К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Цена вопроса: как узнать свою стоимость на рынке труда

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Что нужно знать, чтобы не получить job offer, который по уровню дохода не соответствует вашим знаниям и опыту

Для большинства соискателей вопрос о том, сколько они стоят на рынке труда, является открытым. Сначала кандидат не указывает ожидаемый доход в резюме из страха назвать чересчур крупную сумму и быть отсеянным работодателем по причине «завышенных зарплатных ожиданий». Затем, на этапе собеседования, он продолжает сомневаться и не знает, какую цифру озвучить: «поторговаться» или соглашаться на сумму, предложенную HR-ом. В итоге такой соискатель может принять job offer, который по уровню дохода не соответствует его знаниям и опыту, и получать на 10-30% меньше рынка.

Понимание своей стоимости на рынке необходимо как кандидатам, находящимся в активном поиске работы, так и тем, кто уже трудоустроен, чтобы не оказаться в ситуации, когда ваши коллеги, выполняющие схожие функции, получают зарплату на порядок выше просто потому, что они потрудились и изучили рынок труда и правильно оценили себя как специалиста. Как в таком случае узнать стоимость своего опыта и навыков на рынке труда?

Изучите аналитику

 

Наиболее простой, но при этом эффективный способ узнать уровень зарплат для своей должности — промониторить аналитические данные рекрутинговых порталов. Многие популярные ресурсы регулярно проводят исследования рынка труда, включающие данные о доходах сотрудников в зависимости от отрасли, опыта и города проживания. Также из них можно почерпнуть данные по количеству человек, претендующих в среднем на одну вакансию. Скажем, в сфере телекоммуникаций и IT на данный момент наблюдается недостаток кадров, и работодатели регулярно повышают уровень зарплат, чтобы привлечь талантливых специалистов. В то же время в других профессиональных областях наоборот может наблюдаться переизбыток соискателей, которым приходится быть более скромными в своих запросах, чтобы увеличить шансы на трудоустройство. Эта информация находится в открытом доступе на сайтах карьерных ресурсов.

Проведите собственное исследование

 

Если свежих исследований по вашей отрасли или функции найти не удалось, вы можете самостоятельно просмотреть резюме других кандидатов и оценить, на какие зарплаты в среднем рассчитывают кандидаты со схожим опытом и навыками. Случаются ситуации, когда соискатели, претендующие на одну и ту же должность, имеют разные компенсационные ожидания. Это не значит, что кто-то из них оценил себя неверно, ведь существует ряд параметров, способных прибавить к «стоимости» кандидата дополнительные баллы. К ним относятся: предыдущий опыт работы в компании — лидере своего рынка, дополнительное образование, наличие степени MBA, опыт ведения международных проектов, знание иностранных языков и так далее.

Или же вы можете пойти от обратного и посмотреть, какой уровень заработной платы в среднем предлагают сами работодатели. В большинстве случаев в вакансиях указывается не точная сумма, а ее начальные или конечные значения. То, в какую сторону склонится чаша весов, зависит от вас, от того, насколько точно ваши навыки соответствуют описанию вакансии, выделяют ли они вас среди других кандидатов.

Существует тенденция: чем выше уровень должности, тем реже работодатели и соискатели указывают в открытых источниках данные о предполагаемом окладе. Поэтому топ-менеджерам собрать аналитику по рекрутинговым сайтам будет непросто, эффективнее обратиться к опыту российских и международных агентств, специализирующихся именно на подборе руководителей высшего звена. Исследования подобных компаний помогут вам не только получить общую информацию о рынке, но и данные о составляющих социального пакета в вашем сегменте.

 

Обсудите с HR-ом свои зарплатные ожидания

Несмотря на то, что аналитика дает довольно точную информацию об уровне зарплат, еще большую уверенность в правильной оценке своей «стоимости» вы почувствуете после личного общения со специалистом по рекрутингу. Для выхода на работодателя вы можете придерживаться пассивной либо активной позиции. Первый вариант предполагает, что вы разместили резюме на работных сайтах и ждете звонков от работодателей, чтобы завести разговор об уровне компенсации на интересующей должности и послушать, какие цифры в среднем предлагают по рынку на вашу позицию.

Если при этом вы продолжаете работать на текущем месте, вам необходимо принять определенные меры предосторожности, поскольку рекрутеры компаний чаще всего внимательно следят за лояльностью работников и проверяют, не размещают ли они резюме на работных сайтах. Чтобы избежать неприятных вопросов со стороны HR-службы, измените свой адрес электронной почты, ФИО, подкорректируйте настройки конфиденциальности страницы.

К преимуществам пассивного подхода относится возможность узнать ответы на важные для вас вопросы о вакансии заранее, чтобы затем, в случае, если компания им не соответствует, не тратить время на дальнейшие этапы собеседования. Однако будьте настороже, опытный HR-специалист умеет выстроить разговор таким образом, чтобы добиться информации о зарплатных ожиданиях кандидата раньше, чем озвучит свое предложение. Прежде чем спрашивать об уровне компенсации и социального пакета, внимательно изучите, какой функционал и объем задач предполагает данная должность — именно от этого зависит размер оклада.  Например, на позицию «Директор по продажам» с задачей развития новых каналов продаж, региональной экспансией уровень компенсации может быть на 20-30 % выше, нежели на такую же вакансию, но с целью поддержания уже достигнутых результатов, существующей структуры отдела продаж.

