К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Двойная игра: что делать, если ваш контрагент оказался мошенником

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Как вести себя предпринимателю в ситуации, когда партнеры не выполняют договорные обязательства?

Заниматься бизнесом в России — задача не из легких. С одной стороны, многочисленные проверки и придирки контролирующих органов, с другой — недобросовестные контрагенты, которые периодически исчезают, прихватив с собой солидную сумму. Предварительная проверка контрагентов далеко не всегда является панацеей. На первый взгляд все просто — претензия, арбитражный суд, исполнительный лист, судебные приставы или банк. Но фактически взыскать задолженность и возместить убытки бывает не так просто: конечный владелец компании-должника может быть участником, но не директором или управлять компанией через номинальных лиц. Взыскание же задолженности через банкротство должника обычно требует много времени и далеко не всегда приносит желаемый результат. При таком раскладе действенным бывает привлечение руководства компании-должника к уголовной ответственности.

Но и на этом этапе предпринимателя ждет неприятный сюрприз. На практике сложилась следующая ситуация: при нарушении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности даже при очевидных признаках мошенничества органы внутренних дел практически не возбуждают уголовное дело, мотивируя тем, что это «гражданско-правовые отношения».

Что же в такой ситуации делать предпринимателю?

 

Фиксируйте общение с контрагентом

Документально оформляйте все договоренности с контрагентом, сохраняйте вашу переписку. Сразу думайте о том, как такие зафиксированные данные будут выглядеть в суде — можно ли из них установить волю сторон, идентифицировать стороны, насколько переписка может быть относимой и достоверной. В дальнейшем эти сведения могут понадобиться вам как в арбитражном, так и в уголовном судопроизводстве. Если разбираться с контрагентом вы будете в арбитражном суде, то переписка будет подтверждать намерение стороны. Если же дело дойдет до уголовного преследования, то переписка с контрагентом будет иметь определяющее значение для квалификации деяния, например, если необходимо будет установить факт злоупотребления доверием или обмана.

 

Инициируйте уголовное преследование

Часто действия должника, которые привели к убыткам, содержат в себе признаки таких преступлений как мошенничество, в том числе, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, а также причинение имущественного ущерба — обманом или злоупотреблением доверием. Обман может состоять в сознательном сообщении заведомо ложных сведений, в умолчании истинных фактов или в умышленных действиях, направленных на введение владельца имущества в заблуждение: фальсифицированный товар, обман при расчетах за товары или услуги.

Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании доверительных отношений с владельцем имущества, а также, когда лицо принимает на себя обязательства, которые заведомо не собирается выполнять. Например, если ваш контрагент получил кредит, аванс за выполнение работ или предоплату за поставку товара, но при этом не собирался возвращать долг и исполнять свои обязательства. При наличии указанных факторов предпринимателю не стоит медлить с подачей заявления о преступлении в органы внутренних дел.

 

Правильно составьте заявление

В заявлении нужно максимально подробно описать хронологию событий с указанием всех известных данных и возможных свидетелей: имен, адресов, телефонов, банковских реквизитов и иных сведений.Не стоит явно обвинять кого-либо из контрагентов, коллег или партнеров. В просительной части заявления пропишите требование провести проверку по указанными вами обстоятельствам, после чего, при наличии соответствующих оснований — возбудить уголовное дело. В противном случае, если дело не будет возбуждено, то вы рискуете быть привлеченным по статье 306 УК РФ, которая предусматривает ответственность за заведомо ложный донос. Экономические дела традиционно считаются непростыми в доказывании, поэтому правильное изложение сути дела в заявлении сильно упростит работу следователя.

Работайте с правоохранительными органами

Дайте понять сотрудникам правоохранительных органов, что вы заинтересованы в принятии законного и обоснованного решения по вашему заявлению — подавайте ходатайства, жалуйтесь в надзорные органы, в том числе в порядке судебного обжалования, если это необходимо. Не нужно бояться «разозлить следователя/сотрудника, проводящего доследственную проверку» — зачастую они просто не успевают глубоко погрузиться в суть вопроса и вынуждены выносить некорректные решения либо могут иметь корыстную или иную личную заинтересованность. Законодательство предусматривает право заявителя знакомиться с материалом, собранным по его заявлению до возбуждении уголовного дела. Этим правом пренебрегать категорически нельзя. Вы сможете узнать, какие действия были предприняты для защиты ваших интересов и что еще можно сделать. К тому же, это поможет предотвратить излишнее затягивание и волокиту по заявлению.

Интересный рычаг воздействия — прием у руководства органа внутренних дел либо начальника следствия. Именно они определяют позицию стороны обвинения на этапе доследственной проверки и возбуждения уголовного дела, поэтому, даже одно их решение, принятое в вашу пользу, может кардинально развернуть ход дела. Часто прием у соответствующего руководителя помогает добиться объективности и привлечения действительно виновных к ответственности.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+