К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На разных языках: как онлайн-школы английского конкурируют с офлайном

Фото Noah Berger / Reuters
Фото Noah Berger / Reuters
Интернет-обучение языкам по Skype превратилось в экосистему, способную конкурировать с живым преподавателем

На рынке онлайн-образования с каждым годом ужесточается конкуренция между школами онлайн- и офлайн-формата. С одной стороны, каждый из них имеет свои особенности. С другой, это легко объяснить развитием технологий и стремительным переходом бизнеса в цифровую плоскость.

Главное преимущество изучения иностранных языков онлайн — экономия времени. По данным внутреннего исследования, 97% студентов EnglishDom отмечают именно этот параметр. Около 69% указывают на персонализацию интернет-обучения и гибкость такого формата. Также студенты ценят инновации и динамику их внедрения в учебный процесс. Учитывая особенности современного поколения Z, решается и вопрос социализации, а также момент знакомства с новым контентом именно посредством онлайн-каналов, к которому они так привыкли благодаря соцсетям.

На данном этапе можно выделить следующие крупные онлайн-школы изучения английского, а также множество мелких проектов, которые так и не смогли набрать большее количество студентов, потому что не предложили инновационные способы обучения. Например, SkyEng и EnglishDom разработали собственные экосистемы для обучения и пошли по модели стартапа. Englex привлекает студентов из собственного популярного блога. Engoo сконцентрировались на азиатском рынке студентов, сократив длительность занятий. Wrabbit предоставили большее количество языков для изучения.

 

Согласно данным открытых источников, суммарная численность студентов в ведущих онлайн-школах английского на сегодня составляет 20 000 человек. Порядка 80% — это жители Москвы и Петербурга, остальные относятся к другим регионам России и странам СНГ. Это объясняется тем, что в столице проживает большое количество людей с динамичным темпом жизни и работы, которые хотят избежать пробок и ценят свои деньги.

Почему офлайн все еще доминирует

 

На данный момент, согласно рейтингу сайта Enguide, только в Москве доступно более 300 офлайн-школ английского языка. Среди них известная English First, которая в 2014 году смогла обучить около 70 000 людей в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи — эта цифра в 3,5 раза превышает суммарное количество студентов, изучающих английский через онлайн-школы России и СНГ. По другим данным, в 2016 году в одной лишь Москве около 200 000 человек обучались  английскому офлайн. Показатель в десять раз превышает суммарного количества студентов онлайн-школ английского. Перевес в сторону традиционного способа изучения языка обусловлено несколькими причинами.

  • Консервативное мышление преподавателей. Даже несмотря на то, что многие современные решения позволяют освободить до 50% их времени на проверку домашнего задания, ведение журнала и так далее.
  • Проблема оцифровки обучения в России. В октябре 2016 года, марте и июне 2017 года были сделаны попытки в рамках проекта «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Но пока они не смогли продвинуться далеко.
  • Низкий уровень компьютерной грамотности. Большое количество студентов все еще обладают низкой компьютерной грамотностью, и такой же скоростью восприятия инноваций
  • Качество интернета в России. По данным GFK, лишь 70,4% населения в возрасте от 16 лет имеют доступ к интернету. Это также является препятствием для онлайн-обучения, сужая географию студентов до городов с наиболее развитой коммуникацией.
  • Доминирование поколения X над Y и Z. В России последние составляют 9,7% и 16% соответственно против 45%-ной доли поколения X. Это значит, что есть огромное количество людей, для которых важен формат именно живого общения. Таким людям все еще не понятен принцип геймификации, как серьезный инструмент вовлечения студентов. 
  • Поиск формата. Одной из ведущих моделей онлайн-обучения считается «перевернутый класс», когда студент перед уроком может ознакомиться с теорией, а в процессе обучения задает лишь ключевые вопросы. Но, несмотря на свою популярность, даже эта модель все еще считается малоэффективной.

Почему онлайн-рынок имеет высокий потенциал

Согласно исследованию J`son&Partners Consulting, онлайн-рынок образования России прирастает на 5% ежегодно. Предпосылок для роста много, особенно если учесть высокий потенциал развития технологий. Венчурные фонды, бизнес-ангелы и крупные инвесторы проявляют интерес к рынку образовательных услуг. Недавний пример — компания Mail Group купила IT-портал Geekbrains.

 

Также в ближайшее время стоит ожидать использование VR и AR для изучения иностранных языков. Они помогут студенту не просто изучать английский, но и полностью погрузиться в языковую среду и иностранную культуру. Уже сейчас можно изучить специфическое произношение и сленг афроамериканцев, виртуально присутствуя на историческом событии — протесте чернокожих жителей Америки против агрессии со стороны полиции. Популярность будут обретать и интерактивные способы работы с контентом — игры и истории в стиле TellTale (студент читает рассказ, выбирая варианты дальнейшего развития событий, взаимодействует с текстом посредством мобильного устройства).

Использование искусственного интеллекта в образовательных целях также стимулирует рост рынка онлайн-курсов, хотя заменить живого преподавателя пока невозможно. Шаги в этом направлении есть: переход к электронным системам учета посещаемости, обучение по электронным учебникам под руководством преподавателя. Вполне закономерным выглядит следующий этап — обучение по электронным ресурсам под присмотром специально разработанного бота-куратора.

Big data помогает максимально персонализировать способы обучения, подбирая наиболее подходящий контент с учетом статистики пользователя,  и чем дольше студент потребляет такой контент, тем выше становится его качество. Также у онлайн-обучения, благодаря статистике и Big Data, есть возможность предлагать узко сегментированные курсы и программы обучения для определенных групп студентов и когорт пользователей.

Еще один вектор развития — повышение роли видео и мобильного контента, к которому так привыкли современные пользователи соцсетей. То есть студенту достаточно будет маленькой порции контента для одной сессии изучения, но эффективность этой сессии будет расти. В таком случае на рынке останутся только школы, способные максимально долго генерировать качественный контент для обучения.

Важным этапом развития любой онлайн-школы станет формирование мощного сообщества, где студенты создают группы по интересам, становиятся менторами и наставниками для остальных, активно участвуя в социальной жизни уже в онлайн-формате. В следствие этого эмоциональный опыт учащихся становится гораздо более ценен.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+