В большинстве случаев пассивная позиция является эффективной, но, если вы претендуете на управленческую или редкую, узкоспециализированную должность, где количество предложений ограничено, не стоит ждать частых звонков от работодателей. В данном случае лучше взять быка за рога: откликаться на вакансии, посещать собеседования и уже при личной встрече обсуждать условия вакансии. Чтобы быть в курсе рыночных тенденций совсем не обязательно ходить на собеседования каждый месяц, несколько интервью в год позволят держать руку на пульсе. Напротив, частые собеседования с дальнейшим отказом от предложений работодателя могут подпортить вам репутацию в HR-кругах.

 

«Дружите» с рекрутерами

Даже если вы не собираетесь менять работу в ближайшей перспективе, оставайтесь на связи со знакомыми HR-специалистами и сотрудниками кадровых агентств, например подпишитесь на их страницы в социальных сетях. Часто рекрутеры размещают интересные вакансии не только на специализированных сайтах, но и на Facebook, таким образом соцсети могут служить дополнительным источником информации об актуальных предложениях, уровню компенсации на многие вакансии. Найти людей, отвечающих за рекрутинг в привлекательных для вас компаниях, можно с помощью вступления в специализированные группы для HR-специалистов, например «Лучшие HR-Практики», «HR Вакансии и резюме», «HR Управление персоналом в Москве» и т. д.

Крайне важно завести знакомства с консультантами агентств по подбору персонала, ведь далеко не все работодатели публикуют управленческие вакансии в открытых источниках. Многие лакомые предложения отдают в работу агентствам. Недостаточно просто выслать резюме на электронную почту рекрутеру — в этом случае вас просто добавят в базу и могут забыть на долгие годы. Если вы уже решили «задружиться» с представителями ведущих агентств, то напрашивайтесь на встречу, расскажите о своем опыте, карьерных целях на ближайшее время. Периодически напоминайте о себе, поддерживайте отношения. Только в этом случае у вас будет инсайдерская информация о рынке труда, возможность попросить оценить свою стоимость у независимого консультанта, хорошо знающего вашу предметную область. Он же может рассказать вам, за счет чего вы сможете эту стоимость поднять, какие знания и навыки наиболее востребованы, какие блоки вам надо подтянуть. Ведь после собеседования далеко не каждый рекрутер скажет вам правду, назовет истинную причину отказа. А так вы можете быть уверены в объективной и независимой оценке.

Используйте все возможности социальных сетей

 

Группы в социальных сетях сегодня могут конкурировать с работными сайтами, особенно если речь идет о поиске вакансий в определенной сфере, например искусство, медиа, IT и т. д. В России объявления о вакансиях чаще размещаются на Facebook, чем «ВКонтакте», поэтому начать следует с поиска сообществ именно в этой социальной сети. Из групп общего профиля одними из самых популярных являются: «Есть работа — нужна работа», «Вакансии для хороших людей», Sell your head.

Не стоит списывать со счетов и LinkedIn — несмотря на блокировку сайта в России, многие HR-специалисты до сих пор его используют, особенно при поиске топ-менеджеров. Вступление в профильные группы поможет без особых усилий следить за тем, какие специалисты и навыки сейчас наиболее актуальны. В последний год заметно возросла популярность Telegram-каналов различной тематики, в том числе и для поиска сотрудников. Особенно на них следует обратить внимание специалистам из сферы IT (например, «Трактор на Джинне», «Мой круг», «Топ-вакансии для веб-разработчиков») и digital (Digital Job, «Digital вакансии», «Вакансии и резюме из Digital»).

Слушайте «сарафанное радио»

Не секрет, что даже в рамках одной компании сотрудники любят посплетничать и обсудить, у кого какая зарплата, кто какие бонусы планирует получить. В ряде компаний обсуждение подобных вопросов находится под запретом, но редко кому удается избежать утечки информации. Да и с возрастом сеть контактов только растет, а значит, и источников информации становится больше. Вы уже можете знать, что сотрудник на вашей должности из компании N получает на 20% больше вас, а в компании X за тот же объем работы платят на 10% меньше, чем у вас. Обращая внимание на эти цифры, нужно так же учитывать большое количество факторов, влияющих на уровень заработной платы сотрудника: отрасль, масштаб компании, объем полномочий, этап развития компании и многие другие. Например, в одной компании фиксированный оклад будет меньше, а бонусная составляющая больше или компания может предоставить расширенный социальный пакет. Вы должны постоянно общаться на форумах, конференциях, семинарах с коллегами по отрасли — собирать собственную аналитику.  У этого метода есть погрешность, ведь человеку свойственно выдавать желаемое за действительное, кто-то с удовольствием приврет, назвав сумму больше, или наоборот — поскромничает и назовет цифру намного меньше реальной. Но так или иначе, общая картина о рынке труда в вашей профессиональной области у вас сложится.

 

Не нужно ждать увольнения, чтобы начать задумываться о своей стоимости на рынке. Чем лучше вы знаете цену своим умениям и навыкам, тем стремительнее пойдет вверх ваша карьера. Поэтому возьмите ситуацию в свои руки: изучайте исследования рынка труда, подпишитесь на рассылку вакансий по интересующей должности, сохраняйте контакт со знакомыми рекрутерами, общайтесь с коллегами по цеху, вероятно, вы не осознаёте всех возможностей, которые может предложить вам рынок труда.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+