К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Путь эволюции: как топ-менеджеру стать членом совета директоров

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Конкуренция за места в статусных советах постоянно растет. Как туда избраться? Практические рекомендации

Многие топ-менеджеры мечтают войти в совет директоров: такое назначение позволяет вырваться из операционной рутины, повысить свой статус в корпоративной иерархии и получить доступ к новым контактам. Компании, в свою очередь, тоже ищут опытных директоров, которые могли бы быть полезны своими знаниями, опытом и связями. Но конкуренция за места в статусных советах постоянно растет. Как в этих условиях правильно выбрать совет директоров и избраться в него?

Разберитесь, готовы ли вы работать на стратегическом уровне

Для этого ответьте себе на три ключевых вопроса. Во-первых, состоялись ли вы на операционном уровне или еще есть возможность для роста в менеджменте компании. Этот же вопрос зададут вам на переговорах о вхождении в совет. Во-вторых, достаточно ли вы независимы в финансовом плане. В советах вовсе не мало платят — в большинстве случаев, как раз наоборот. Просто, чтобы качественно выполнять свою работу члена совета директоров, а уж тем более независимого директора, совет не должен стать для вас единственным источником заработка. Ведь в этом случае, можно оказаться зависимым и начать принимать «удобные», а не эффективные решения. Наконец, в-третьих, реально оцените свой временной ресурс. В современном меняющимся мире работа в совете директоров — это не всегда стандартные 4 заседания в год. Зачастую это может быть довольно интенсивный спринт, требующий полной самоотдачи. Я видел много директоров, которые откладывали другие проекты, ставя цели и задачи бизнеса выше денег и личного интереса. К этому всегда надо быть готовым, так как на кону ваша репутация.

 

Точно ли совет директоров

Сегодня собственники и инвесторы ориентируются больше не на форму взаимодействия с управленцем, а на ту пользу, которую он может принести бизнесу. Форм же взаимодействия огромное множество — совет директоров, институт советников, наблюдательные и консультативные советы и т.д. В процессе формирования своего карьерного запроса разберитесь, чем занимается совет директоров в разных компаниях, изучите кодекс корпоративного управления, вступите в одну из профессиональных ассоциаций и посетите несколько мероприятий для получения нужных знаний о роли и деятельности совета. По пути, заодно, вы уже начнете знакомиться с людьми из «стратегического круга» и понимать, что происходит в этом секторе.

 

Определитесь с типом компаний

Если вы все-таки решили идти в советы, сформируйте список компаний, которые вам интересны. Если вы только начинаете свой путь, то выбирайте компании с государственным участием. Это хороший вариант «понюхать пороху» и понять, как работает коллегиальный орган на практике. Также, это откроет путь в новые советы, так как при последующих заявках вы сможете указать соответствующий опыт.  Обязательно соберите информацию о компании, ее стратегии и менеджменте, а главное об отношении к изменениям. Это поможет вам определить, играет ли совет директоров важную роль в развитии бизнеса или же выполняет чисто формальную функцию. Многие директора разочаровывается на первых этапах своей карьеры, приходя в совет, который работает чисто номинально. Но так происходит далеко не во всех компаниях. Главное — уметь правильно находить возможности. Не пытайтесь сразу идти на предприятия из стратегического перечня 91-Р. Такие структуры привлекают людей с большим опытом и связями на «политическом» уровне. Частный бизнес для управленцев тоже интересен: основная «движуха» происходит именно здесь. Попав в эти компании, вы быстро наработаете свое портфолио, участвуя в выходе на новые рынки, разработке рыночной стратегии, сделках и т.д.

Расскажите о себе и своей ценности рынку

 

Будучи функциональным руководителем, вы часто отчитываетесь по операционным вопросам. При движении в советы правила игры меняются. Не стоит писать в резюме «процессные» вещи и задачи, которые относятся к функционалу среднего менеджмента. Делайте фокус на вопросах стратегии и долгосрочного развития, привлечения инвестиций и новых партнеров, повышения стоимости бизнеса. И помните одно простое правило — показывая тот или иной функционал, не забывайте говорить о достигнутом результате, используя при этом интересные цифры и факты. В результате понятное, структурированное и интересное резюме будет выгодно отличать вас в глазах собственников и хедхантеров.

Участвуйте в работе профессионального сообщества

Участие в жизни профессиональных объединений, работа в экспертных группах и консультативных советах будет подспорьем при движении в совете директоров. Более того, такая деятельность позволит вам расширить свою сеть контактов, быть в курсе последних трендов и лучше чувствовать потребности рынка. На пути в совет директоров важно пройти специализированную программу обучения. Идеальным будет сочетание российской программы в «топовом» российском ВУЗе и зарубежный курс .

Заручитесь необходимыми рекомендациями рынка

Профессиональная репутация — один из ключевых факторов при назначении в совет директоров. То есть, важно, то, что о вас думают, говорят и пишут на рынке. Для подтверждения вашей истории возьмите рекомендации у руководителей, коллег, партнеров и экспертов рынка. При согласовании вы можете разместить их в социальных сетях и добавить в резюме. Со временем расширяйте круг ваших рекомендодателей («послов бренда») и постоянно получайте подтверждения ваших компетенций и достижений.

 

Читайте также: Хорошая реакция: как инвесторы воспринимают назначение женщин в советы директоров

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+