Иллюзия знаний. Убьют ли новые технологии традиционное образование
Наша жизнь летит в ускоренном темпе и ежедневно ставит перед нами новые задачи, создавая новые отрасли знаний и профессии, для которых необходимы специалисты с подготовкой. Подготовка должна соответствовать современным стандартам, предъявляемым не только работодателями, но, прежде всего, и самой жизнью. В наше время, особенно в нашей стране, к уже устоявшимся требованиям автоматически приписывается умение чувствовать ситуацию и понимать людей, руководить ими на психологическом уровне и к каждому находить свой подход.
Важную роль, наравне с хорошим образованием и дипломами с отличием, сейчас играют коммуникативные способности и эрудиция человека, подразумевающие поставленную речь, начитанность, обладание знаниями в совершенно различных областях, готовность к постоянному самообразованию. Стране нужны профессионалы во всех сегментах и сферах деятельности. Вопрос в том, как из абитуриента за пять лет вырастить специалиста, учитывая тот самый ускоренный темп развития технологий и нового поколения?
Все больше и больше студентов задаются вопросом: «Что эффективнее? Слушать лекцию в переполненной аудитории или в любом подходящем мне месте, удобным мне способом, самостоятельно?» Форма получения образования — это лишь один из факторов при формировании профессионального имиджа, так как на самом-то деле гораздо важнее то, как человек покажет себя в деле.
Сейчас о дистанционном образовании принято говорить как о чем-то новаторском, но на самом деле история его появления упирается корнями в корреспондентское обучение 18 века, когда студенты общались с преподавателями по почте, а экзамены и научные работы сдавали специальным представителям университетов. Первый университет полноценного дистанционного образования — Открытый Университет (Open University) — появился в Великобритании в 1969 году. Тогда же был основан Французский национальный центр дистанционного обучения, (CEND) и на сегодняшний день там предлагается около 2500 курсов.
В России всерьез о дистанционном образовании заговорили только в начале 90-х, в 1997 году министерство образования запустило глобальный эксперимент, а в 2003-м дистанционному обучению была придана юридическая сила. Благодаря развитию интернет-технологий, количество вузов, предлагающих дистанционное образование, продолжает расти. Такая форма обучения дает компетентность в большем количестве профессиональных и актуальных вопросов, предоставляет возможность экономить время на ежедневное посещение университета и параллельно работать, но может ли оно полностью заменить традиционную очную форму обучения в вузе?
Во-первых, посещение учебного заведения дисциплинирует самого человека. Грубо говоря, учит встать с кровати в темное холодное утро, собраться, дойти или доехать и, во что бы то ни было, оказаться в аудитории. Во-вторых, живое общение с преподавателями не сможет заменить ни один компьютер. Преподаватель может один раз записать программные лекции и разослать их студентам, но как дальше пойдёт процесс обучения, не знает никто, кроме самого студента. В чем-то внедрение системы дистанционного обучения минимизирует расходы на образование — не нужны здания, большие аудитории, преподаватели на постоянной основе. Но как при такой системе можно подготовить зубного или хирурга — непонятно. Это имеет смысл тогда, когда человек уже работает по специальности и хочет повысить свой профессиональный уровень, если человек-инвалид, или если он живет в глубинке.
Дистанционное образование — это, несомненно, отличный способ повысить квалификацию или даже получить новую специальность, не выходя из дома. На сегодняшний день удаленно можно пройти не только курсы повышения квалификации, но и получить полноценное высшее (или второе высшее) образование или даже степень MBA. Но очень обманчивой кажется возможность подготовить хорошего специалиста без ежедневного общения с преподавателем, ведения постоянного диалога, сдачи рефератов и курсовых, а не тестовых ответов на вопросы. При такой системе не нужны никакие производственные помещения и лаборатории для проведения опытов, не нужно озадачиваться поиском предприятий для прохождения практики — отправляй тесты и получай на них ответы, а каковы реальные знания у студента — это, похоже, никого не волнует. Но всех волнует, вероятно, вопрос денег, а как известно, дистанционное обучение все платное. Вот и получается, что ректор доволен, студенты, которым нужны корочки, тоже, а какие на выходе будут специалисты — большой вопрос.
Почему лучшие университеты мира, как Гарвард и Оксфорд, не отказываются от классического образования? Вложения в образование — это долгосрочные вложения, отдача не сразу, но она обязательно появится, чтобы граждане нашей страны не ездили лечиться за границу, изучать языки, а могли у себя в стране получать высококвалифицированную помощь, профессионально делать самолеты, носить хорошую и добротную отечественную обувь, а не китайский ширпотреб, и так далее. Именно для этого уважающее себя государство должно вкладывать деньги в образование, а не оставлять его выживать по остаточному принципу, иначе результат будет плачевный! Не зря же говорится, что самое лучшее вложение денег в семье — это в образование детей. Так же и в масштабах страны: нужно, чтобы студенты могли получать полноценное качественное образование, перенимать опыт у своих педагогов, получать специальные навыки, а для этого нужна обширная производственная база и современные лаборатории, а вуз должен нести ответственность за качество выпускаемых специалистов. И всего этого, на мой взгляд, никак нельзя достигнуть при дистанционном обучении. Это тот самый случай, когда сегодняшняя экономия очень дорого может стоить завтра.
Дафна Коллер, создатель компании Coursera, самого крупного проекта в сфере массового онлайн-образования, считает, что уже через пять лет самые престижные вузы мира позволят студентам проходить обучение дистанционно и, возможно, следующей ступенью в развитии онлайн-обучения станет то, что у студентов появится возможность подавать документы как на очные бакалаврские и магистерские программы, так и на дистанционные.
На самом деле здесь стоит вопрос о разнице дистанционного обучения и самообразования. Новые технологии и силу интернета использовать просто необходимо, так как это может послужить стартом глобальной инновации и развитию не только заочной, но и очной формы обучения. Также нельзя забывать, что в основном все зависит от человека и его воспитания. Один весь день просидит в Youtube, смотря видео развлекательного контента, а другой — познавательного, из которого он уже узнает что-то новое. Для начала, например, можно было бы ввести один день в неделю для дистанционного обучения, сокращая учебные дни посещения вуза и преподавателям стараться одной из основных задач ставить способность привить желание и научить учиться. Давать ученикам задания для расширения кругозора и навыка искать необходимую информацию, это также нужно уметь делать. Как показывает жизнь, нельзя категорично отказываться ни от чего нового, но стоит вводить эти инновации не огульно везде и для всех, а постепенно и продуманно, оставляя все полезное и зарекомендовавшее себя ранее.