заметки, или их цифровой эквивалент.

 

Поставьте цель. Хотите ли вы ходить, пока не найдете решение своей проблемы, или в течение определенного периода времени, или дойти до определенного места?

Смотрите вокруг. Унестись в мыслях далеко — это неплохо, но не стоит совсем игнорировать окружающий пейзаж.

Возьмите с собой блокнот. У вас всегда должно быть под рукой где и чем записать мысли.

Держите что-нибудь в руке. Монетку, камушек, скрепку, фигурку героя «Звездных войн» — не важно. От рук к мозгу идет очень много информации, и, если эти каналы будут открыты, мозг будет оставаться в более ассоциативном состоянии. У Адама Чейера на столе всегда лежит кубик Рубика, который он крутит в руках, когда думает.

 

Останавливайтесь и записывайте. Не слишком увлекайтесь моментом озарения и продолжайте обдумывать пришедшие мысли. Печально, если вы что-то забудете, не записав сразу.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+