Запустить бумеранг: пять причин принять обратно уволившегося сотрудника
«Бумеранги» — те, что уходят на поиски лучшей жизни, но в конечном счете возвращаются в прежнюю компанию. Этот модный термин не просто так вошел в обиход и набирает обороты. Сотрудник, отдавший одной компании всю свою жизнь, уходит в прошлое. В неравном бою креатива и лояльности все чаще побеждает креатив. Ореолы предателей и отщепенцев, витавшие над ушедшими в другие компании сотрудниками, вдруг куда-то испарились. Согласно исследованиям, проведенным The Workforce Institute at Kronos Inc. и WorkplaceTrends.com, почти половина опрошенных менеджеров по персоналу открыто заявили, что если раньше им строго-настрого было запрещено брать обратно уволившегося сотрудника, то теперь атмосфера в компаниях сменилась на более гуманную. Тем более что около трети бывших сотрудников хотят вернуться в те же организации, из которых они ушли в поисках лучшей доли или себя.
Несмотря на то что, по данным исследования WorkplaceTrends, только 15% опрошенных сотрудников вернулись к бывшим работодателям, почти 40% рассмотрели бы вариант своего возвращения «на щите» в компании, где они когда-то работали. Своим «щитом» они считают достойную, по их представлениям, зарплату, бонусы, премии, и, конечно же, повышение по службе. Собственно, эти критерии и были причиной их изначального ухода. Но, если все изменится, «они с радостью вернутся к бывшему работодателю».
Чаще всего уходят и возвращаются миллениалы — поколение, лишенное привязанностей. Исследование показало, что 46% поколения Y легко вернулись бы к бывшему работодателю, по сравнению всего с 33% «поколения Х» и 29% «беби-бумеров». А это значит, что ваши молодые сотрудники уже скоро уйдут от вас к вашему коллеге по бизнесу. В среднем миллениалы меняют рабочие места каждые два года, как правило, потому что ищут работу и работодателя «под себя». Они относятся к работодателю как к строгому «папе». Миллинеалы могут с легкостью не выйти на работу и даже не считают нужным об этом сообщить. Просто потому, что они нашли что-то более интересное для себя. При этом особой ответственности они на себя тоже не возлагают, считая, что для работы им достаточно просто «быть классными». Да и работу они воспринимают как бесконечную «тусу» и удовольствие. Как только градус удовольствия снижается, они тихо исчезают.
Тем не менее исследования The Workforce, в котором приняли участие 601 менеджер по персоналу, 604 руководителя и 602 сотрудника, работавшие полный рабочий день, показывают, что и работодатели все больше и больше открыты к повторному найму бывших штатных сотрудников — 3/4 начальников и HR уже готовы понять, простить и принять обратно сотрудника, который когда-то покинул их организацию по любой причине.
Итак, в чем преимущества найма сотрудника-бумеранга с точки зрения работодателя?
1. Он уже знает вашу организацию изнутри: понимает корпоративную культуру, как взаимодействовать с коллегами, внутреннюю политику, технологии и клиентов. Поэтому, принимая обратно старого сотрудника, вы экономите время и деньги.
2. Сокращение времени на его адаптацию и обучение: исследование показало, что стоимость найма нового сотрудника может составить до £30,000, включая стоимость ожидания результатов от новичка, плюс стоимость найма и обучения.
3. Он сам будет живым примером для поднятия морального духа в компании, потому что ваши сотрудники воочию увидят, что их экс-коллега сам вернулся. И поймут, что «трава не всегда зеленее по ту сторону забора», и, у вас, таким образом, будет шанс, что утечка кадров станет меньше.
4. Новая перспектива: у «бумерангов», которые работали в других компаниях в течение нескольких лет, постепенно увеличивается профессиональная ценность. Вернувшись, они приносят с собой новый опыт, идеи, связи и даже потенциальных клиентов. Объединив все новые идеи и навыки с их базовым пониманием вашей компании, они способны увеличить эффективность работы всей команды, внося новое видение в текущие проекты и делясь с коллегами новыми знаниями.
5. Расширенный набор навыков: некоторые компании даже видят ценность и потенциальное снижение расходов в том, чтобы разрешить сотрудникам покинуть компанию для расширения опыта и навыков, но оставляют дверь открытой, чтобы они в любой момент могли вернуться.
И, наконец, главный лайфхак — смириться с тем, что миллениалы будут постоянно менять места работы и будут делать это намного чаще, чем предыдущие поколения. Поэтому для защиты собственного бизнеса и уменьшения простоев, нужно выработать собственную стратегию по взаимодействию с потенциальными сотрудниками-бумерангами. Мало того, выработав такую стратегию сотрудничества, вы поможете своей компании выиграть войну креатива против лояльности. Создание групп поддержки на LinkedIn или Facebook для бывших сотрудников и виртуальная связь с ними — всего лишь один из способов это сделать.
Ну а сотрудникам не стоит употреблять фразу «ой, ну все», отправляясь в новое карьерное плавание. Не сжигайте за собой мостов. Помните, репутация — ваш главный капитал, который нарабатывается годами, а уничтожается раз и навсегда. Вы никогда не знаете, когда захотите вернуться.