К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Семь уроков, которые любой стартапер может извлечь из сериала «Кремниевая долина»

Фото Judgemental Films Inc.
Фото Judgemental Films Inc.
Не оценивайте компанию слишком высоко, тщательно выбирайте инвесторов и позаботьтесь о хорошем враче

Так как Key Group является фондом ранних инвестиций, к нам часто приходят за советом партнеры или друзья, которые хотят заниматься венчурным бизнесом. Они говорят: «Научите, что нужно делать, чтобы заняться венчуром». Мы говорим: «Хорошо! Посмотрите сериал «Кремниевая долина», и подумайте, сможете ли вы жить такой жизнью?» Потому что стартап не получится, если человек хочет прийти на работу в девять утра и уйти в шесть вечера. Он должен выйти на работу, проснувшись, и уйти за тридцать минут до отхода ко сну. И в выходные он тоже идет на работу (он может не приходить в офис, но утром должен в первую очередь сделать полезное для своего бизнеса, увидеть какие-то метрики, что-то сообразить).

О такой жизни как раз и идет речь в сериале «Кремниевая долина». Конечно, это во многом вымысел, но он очень дельно и реалистично показывает ту самую череду событий, непредсказуемых и невероятных, с которыми стартапу, вне зависимости от страны, приходится сталкиваться каждый день.

Урок 1. Не оценивать компанию слишком высоко

 

Отсутствие инвестиций — очевидная проблема, однако, если инвестор оценит ваш стартап слишком высоко, это также может обернуться неприятностями, вплоть до потери бизнеса. Так, в первом эпизоде первого сезона герои сериала развлекаются на вечеринке у успешного стартапера Джавида и его команды. Джавид — счастливчик, который смог убедить инвестора, что его стартап стоит $200 млн, однако это только на первый взгляд. Во втором сезоне сериала мы видим его уже без работы и без денег — он не оправдал ожиданий инвесторов по росту стартапа и был уволен с должности CEO собственной компании. Из этого следует урок: большие вложения — это большие ожидания по росту, прежде чем брать деньги, вы должны быть уверены, что оправдаете надежды инвесторов и вам не придется организовывать даунраунд.

Урок 2. Нанимать хороших юристов

 

Мысль о том, что для стартапа и фаундера критически важно иметь хорошего юриста, проходит красной нитью сквозь все сезоны. Например, в конфликте с корпорацией Hooli, которая сначала скопировала разработку Pied Piper, а потом подала на нее в суд за нарушение своих же авторских прав, показано, как юристы, находят зацепки в давно забытых мелочах и могут защитить компанию от краха. Внимательно читайте инвестиционное соглашение и соглашение акционеров — от этих документов будет многое зависеть в вашей дальнейшей работе. В процессе создания компании, убедитесь, что продумали все аспекты запуска с точки зрения законодательства, иначе последствия могут быть плачевными.

Урок 3. Не брать деньги у плохих инвесторов

Хороший смарт-инвестор — это не просто «кошелек», но и партнер, на которого можно положиться. В сериале показан пример плохих денег — инвестора, которому точно не стоит доверять принимать участие в делах компании. Расса Ханнемана больше занимают спортивные автомобили и количество запятых в сумме своего счета, чем дела Pied Piper, что оборачивается для компании не очень умными решениями, одно из которых — потратить $30 000 на сувениры с логотипом компании в тот момент, когда компании нужны инвестиции в развитие самого продукта. Стоит выбирать инвесторов и совет директоров с четким планом, для чего вам это сотрудничество, а также узнавать трек рекорд инвесторов.

 

Урок 4. Искать хорошего врача

Как и у наемных работников, у предпринимателей существуют свои профессиональные заболевания. Например, у Ричарда Хендрикса от количества ответственности и работы то и дело начинаются панические атаки и развиваются другие недуги, вроде ночной потливости. Если не заботиться о своем здоровье, гонку стартапов можно не выдержать. В «Кремниевой долине» даже существуют врачи, специализирующиеся на здоровье стартаперов, которые понимают специфику и условия их работы и даже, помимо выписывания лекарств могут, например, подсказать, когда лучше заняться фандрайзингом, помочь решить проблемы со сном и справиться со стрессом.

Урок 5. Быть аккуратным с партнерами, они ваши будущие конкуренты в других компаниях

Ричард и его коллеги, увлеченные новыми идеями, в порыве энтузиазма охотно делились ими с окружающими и часто сбалтывали лишнее. Внимательные слушатели, работники других стартапов и компаний нахваливали Pied Piper, чтобы узнать о нем больше, а затем бежали наперегонки реализовывать эти идеи в своих бизнесах. Именно так компании часто растят себе конкурентов. Не забывайте подписывать NDA и рассказывайте только необходимый минимум деталей и только тем, кому они действительно нужны.

Урок 6. Чтобы бизнес приносил доход, часто приходится менять курс

 

Иногда приходится отказываться от первоначальной идеи бизнеса, чтобы не остаться без пользователей. Например, Pied Piper изначально задумывался как приложение для музыкантов, чтобы проверять, не нарушает ли написанная музыка чьих-то авторских прав. В таком виде стартап был не слишком интересен инвесторам, пока не оказалось, что в его основе лежит инновационный алгоритм сжатия данных, который позволяет сжимать не только музыку, но и видео, изображения и так далее — что дает гораздо более широкое поле для использования. Таким образом, для развития бизнеса может быть очень полезен взгляд со стороны.

Урок 7. Хорошая идея — это полпути к успеху, важна скорость

Многие стартаперы уверены, что их проекты революционны и способны изменить мир. Однако помните, одна и та же идея могла прийти в голову не только вам, и выиграет тот, кто сможет быстро и качественно ее представить. Так, хотя Ричард был автором идеи программы по сжатию данных, команда Hooli смогла быстрее упаковать эту идею и презентовать на конкурсе TechCrunch Disrupt, таким образом идея стартапа Ричарда потеряла смысл еще до запуска. Поэтому представляйте свой стартап инвесторам, как только у вас будет минимально жизнеспособный продукт, а затем посвятите все время на развитие тех характеристик, которые важны вашим будущим клиентам.

Главный урок сериала — мотивация и целеустремленность стартапера помогают преодолеть любую сложную ситуацию. А главная мотивация Ричарда, это не деньги, это не слава, а страсть к своему любимому делу, практически как любовь к собственному ребенку. Это безусловная любовь — поэтому и не задаешь себе вопросы про то, сколько часов провидишь на работе (потому что по сути это не работа), это долгосрочные отношения, для некоторых счастливчиков может даже на всю жизнь...

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+